Всадники из Улан-Удэ доскакали до Москвы

Клубы «Золотая подкова» и «Роксис» впервые приняли участие во всероссийских соревнованиях

Я — в конном клубе из Улан— Удэ «Золотая подкова». Когда-то конники занимались на территории республиканского ипподрома на Верхней Березовке. Потом они переехали из-за резко возросшей аренды — и сейчас располагаются на территории бывшей Сотниковской птицефабрики.

Клубы «Золотая подкова» и «Роксис» впервые приняли участие во всероссийских соревнованиях
Максим Токаев преодолевает препятствие. Фото: из архива конного клуба «Золотая подкова».

Эля любит Ламборджини. «Она как кусочек глины, — говорит девочка. — Из Ламборджини можно лепить, что хочется. А еще она похожа на ребенка — любопытная».

Ламборджини — сестра Лакшми. А Лакшми — любимая лошадь Тамары. Тамара говорит, что Лакшми любит поспорить и повредничать. Прям, как она сама.

Вокруг бывшей птицефабрики — пустыри, мусорные мини-свалки и заброшенные производства. А в клубе — лошади, дети и бесконечное чувство любви к животным. Так-то «Золотая подкова» — настоящий контактный зоопарк. Тут бесконечный клубок из собак, кошек, щенят, котят и лошадей. Кто-то из детей принес показать хорька, хорька тискают. Я тоже прошу разрешения его погладить. «Только следите, чтобы не убежал», — умоляюще говорит его хозяйка. Так я и беру интервью — на коленях моих сидит котенок, в руках — хорек.

Дети и лошади встретились за пару дней до соревнований

В конце прошлого года в Бурятии создали федерацию конного спорта. Это открыло возможности для местных ребят. В зональных соревнованиях по конкуру и выездке бурятские конники и так участвовали. Были в Иркутске, Красноярске, Чите, Благовещенске. А вот до российского уровня не добирались. Пока не открылась федерация. После ее аккредитации в апреле прошли открытые городские соревнования на кубок Победы. И в мае финалисты впервые поехали в Подмосковье — на всероссийский кубок Победы. Восемь человек из двух улан-удэнских клубов — «Золотая подкова» и «Роксис».

— А как лошадей везли? — недоумеваю я.

— Так и не везли, — отвечает тренер клуба Наталья Сячинова. — Доставить-то их в Москву можно было, но это долго, дорого и выматывающе. Поэтому детям подбирали лошадей на месте.

— Это же сложно! Ты впервые видишь животное и должен на нем препятствия перепрыгивать. Я думала, что каждый всадник занимается только с одной лошадью.

— В первые годы дети учатся ездить на всех лошадях. Потом, конечно, у каждого появляется своя. Но не сразу. Мы специально готовим ребят к разным животным. Чтобы всадники привыкали к разным характерам, поведению лошадей. Так легче на соревнованиях.

Наталья Сячинова — один из лучших тренеров по конному спорту в Бурятии. Фото из архива конного клуба «Золотая подкова».

«Я просто села и поехала»

Так что ребята из Бурятии оказались подготовлены к встрече с неизвестностью. Московские тренеры, помогавшие готовить наших, прямо им говорили — если проедете весь маршрут от начала до конца, уже будет хорошо. На минуточку, конкур представляет собой преодоление препятствий (в Москве их было 12), которые надо пройти в определенной последовательности. Не уложился в определенное время — получил штрафные очки. Сбил препятствие — штраф. Лошадь отказалась прыгать — штраф. Падение — тебя вообще снимают с соревнований.

Ну так вот. Все наши всадники проехали чистенько, без ошибок. И шокировали этим столичных тренеров. Из 99 участников лучшее «бурятское» место — 14-е. Его заняла Соня Иванова, которой 13 лет. Соня проехала маршрут на Барбариске. Как говорят очевидцы, у девочки с лошадью случился мгновенный контакт. Они стали единым целым.

— Я просто села и поехала, — говорит Соня.

Остальные ребята расположились сразу за ней, одной кучкой. Это не золото с серебром, конечно. Но очень-очень хорошие результаты.

— Как так? — опять удивляюсь я. — Дети увидели лошадей, пару дней позанимались. И выступили прекрасно. Наталья, раскрывайте секреты!

— Надо сесть на лошадь и почувствовать телом, что она хочет, как она хочет, — рассуждает Наталья Сячинова. — По моему выражению, «попой чувствовать». Это такая интуиция высшего уровня. Никакая морковка или сахар не помогут. Животное не задобришь. Надо его чувствовать.

В собственном соку ничего не сваришь

После всероссийских соревнований в Бурятии запахло ветром перемен. В Москве наши конники договорились о семинарах в Улан-Удэ от столичных тренеров. Будут сюда с мастер-классами приезжать и дизайнеры — это специальные составители маршрутов для конкура. Осенью федерация конного спорта планирует провести в Улан-Удэ очередные отборочные соревнования. Их победители опять отправятся в Москву.

Бурятская команда в полном составе — перед парадом участников. Фото из архива конного клуба «Золотая подкова».

— В собственном соку же ничего не сваришь, — вздыхает Наталья Сячинова.

В «Золотой подкове» занимаются около 70 детей и с десяток взрослых. Мальчиков — всего пара человек. Для конного спорта нужно много терпения, которым не все мальчишки обладают.

— Парни здесь все боевыми искусствами интересуются. А я лошадей люблю, занимался ими еще во Владикавказе, где раньше жил, — говорит 14-летний Максим Токаев.

В Москве Макс ездил на буденовце Рейде. Все москвичи предрекали, что юноша не справится с Рейдом. Макс — смог.

— Как получилось? — спрашиваю я.

— Думаю, надо обладать эластичностью. И ума, и тела, — говорит Максим. — Тогда с лошадью можно договориться. Да, договориться — это главное.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 15 мая 2019

Заголовок в газете: Всадники из Улан-Удэ доскакали до Москвы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру