В Бурятии бывшие чемпионы мира работают грузчиками и охранниками

Николай Иванов был большой надеждой бурятского спорта

Все продавцы мясного отдела на Центральном рынке Улан-Удэ знают дядю Колю. Он по утрам разгружает стегна вместе с бригадой грузчиков. Но не все продавцы знают, что Николай Иванов был когда-то спортивной надеждой Бурятии.

Николай Иванов был большой надеждой бурятского спорта
Последние три года основная работа Николая Иванова — охранник на автостоянке.

— Где дядя Коля, спрашиваете? Да он мясо сейчас разгружает.

— Это же он чемпион мира по борьбе?

— Ой, не знаю. Но на борца очень похож. Высокий, большой, сильный…

Он блистал в вольной борьбе в начале 80-х. Победил на первенстве СССР среди юниоров, стал обладателем кубка мира среди молодежи, выиграл юниорские первенства Европы и мира. Поднимался стабильно и уверенно. Сейчас Иванов тоже в чем-то стабилен — последние пять лет подрабатывает грузчиком на рынке. А основная его работа — охранник на автостоянке «Динамо». Тут он уже три года.

Был инструктором — получал 6 тысяч

— Николай, как же так получилось? — недоумеваю я. Сначала мы встречаемся с бывшим чемпионом у «Динамо». Сидим в вагончике на въезде на стоянку. В нем две крохотные комнаты. В одной висят ключи, стоит стол с табуреткой, во второй — топчан. Николай Иванов, спокойный, мощный великан в форме охранника, вздыхает:

— Больше-то где работать? Здесь и работаю.

— А как же спорт?

— Одно время я был инструктором по борьбе. Но там получал 6 тысяч рублей. Мало. А потом сюда позвали, на стоянку. Здесь уже 16. Веселее как-то. И на рынок еще устроился, там вообще бригада наших борцов. Серега Ларьков помог, земляк мой с Мухоршибири. Вот вы приходите посмотреть.

Я прихожу.

Мясо — очень специфический товар

Центральный рынок — огромный механизм. Красивые фрукты, свежее мясо, орехи, рассада, мед, молочка… Но многое там происходит не в поле зрения покупателей. Место, где разгружают стегна, — не для слабонервных. Повсюду на крюках висят мясные туши. На кафельном полу — брызги крови. Грузчики таскают, рубщики рубят, продавцы нарезают удобные для покупателей порции. Грузчиками лихо управляет Сергей Ларьков, призер турниров по вольной борьбе. Именно под его руководством работают экс-чемпион Николай Иванов и еще несколько бывших борцов.

— Так я 20 лет здесь, на рынке, — говорит мне Сергей в перерыве. И улыбается. — Я же буддист. Стабильность, постоянство… Понимаете?

— Почему же тогда из спорта ушли?

— Лихие 90-е начались потому что. Я завел семью, кормить надо было. Пришлось перестраиваться и борцовки вешать на крючок. А потом стал более состоятельным и сказал: «Я помогу борцам». И помогаю — особенно детям-спортсменам. В них наше будущее, надежда бурятского спорта.

Николай Иванов проходит в это время мимо и его слова подтверждает:

— Напишите, напишите. Сергей — совсем не миллионер. Но от него реальная помощь.

Ларьков и в бригаду к себе взял нескольких бывших спортсменов.

— Борцы сразу понимают, что в работе с мясом надо владеть техникой, — поясняет он. — Мясо — это не картошка. Очень специфический товар. Если не знаешь, что и как надо делать, даже не подходи.

Некоторые стегна весят по 130-150 килограммов. На одних мышцах их не поднимешь. Грузчики разработали целую технологию — один специальным образом подкидывает тушу, другой ее принимает на себя.

— Я, когда первый день работал на разгрузке, думал, не приду больше, — рассказывает Николай. — Очень тяжело было. Потом стал присматриваться к ребятам, понял, что там есть свои приемы. И из борьбы тоже. Стало легче.

Сергей Ларьков (справа) и Николай Иванов по утрам разгружают стегна на Центральном рынке.
На чемпионатах Бурятии Николаю Иванову (справа) не было равных. Фото из личного архива.
Николай Иванов был большой надеждой бурятского спорта в вольной борьбе. Фото из личного архива.

Я держу удар от жизни

У любого именитого спортсмена, кажется, есть одна дорога после завершения карьеры — идти в тренеры. Но складывается так не у всех. Кто-то с головой уходит в бизнес и делает там прекрасную карьеру. Как, например, известная в городе предпринимательница Светлана Рогова, когда-то профессионально занимавшаяся биатлоном. А кто-то уходит совсем в другие сферы.

— Я борец, и это навсегда, — говорит мне на прощание Николай Иванов. — Знаете, как говорится? Жизнь била ключом, и все — по голове. Меня жизнь била, будь здоров. Многие бы не выдержали. А я держу удар, держу.

— Жизнь для вас — борьба?

— Она для всех борьба. И если ты борец — борись. Ты можешь не стать великим спортсменом, но можешь использовать всю эту энергию в обычной жизни. И многого добьешься.

— Коля, а вы счастливы?

Николай на секунду задумывается.

— Да, — твердо отвечает он. — Тем более, что с осени хочу вернуться в тренерскую деятельность. Директор детдома тут предлагает с ребятами заниматься.

И глаза Николая сияют.

Справка

 

Николаю Иванову 54 года. Расцвет его борцовской карьеры пришелся на середину 80-х годов. Он выиграл множество юниорских турниров, вплоть до международных. Стал мастером спорта международного класса по вольной борьбе. Тренировал его Нима Ивахинов. В 1986 году Николай переехал в Красноярск, к тренеру Дмитрию Миндиашвили. С этого момента карьера Иванова пошла на спад. Сам он говорит, что пришлось искать работу, поскольку спорт не мог прокормить семью. Некоторые коллеги предполагают, что в Красноярске Николай часто болел, поэтому не мог тренироваться в полную силу. Факт остается фактом — на Олимпиаду, о которой мечтал, Иванов уже не поехал.

В Красноярске Николай попал в систему ГАИ, занимался там тренерством, выступал на ведомственных соревнованиях. Получил звания мастера спорта по греко-римской борьбе и самбо. Потом сам стал гаишником, выезжал на ДТП, стоял на посту. В итоге ушел с работы, уехал из Красноярска обратно в Улан- Удэ — по семейным делам. А здесь все пришлось начинать заново. Спортсмена Иванова уже забыли.

ОМОН, банк и фермерство

  • Любовь Волосова, бронзовый призер Олимпиады 2012 года в Лондоне по вольной борьбе, служит в ОМОН «Кречет» в Бурятии. Увлеклась стрельбой из пистолета, занимает призовые места на соревнованиях.
  • Евгений Оцимик, четырехкратный чемпион мира по тхэквондо, работает инженером в отделе информатизации в банке Улан-Удэ. В прошлом году открыл свою школу тхэквондо.
  • Баир Ванжилов, чемпион мира по боевому самбо, после завершения спортивной карьеры стал фермером.
  • Анатолий Михаханов, первый профессиональный сумоист из России, самый тяжелый спортсмен в истории сумо, закончил карьеру в прошлом году. И еще не определился, чем будет заниматься. Единственное, что известно, — Анатолий подумывает вернуться в Японию и заняться бизнесом, не связанным с сумо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 10 апреля 2019

Заголовок в газете: На арене рынка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру