Мусорная реформа в Бурятии: бойкот или провокация

В войне с региональным оператором по мусору власти Улан-Удэ делают заложниками трудовые коллективы и горожан

Мусорного коллапса, которым запугивали горожан отдельные общественники, неожиданно превратившиеся в экспертов по вывозу и переработке твердых коммунальных отходов (ТКО), не произошло.

В войне с региональным оператором по мусору власти Улан-Удэ делают заложниками трудовые коллективы и горожан

Подконтрольные мэрии СМИ рапортуют об этом, настойчиво подчеркивая: напасть миновала только благодаря сохранению «старой схемы». Без участия регионального оператора — компании «ЭкоАльянс».

На недавнем совещании с предпринимателями, которые занимаются вывозом мусора, председатель комитета городского хозяйства Константин Мошковский эмоционально рассыпался в благодарностях собравшимся за их неучастие в тендерах, проведенных «ЭкоАльянсом» на заключение договоров по вывозу мусора. Тем самым подтвердив давно возникшее подозрение: городские структуры целенаправленно блокируют планируемое начало работы регионального оператора. Равно как и внедрение в республике новой, общегосударственной системы, при которой за всю цепочку сбора, вывоза, переработки, утилизации и обезвреживания отходов должен отвечать как раз тот самый, отобранный по конкурсу региональный оператор.  

Полмиллиарда на свалках

По оценке Бурятского УФАС, объем рынка транспортирования коммунальных отходов в Улан-Удэ за 2016 год составил 729,7 тыс. куб.м (более поздних данных нет, но вряд ли город стал «производить» меньше мусора). В деньгах это, по самым скромным подсчетам, не менее 500 млн рублей. И вряд ли городские власти и аффилированные с ними перевозчики заинтересованы отдавать этот рынок новичкам, пусть даже и пришедшим в полном соответствии со всеми требованиями федерального законодательства.

«Мусорный» рынок сегодня крайне непрозрачен, изобилует множеством разного рода схем и ухищрений, которые приносят существенные бонусы всем его участникам. Основные деньги зарабатываются отнюдь не на вывозе мусора от населения, а, главным образом, на договорах с потребителями из бюджетной сферы и ЖКХ, а также госкомпаниями. Практикуется негласный сговор: руководителям муниципальных учреждений Улан-Удэ под страхом увольнения предписано заключать договоры только с конкретными перевозчиками. А также — манипуляции с тендерами, когда устанавливается завышенный тариф или же осуществляется пролонгация контрактов без проведения новых конкурсов. Специфика мусора такова, что сложно вести учет его объемов, и вместо реально вывезенного его количества в счетах фигурируют завышенные цифры. По этой же причине еще одним источником дополнительного дохода является ликвидация стихийных свалок за бюджетный счет.

Мусорный полигон также имеет свою «коррупционную составляющую», позволяя получать «сверхприбыль» на въездных талонах, вольном учете заезжающего транспорта, приеме мусора от частников за наличный расчет. Масштаб этих злоупотреблений несложно было бы установить путем вычисления разницы между объемом, фактически принятым на захоронение, и общим объемом по заключенным договорам. По имеющимся данным, последняя цифра значительно выше, поэтому неслучайно, что она тщательно скрывается от посторонних глаз.  

Такое положение вещей выгодно и отдельным управляющим компаниям, которые контролируются городскими чиновниками и в ущерб жильцам получают дополнительный доход через аналогичные схемы.

Выпускать из рук столь значительные финансовые потоки муниципалам и их деловым партнерам, понятно, не хочется. Рынок четко «распилен». Но тут очень некстати появляется региональный оператор, принципы деятельности которого основаны на полной открытости для потребителей через утверждаемые РСТ тарифы. И заинтересованные лица занялись тем, в чем поднаторели, — стали вставлять палки в колеса.  

«Ничего не работает»

То, что мэр Улан-Удэ Александр Голков неравнодушен к мусорной теме, показала давняя история с «золотыми» баками для раздельного сбора ТКО, приобретенными в 2014 году за 52 млн рублей с нарушениями антимонопольного законодательства. Комизм ситуации заключался в том, что баки-то купили, но вот возможности переработки различных типов бытовых отходов в столице Бурятии как не было, так и нет. Две мусоросортировочных станции простаивают уже многие годы. Хотя с 1 января 2018 года вступил в силу запрет на захоронение отходов без предварительной сортировки.

Александр Голков.

— Все закуплено, но ничего не работает, — кратко и емко оценил «усилия» мэрии по решению мусорной проблемы Восточно-Байкальский природоохранный прокурор Валерий Малханов в своем комментарии в апреле прошлого года.

В августе Советский районный суд признал незаконным бездействие мэрии в вопросе о запуске мусоросортировочных станций. «Эксплуатация мусоросортиворочных станций предполагала обработку всей массы отходов города Улан-Удэ и ближайших территорий, МСС-1 и МСС-2 были включены в территориальную схему в области обращения с отходами. Неиспользование данных объектов повлекло, в том числе, переполнение имеющегося полигона. При этом сведений о том, что именно администрацией Улан-Удэ предпринимались какие-либо меры к эксплуатации данных объектов суду не представлено», — отмечено в решении суда.

По словам природоохранного прокурора Валерия Малханова, «власти пошли по наиболее легкому пути. Мусор просто начали свозить на полигон и закапывать бульдозерами. В итоге мы обросли мусором».

«Подвесили» на год

Суд обязал мэрию обеспечить эксплуатацию мусороперерабатывающих станций. Но когда КУИиЗ заключил договор о передаче МСС-1 и МСС-2 в аренду региональному оператору «ЭкоАльянс» за 12 млн рублей в год, выяснилось, что там и конь не валялся. Отсутствовали отопление, холодная и горячая вода, во многих помещениях административного корпуса не было освещения, частично разрушены вентиляция, отделка. Одним словом, полная разруха. Хотя в договоре указано, что весь имущественный комплекс передается в исправном состоянии, пригодном к использованию по прямому назначению — для сортировки мусора. Наглядный пример уровня ответственности городских чиновников за документы, которые они подписывают!

«ЭкоАльянс» взялся за свой счет отремонтировать технологические линии и оборудование, а МБУ «Комбинат по благоустройству» обязалось привести в порядок здания и системы теплоснабжения. Свою часть работ регоператор выполнил, а также заказал новое весовое и дозиметрическое оборудование взамен непонятным образом пропавшего с сортировочных станций.

Но всплыла еще одна «недоработка» улан-удэнского градоначальства — отсутствие у МСС-1 и МСС-2 утвержденных проектов санитарно-защитных зон, без которых невозможно получить разрешение на эксплуатацию объектов. Возникает вопрос: неужели за столько лет нельзя было сделать хотя бы это или эти документы кем-то сознательно «утеряны»? Только спустя полгода после очередного обращения «ЭкоАльянса» городом весьма кулуарно был проведен конкурс на разработку упомянутых проектов санитарно-защитных зон. Любопытно, что выиграл его один из наиболее крупных перевозчиков мусора в столице Бурятии — «Байкалэкосервис», находящийся в стане противников вступления нового регионального оператора на рынок и менее всего заинтересованный в ускорении запуска станций. Совершенно неудивительно, что сроком исполнения контракта был установлен ноябрь 2019 года, который «подвесил» фактический запуск сортировки, как минимум, на год…

Восточно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура, справедливо оценив нерасторопность мэрии, 17 января вынесла председателю КУИиЗ официальное предостережение о недопустимости нарушения закона и необходимости ускорить передачу МСС-1 и МСС-2 региональному оператору.

Безучастные тендеры

Не будем подробно останавливаться на таких «мелочах», как несоответствие сведений о количестве и дислокации контейнерных площадок в Улан-Удэ, указанных в территориальной схеме обращения с отходами, действительному положению вещей. Для безотлагательной актуализации данных «ЭкоАльянс» неоднократно предлагал городской власти создать совместную комиссию. Но воз и ныне там.

Администрации городских районов вообще ответили, что это не в их компетенции. Хотя постановлением правительства РФ от 31.08.2018 г. №1039 создание места накопления ТКО и ведение реестров является прямой обязанностью органов местного самоуправления. Об этом же гласит и ФЗ от 24.06.1998 №89 (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления».

Мэрия не удостоила вниманием обращение регоператора с предложением согласовать схему транспортировки отходов по Улан-Удэ. А из МБУ «Комбинат по благоустройству» сообщили, что это «не представляется возможным», не уточнив, почему.

