Оптимистический сценарий для Бурятии: бедных почти не останется

В Народном Хурале обсудили стратегию развития Бурятии до 2035 года

Первая в истории республики стратегия развития Бурятии стала предметом обсуждения на состоявшихся на прошлой неделе в Народном Хурале парламентских слушаниях.

В Народном Хурале обсудили стратегию развития Бурятии до 2035 года

Знаменательно, что комитет Народного Хурала по экономической политике, природопользованию и экологии, участвовавший в подготовке мероприятия, пригласил на обсуждение не только разработчиков, членов правительства, представителей органов местного самоуправления, общественников, но и первого президента республики Леонида Потапова.

Как известно, 3 ноября 2018 года указом президента страны Бурятия включена в Дальневосточный федеральный округ, а уже 6 ноября проект стратегии был представлен главой республики в Народный Хурал. Понятно, что адаптировать в ДФО документ, где социально-экономическое положение республики показано в отношении к показателям Сибирского федерального округа, просто не хватило времени. Как сообщили на парламентских слушаниях, стратегию развития Бурятии ждет обязательное согласование с министерством России по развитию Дальнего Востока на предмет соответствия мероприятиям стратегии социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, а пока депутаты Народного Хурала высказали свое мнение по ряду ключевых вопросов.

59 ключевых проблем

Проект стратегии социально-экономического развития Бурятии на период до 2035 года был размещен на сайте министерства экономического развития России 25 октября 2018 года. Если рассматривать стратегию как документ, определяющий ключевые векторы развития республики при разных сценариях развития, и у этих векторов есть конкретные показатели, то они следующие:

  • увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
  • увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7;
  • увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;
  • увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

При инновационном сценарии ожидаемая продолжительность жизни должна с сегодняшних 70,6 лет подняться к 2035 году до 80,5 лет. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума — снизиться с нынешних 18,5 до 8,2%. Уровень безработицы — сократиться с 9,6 до 4%. Номинальная среднемесячная заработная плата вырасти с 32,2 до 112,2 тыс. рублей. 

Реализация поставленной стратегической цели основана на семи приоритетах развития: развитие человеческого потенциала, промышленного потенциала, локальной экономики, АПК и сервисной экономики, а также запуск проектов-драйверов и инфраструктурного каркаса. Однако, по словам зампредседателя правительства республики по экономическому развитию Игоря Зураева, не все так просто. В ходе формирования стратегии было выявлено 59 ключевых проблем, в числе которых решение следующих задач — существенные экологические ограничения, миграционный отток населения, высокая финансовая зависимость и удаленность от центра, дефицит квалифицированных профессиональных кадров, слабое развитие инфраструктуры и прочее. 

Видеть механизм

Обратить внимание на социальные параметры рассматриваемой стратегии призвал председатель комитета Народного Хурала по социальной политике Игорь Марковец: «Хотелось бы, чтобы вся наша стратегия была пронизана этими программами, призванными реализовать амбициозные задачи. Второй момент, на который мы обращаем внимание, это недостаточное использование потенциала так называемых некоммерческих организаций, включая развитие спорта, культуры, а ведь именно там на каждый вложенный государством рубль общество «добавляет» свои три. Если мы не будем учитывать все эти моменты, мы получим очень низкую социальную эффективность от той стратегии, которую сегодня рассматриваем. Рассчитывая на оптимистический вариант развития сценария, у нас должно быть четкое понимание механизмов достижения этих целей. К примеру, заявляя о достижении к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет, мы должны понимать, что это позволит мамам выйти на работу, а значит, добиться определенного экономического эффекта. С тем же пониманием мы обсуждаем строительство 11 садиков, которые должны появиться в республике в ближайшее время, но при существующем демографическом росте и этого количества явно недостаточно».

Депутат выразил обеспокоенность, что пока стратегия не позволяет понять, каким образом мы будем достигать увеличения продолжительности здорового образа жизни в республике до 67 лет или обеспечивать охват всех граждан профилактическими осмотрами не реже одного раза в год. То же самое можно сказать о запланированной до 50 процентов доли граждан, ведущих здоровый образ жизни. Как республика собирается достигать сокращение случаев злокачественных новообразований, если на сегодня идет рост такой заболеваемости. Наконец, как превратить стратегию в реально работающий документ, чтобы красивые декларации не превратились в пустые слова.

Село — в приоритете

Председатель комитета Народного Хурала по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Петр Носков также заострил внимание участников парламентских слушаний на проблемных моментах агропромышленного комплекса, тем более, что именно этот сектор экономики указан в стратегии в качестве приоритетного. Депутат напомнил, что наше сельское хозяйство, существующее в зоне рискованного земледелия, по-прежнему характеризуется низкой эффективностью и не получает должного внимания со стороны власти.

— Возможно, пришла пора менять подходы, может быть, отказаться от отдельных видов производства, поменять структуру посевов, переходить на возделывание засухоустройчивых сортов и так далее, — сказал Петр Носков. — Стимулировать данный процесс мы можем посредством мер поддержки, где основой является система сбалансированного устойчивого развития сельских территорий. Между тем из проекта стратегии неясно, что представляет собой система сбалансированного устойчивого развития территории и в чем должен соблюдаться баланс. Здесь, по нашему мнению, во главу угла должно быть поставлено сельскохозяйственное производство. Не будет этого производства, не будет развития села. К примеру, в последнее время много говорится о развитии социальной структуры на селе, но никто не говорит о том, что во многих селах детские сады и школы стоят полупустые. Причина — инфраструктура оказалась не обеспечена занятостью, которая бы достойно оплачивалась. Люди покидают село не потому, что их не устраивает качество дорог и сельских клубов, а потому что на селе нет работы.  

— Мы поддерживаем разработчиков стратегии в том, что развитие отрасли должно базироваться на крупнотоварном производстве, так как только крупное хозяйство способно обеспечить масштаб и жизнеспособность всей технологической цепочки. Вместе с тем нельзя забывать, что 70% нынешней сельскохозяйственной продукции в республике производится малыми формами хозяйствования, но мелкие и средние хозяйства в нынешних условиях не способны конкурировать с крупными товаропроизводителями, а вопрос технологической модернизации является для таких хозяйств труднореализуемым. Кроме того, стратегическим направлением в стратегии определен туризм, в связи с чем представляется необходимым определить потенциал этого направления именно с точки зрения сельского туризма. Комитет поддержал проект стратегии в первом чтении, вместе с тем, полагаем, что ко второму чтению предстоит непростая работа по его доработке, — сообщил Петр Носков.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 5 декабря 2018

Заголовок в газете: Определить приоритеты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру