Как подполковник УФСИН Бурятии стала гончарных дел мастером

Заказы на изделия из глины к Ларисе Мясищевой поступают даже из Москвы

06.02.2019 в 05:42, просмотров: 1182

Многие из нас смотрели американскую кинокомедию «Не шутите с Зоханом», главный герой которой служит спецназовцем, а хочет быть стилистом.

Как подполковник УФСИН Бурятии стала гончарных дел мастером
Лариса Мясищева. Фото: из личного архива.

Днем он выполняет сложнейшие боевые операции, ночью же прижимает к себе обычные парикмахерские ножницы, обливаясь горючими слезами. А в итоге инсценирует собственную смерть и уезжает в Нью-Йорк, где осуществляет свою мечту.

Героиня нашей истории на столь радикальные меры не пошла. Терпеливо отработала в силовых структурах и воодушевленно занялась любимым делом, пронесенным через всю жизнь, — керамикой. И сейчас не только создает уникальные вещи, в том числе с национальной тематикой, пользующиеся спросом по всей стране, но и передает свои знания подрастающему поколению. Знакомьтесь, если еще не знакомы — Лариса Мясищева.

Любовь родом из детства

…Она встречает меня не в строгой форме около исправительной колонии, как было последние несколько лет, а в простом фартуке в Доме творчества Октябрьского района. Приветливо улыбаясь, приглашает в свой кабинет. Процесс здесь кипит вовсю. На столах лежат глина, кисти, краски и прочие материалы и инструменты, за столами сидят ребятишки, которые увлеченно изготавливают поделки и расписывают их, а в центре стоит гончарный круг. Сев за него, моя собеседница берется за очередное изделие и возвращается в прошлое, когда все только начиналось.

— Сколько себя помню, я очень любила месить глину, делать с ней что-то. Даже посещала занятия по скульптуре в Кяхтинской детской школе искусств, где лепила — правда, из пластилина. А после десятого класса поступила на керамическое отделение Иркутского художественного училища. Но окончила лишь три курса из четырех — рано вышла замуж за военного и взяла академический отпуск.

Переезд из Иркутска в Кяхту, а затем — в Улан-Удэ и рождение детей не дали доучиться в колледже и заняться профессией основательно. Чтобы устроить ребятишек в садик, пришлось устроиться туда самой: рождаемость как раз была на пике, и в дошкольных учреждениях отчаянно не хватало свободных мест. Но однажды детские сады при тонкосуконном комбинате (к которым относился и тот, где трудилась Лариса) стали закрывать, а их персонал — сокращать.

— И тут моя жизнь круто изменилась. К тому времени муж ушел из армии в милицию и сказал: «Надо зарабатывать пенсию». Так я попала в паспортно-визовую службу. Документы оформлять совсем не нравилось, хотелось заняться чем-то по душе. Случайно узнала, что живу возле Дома творчества, и в 1997 году ушла туда. Обучала росписи по дереву, лепке из соленого теста и, конечно, из глины. Специально ездила за ней, серой, в Гусиноозерск, выкапывала в карьере близ бывшего завода и привозила в Улан-Удэ. Покупала голубую глину в магазине, смешивала их, делала изделия и обжигала в печи, которую нашла у знакомых. В общем, работала в свое удовольствие.

Через некоторое время произошел ожидаемый поворот судьбы — вновь встал вопрос о пенсионных накоплениях. И мастерица оказалась в пресс-службе Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия. Целых пятнадцать лет она освещала жизнь в местах не столь отдаленных нашего региона и взаимодействовала со СМИ. 

Женщина признается: эта работа многое давала в жизненном плане, включая общение с разными людьми — от журналистов до осужденных, но давила в моральном. Один (а то и несколько) раз в неделю она устраивала релаксацию — закрывала дверь в комнате, включала музыку и брала любимый материал в руки. А когда, будучи подполковником внутренней службы, вышла на заслуженный отдых, исполнила свое давнее желание — приобрела обжиговую печь и гончарный круг и начала обучение все в том же Доме творчества, где приняли с распростертыми объятиями.

Вертись, вертись, мое колесо

Это учреждение и его филиалы в Октябрьском районе посещают около 3 тысяч ребятишек. Здесь функционируют десятки кружков — робототехника, легоконструирование, вольная борьба, английский язык, спортивное ориентирование, знаменитый центр танца «Квартал Дэнс», вокальная, хореографическая и театрально-игровая студии — всего и не перечесть!

Сама Мясищева преподает графику и живопись в изостудии с символическим названием «Мир красок», куда ходят 39 детей, а также лепку из глины и гончарство на круге, куда ходят 24, причем некоторые — с сентября прошлого года, когда, собственно, и стартовала учеба. Две группы, две смены и два занятия по 45 минут каждый день, на которых маленькие ученики постигают капризный характер породы. Ведь каждый ее вид имеет свои особенности. Например, из белой и голубой лучше лепить, а из красной — гончарить.

Фото: из личного архива.

Фото: из личного архива.

Фото: из личного архива.

Фото: из личного архива.

Фото: из личного архива.

— Не случайно в детской песенке поется: «Пластилин нежней, чем глина». Если первый становится мягче после долгого держания в руках, то вторая, наоборот, суше. А потому и использовать ее надо быстро, и хранить по-особому — держать в пластиковом контейнере либо целлофановых пакетах, — поясняет Лариса. — Готовить же приходится самостоятельно (обычно делаю это дома), а закупать — оптом и вдалеке, ибо у нас мало керамических мастерских и нет специализированных магазинов. Конечно, замечательные запасы есть в селе Полканово Кяхтинского района, которое издавна славилось гончарным делом и умелыми мастерами. Бабушка моей знакомой, жившая там, можно сказать, «последний из Могикан», владевшая этим искусством и знавшая залежи. Но туда тоже не наездишься.

Сначала наша героиня хотела заказывать сырье в Китае, но когда узнала, что 100 кг там обойдутся в 2900 руб., а их транспортировка оттуда — в 40 тыс., решила в Питере, где перевозка выйдет всего на 2000 руб. Кстати, с этого месяца не только мальчишки и девчонки, но и их родители, да и вообще все взрослые тоже смогут посещать индивидуальные занятия, но уже на платной основе.

Полезное с приятным

Лариса Мясищева подчеркивает: ее занятие требует постоянной тренировки, иначе навык сбивается. А это непозволительно, когда ты не просто учишь других, но и делаешь для них. Заказы поступают из разных уголков России. Люди просят свистульки, колокольчики (в Бурятии особым спросом пользуются те, на которых изображены девочки и мальчики в бурятской одежде и семейские девушки с ведром и коромыслом), а также банки, кружки и горшки.

— У меня имеются группы по интересам и собственные группы в социальных сетях, магазин на портале «Ярмарка мастеров», через которые и находятся клиенты. Женщина из Москвы попросила семь горшочков для своего начальника, точнее, его родственников к Новому году и сейчас просит еще к 23 февраля. Порой заказывают каждый квартал, а то и месяц, и я не отказываю никому. Вдруг однажды скажешь «нет» и навсегда спугнешь человека? 

Стоимость изделий зависит от их вида, размера, наличия украшений и способа изготовления. Скажем, майолика — роспись специальной краской по необожженной глазури — обойдется дороже, чем молочение — обжиг натуральным молоком. Эта старинная технология была очень популярной, ибо коров хватало, и надежной — посуда, которая была сделана согласно ей, не пропускала влагу.

— Если заниматься керамикой как бизнесом, можно неплохо зарабатывать и даже открыть мастерскую, — говорит мастер. — Но пока я занимаюсь ею больше как хобби. И пробую свои силы в творческих состязаниях. Осенью 2018 года участвовала в конкурсе «Туристический сувенир», где мой колокольчик занял второе место сначала на межрегиональном этапе, а потом — на всероссийском. Планирую участвовать в этом конкурсе и в 2019 году — представить тарелку с национальной тематикой. Многие говорят: пора организовать свою выставку. А не из чего! Все изделия проданы либо подарены, новые нужны!

О том, что совершенству нет предела, Лариса Витальевна знает не понаслышке. А потому постоянно смотрит видеоуроки и мастер-классы на просторах Интернета. Особенно пристально следит за творчеством одного керамиста из США, который ваяет огромные вазы едва ли не одним движением пальцев!

Проверено на себе

Оказавшись возле святая святых всех гончаров, я не могла не воспользоваться шансом. Понаблюдала, как под пристальным вниманием преподавательницы на круге работает девочка по имени Ксюша, и, убрав волосы, надев передник и сменную обувь, сама села за него. Смочила ладони в воде, взяла шарик глины и уперла локти в колени. Едва нажалась педаль, как завертелся диск. Он ощутимо шоркал тыльные стороны ладошек, которые плотно прижимались к поверхности и старательно формировали нечто среднее между стаканом и горшком. Я чувствовала себя Молли из фильма «Привидение» (помните ту знаменитую сцену?) и отрывалась от реальности. А когда очнулась, увидела слегка корявое, но зато лично вылепленное изделие (которое моя наставница обещала довести до ума) и осталась довольна полученным опытом.

Глаза боятся, руки делают, душа отдыхает. Не верите? Попробуйте сами!