В Бурятии деньги на ремонт грунтовки ушли в неизвестном направлении

Жители сел собрали тысячу подписей в адрес Алексея Цыденова

15.05.2019 в 03:38, просмотров: 1067

Как гласит апокрифическая фраза, приписываемая разным историческим личностям, в России две беды — дураки и дороги.

В Бурятии деньги на ремонт грунтовки ушли в неизвестном направлении

А как свидетельствует письмо, полученное редакцией «МК» в Бурятии», обе эти беды имеются в Мухоршибирском районе.

20 лет кряду его жители ждали «обновления» местной автотрассы. Чиновники изыскивали средства на благую цель долго и девали их невесть куда. Воз остался на прежнем месте и сдвинется ли теперь — вопрос риторический.

Автомобильная дорога от села Хошун-Узур до поселка Саган-Нур — важнейшая артерия для здешнего населения. Именно через этот отрезок протяженностью около 80 километров осуществляется выезд в бурятскую столицу и обеспечивается транспортный доступ к десяткам с лишним населенным пунктам, где, в свою очередь, располагается множество социальных объектов.

Но сегодня по данному участку передвигаться не просто сложно, а попросту невозможно. Причина тому — патовое положение с дорожным полотном. Грунтовка превратилась в гребенку, разбита в хлам и аварийно опасна. «Машины постоянно заносит на неровной поверхности. Скачешь словно по стиральной доске, того и гляди откусишь себе язык, — сетует народ. — То в яму попадешь, то камень поймаешь. А булыжники здесь внушительного размера и в огромном количестве».  

Таким макаром карета скорой помощи мчит пациентов в районную больницу, а школьный автобус везет учеников на различные олимпиады, соревнования, в образовательные учреждения, причем по два раза за день — туда и обратно. И дети, и старики тяжело переносят подобные «вояжи» даже в комфортабельном транспорте.

Из-за «полосы препятствий» ресурс транспортных средств быстро значительно изнашивается, а вероятность серьезных поломок существенно возрастает. Неудивительно, что многие автовладельцы отказываются ездить куда-либо, хоть односельчане и просят. Шоферы не желают лишний раз тратиться на починку «железного коня» и услуги автосервиса.

Водитель межмуниципального маршрута «Улан-Удэ — Мухоршибирь» Самбу знает о набившей оскомину проблеме по собственному опыту — впрочем, как и об ее причинах.

— Раньше трасса обслуживалась дорожной организацией и находилась в более-менее удовлетворительном состоянии. У нас регулярно запускались самоходные машины, разравнивавшие грунт, — рассказывает мужчина. — Когда же фирма потерпела банкротство, ее функции забрало руководство муниципального образования. Теперь дорога не содержится должным образом и не ремонтируется длительное время. Здесь царит настоящий бардак. В 2013-2014 гг., по словам общих знакомых, мой товарищ со школьной скамьи опрокинулся на своем авто и скончался на месте. А в 2018 году зимой две машины столкнулись лоб в лоб, в результате чего одна женщина сломала руку, а две остались инвалидами. Порой, чтобы не идти на риск, приходится ехать не напрямую около 2,5 часа, а в объезд, через горы, примерно 4 часа. 

Примечательно, что семь лет назад в Тугнуе по президентской программе были построены детсад, школы, врачебная амбулатория и дом культуры, на открытие которых лично приезжал Владимир Путин. Сквозь шахтерский поселок к Хошун-Узуру должна была пролечь асфальтированная дорога с федеральной трассы. 12 километров до первого и впрямь появились, хоть и кое-как сделанные, а вот 44 км до второго куда-то подевались.

фото: facebook.com

фото: facebook.com

Обитатели близлежащих поселений неоднократно обращались к их главам, те же, в свою очередь, — к администрации Мухоршибирского района. И перманентно слышали одинаковый ответ: «Денег (в бюджете) нет (ни на строительство, ни на грейдирование), но вы держитесь!».

Между тем из убожеского в божеский вид привести можно не все 80 километров, а хотя бы 40, особо убитых временем и колесами. При этом на дорожные работы израсходовать нужно около 300 тысяч рублей. Вооружившись таким аргументом, наш собеседник вместе со своими единомышленниками отправился к одному из знакомых депутатов, а он — в органы местного самоуправления.

Совместными усилиями необходимая сумма была выбита из муниципальной казны. Но тут по закону жанра пришел ноябрь, и настали холода. Ремонтная тема оказалась закрыта до лучших времен. Когда же наступило тепло, финансы канули в лету. Люди резонно интересовались, где средства, чиновники недоуменно разводили руками.

Однако жители не пустили дело на самотек и не отдали на откуп властям, а направили письменные обращения в уполномоченные структуры. В частности, написали жалобу главе Бурятии Алексею Цыденову, где изложили все вышесказанное. Но, как заведено, вышестоящие инстанции перепоручили разбирательства нижестоящим. Из контрольного комитета правительства РБ послание ушло в министерство транспорта и затем — администрацию Мухоршибирского района, из республиканской прокуратуры — в районную, а после — почему-то в районное же ГИБДД, затерявшись то ли еще в пути, то ли уже на месте. Круг замкнулся.

Но сельчане не намерены сдаваться без боя. Они отправили письмо сопредседателям бурятского регионального отделения Общероссийского народного фронта, создали инициативные группы, собрали без малого тысячу подписей в населенных пунктах (116 — в Боме, 70 — в Галтае, 168 — в Нарсатуе и Верхнем Сутае, 68 — в Калиновке, 320 — в Кусотах, 94 — в Тугнуе и 26 — в Шинестуе) и активно делятся информацией в соцсетях, ставя хэштег #вместемысила.

— Для обеспечения достойной жизни населения и процветания сел в будущем требуется строительство новой асфальтированной дороги, а в настоящем — сохранение и обслуживание существующей грунтовой, организации дорожного движения и обеспечение его безопасности со стороны ответственных органов. Просим обратить внимание на сложившуюся ситуацию и оказать помощь в огромной проблеме, длящейся долгие годы. Мы будем бороться за свои права! — говорят люди.

Комментарий министерства транспорта Республики Бурятия:

«Автодороги в границах муниципального образования являются дорогами местного значения. Согласно федеральному закону от 8 ноября 2007 года №257, осуществление дорожной деятельности в отношении них относится к полномочиям органов местного самоуправления, в данном случае — администрации Мухоршибирского района. В бюджете муниципального образования на 2019 год предусмотрено 11,4 млн рублей на данные цели, в том числе 4,5 млн рублей на содержание дорог межпоселенческого значения общей протяженностью 170,5 км. Эти деньги предназначены для проведения работ в летний и зимний периоды, включая подсыпку, грейдирование, ямочный ремонт, расчистку ото льда и снега, установку дорожных знаков.

Однако реконструкция или капитальный ремонт участка от села Хошун-Узур до поселка Саган-Нур пока не представляется возможным. Для участия в государственной программе РБ «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства» необходима разработка проектно-сметной документации. Ориентировочная ее стоимость составляет 460 тыс. рублей за 1 километр. Такие средства в бюджете отсутствуют на данный момент.

Ведутся конкурсные процедуры для выбора подрядной организации по содержанию автомобильных трасс на 2019 год. После заключения контракта 27 мая на указанном отрезке будет проведена частичная отсыпка, а также выравнивание. Стоимость одного грейдирования — 450 тыс. рублей».