Все эти проявления бюрократического бойкота регоператора меркнут по сравнению с рискованной игрой, которую городская власть затеяла на исходе минувшего года, когда в октябре «ЭкоАльянс» объявил тендеры на заключение договоров с перевозчиками по Улан-Удэ. Именно на этом этапе должны были оформиться отношения регоператора с теми, кто уже работает на рынке. Главой Бурятии Алексеем Цыденовым перед регоператором была поставлена задача: обеспечить максимальное сохранение действующих предприятий. Соответствующие тендеры проводились отдельно по каждому из трех городских районов, что, безусловно, обеспечивало большую доступность тендеров для малого бизнеса.

Но этот социально важный этап «мусорной» реформы был неожиданно саботирован самими участниками рынка по причинам, которые позволяют предположить сговор или давление со стороны муниципальных структур. На торгах по Советскому и Железнодорожному районам не было зарегистрировано ни одной заявки от местных участников «мусорного» рынка. В итоге право заключения договоров получили фирмы «СКА» и «Бабръ», обе — из Иркутска. Тендер по Октябрьскому району вообще был сорван.

Появление иркутских компаний можно было бы объяснить происхождением самого «ЭкоАльянса», который зашел к нам из соседнего региона. Но, во-первых, регоператор с сентября прошлого года является бурятской компанией — зарегистрирован и платит налоги в Улан-Удэ. Во-вторых, победа бывших «земляков» объективно сулит ему больше проблем, в том числе репутационных, нежели выгод.

Опасный сценарий

Сами перевозчики объяснили свое неучастие в тендерах тем, что предложенная регоператором электронная площадка «Газпромбанка» совершенно нова для них и, якобы, проблематична для регистрации. Об этом, а также о «вероятной заинтересованности регоператора блокировать местных перевозчиков» было заявлено представителями городской администрации на совещании у главы Бурятии Алексея Цыденова в декабре минувшего года. Любопытно, но городские власти разоблачили сами себя достаточно скоро, когда на повторный аукцион, объявленный теперь уже на предложенной ими площадке «РТС-тендер», не вышел ни один участник. 

Все это наглядно показало, что идет сознательная дискредитация регоператора, а руководство республики пытаются ввести в заблуждение. Странно слышать жалобы о затруднительности регистрации от таких зубров рынка, как МБУ «Комбинат по благоустройству», которое почему-то подает заявку в конце объявленного срока, без указания юридического адреса и иных важных реквизитов. А ведь это муниципальное учреждение ранее выступало заказчиком в 820 контрактах на сумму свыше 802 млн рублей и поставщиком в 118 контрактах на сумму около 75 млн рублей. Еще один несостоявшийся участник конкурса (ООО «Байкалэкосервис») за время своей деятельности успешно выиграл 161 тендер.

Поэтому есть мнение, что ошибки в заявках могли быть допущены преднамеренно, чтобы затем вбросить в подконтрольные СМИ и использовать на официальном уровне тезис о «неправильных» торгах.

Если бойкот тендеров «ЭкоАльянса» имеет целью срыв вывоза ТКО в Улан-Удэ и «мусорной» реформы в целом, то затея провалилась. Как сообщил регоператор, необходимое количество спецтехники теперь уже имеется в наличии, и даже со средним резервом по всем трем зонам в 30%.

Но, возможно, сценарий рассчитан на другое: создать почву для протестных настроений в трудовых коллективах сегодняшних перевозчиков ТКО и двинуть их на борьбу с региональным оператором.

В стремлении сохранить контроль над «мусорными» миллионами городские чиновники не оглядываются ни на общефедеральный характер «мусорной» реформы, ни на пристальное внимание к теме со стороны руководства республики и страны, ни на социальную ответственность перед семьями сотен занятых в этой отрасли горожан. Такая политика в скором времени способна привести к тому, что местные перевозчики, несмотря на все попытки регоператора привлечь их к сотрудничеству, могут остаться без работы. Это уже чревато непредсказуемыми и неуправляемыми последствиями вплоть до перекрытия федеральных трасс или блокирования площади Советов мусоровозами. И называться будет не бойкотом, а провокацией.

Со своей стороны руководство «Эко-Альянса» обратилось к местным водителям-профессионалам, много лет работающим на мусоровозах и коммунальной технике, с призывом: «Приходите! Ждем вас! Вы нужны республике и региональному оператору!».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 23 января 2019

Заголовок в газете: Бойкот или провокация

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру