В Бурятии школьники предпочли основы светской этики религиозным культурам

Депутаты Народного Хурала Бурятии обсудили вопросы духовно-нравственного образования

Последний звонок в школах Бурятии прозвенел на прошлой неделе для учителей и учеников, но никак не депутатов. Тема выездного совещания комитета Народного Хурала по социальной политике прозвучала столь же удивительно, сколько и место самого мероприятия.

Депутаты Народного Хурала Бурятии обсудили вопросы духовно-нравственного образования
Обсуждение проблем духовно-нравственного образования в наших школах председатель комитета Народного Хурала по социальной политике Игорь Марковец предложил начать с Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» имени Дамба Даржа Заяева.

Обсуждение проблем духовно-нравственного образования в наших школах председатель комитета Народного Хурала по социальной политике Игорь Марковец предложил начать с Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» имени Дамба Даржа Заяева, что создан при Центре буддийской традиционной Сангхи России. Дело в том, что, согласно федеральному законодательству, в целях формирования и развития личности в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

Что такое ОРКСЭ

Вот уже десять лет в российских школах преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», сокращенно именуемый как ОРКСЭ. Так же, как и бурятский язык, этот предмет изучается в школах с обязательного согласия родителя (законного представителя) обучающегося. 

Курс преподается только в 4 классе раз в неделю и разбит на шесть модулей, каждый из которых (!) сегодня учебное заведение обязано предоставить родителю на выбор. С одной стороны, в программах есть модули «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», с другой — за неимением специалистов и прочих школьных проблем выбор у родителя в итоге оказывается невелик.   

По данным министерства образования и науки Бурятии, больше всего четвероклассников в этом учебном году изучали «Основы светской этики» — 10 608. С «Основами мировых религиозных культур» знакомились 3 604 учащихся. Еще 700 посчастливилось изучать «Основы буддийской культуры» и 488 учеников начальной школы постигали азы православия («Основы православной культуры»). Интересно, что в Бурятии налицо наметилась тенденция к снижению изучения православия и буддизма, потому что в сравнении с прошлым учебным годом курсы «Основы православной культуры» и «Основы буддийской культуры» с легкой родительской руки выбрали на 100-200 учеников меньше. Более того, если год назад 11 учеников изу-чали в школах Бурятии «Основы исламской культуры», то в минувшем учебном году этот курс не выбрал никто.  

По каким причинам изучающих именно эти курсы стало меньше, кто эти курсы преподает, как преподает и какое отношение все это имеет к работающим на территории республики религиозным конфессиям и попытались разобраться на прошлой неделе депутаты.

У доски — лама

Ректор Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» имени Дамба Даржа Заяева Дымбрыл багша пояснил, что многие школы обращались в институт с просьбой оказать помощь в подготовке такого рода курсов, однако дальше разговоров дело не сдвинулось. Педагогов институт готовить не может, а священнослужители педагогического образования, как правило, не имеют. Методических пособий по курсу «Основы буддийской культуры» для 4 класса, адаптированных к нашим школам, пока тоже не издано.

Рядом с Дымбрыл багшой депутат Народного Хурала Вячеслав Цыбиков.

Тем не менее председатель комитета министерства образования и науки Бурятии Батор Цыренжапов заверил присутствующих, что с учетом возникшего внимания к данной теме имеет смысл подключить к работе Бурятский республиканский институт образовательной политики, где могут не только провести соответствующие курсы, но и вовлечь в участие в них представителей религиозных конфессий. Что касается привлечения самих духовных деятелей к процессу преподавания, то главная проблема заключается в том, что такой учитель должен иметь педагогическое образование, поскольку речь идет о довольно маленьких детях.

Кроме того, в новых федеральных образовательных стандартах вместо прежних знаний, умений, навыков появились три вида образовательных результатов. В числе этих результатов — личностные, то есть которые необходимо развивать, достигать, но невозможно оценить. К таким результатам педагоги относят чувство патриотизма, любовь к родине, честность, совестливость, чувство сопереживания и сострадания. Причем если когда-то эти образовательные результаты были выведены в воспитательную работу, то сейчас они включены в стандарт и формируются на протяжении всего процесса школьного обучения. Собственно предмет ОРКСЭ в 4 классе предстает в этом плане только как часть этой работы, потому что большая часть таких личностных результатов формируется совсем не на уроке.

Прикоснуться к душе

— Сегодня мы попытались прикоснуться к очень тонкому и важному вопросу духовно-нравственного образования школьников, причем школьников младших классов, изучить, как у нас обстоят дела с курсом ОРКСЭ, — рассказал председатель комитета Народного Хурала по социальной политике Игорь Марковец. — Религиозное продолжает восприниматься большинством как что-то страшное, к чему ни в коем случае нельзя подпускать детей. Однако, ограждая детей от духовного, мы создаем в них душевную пустоту, лишаем духовных сил. Мы же говорим, что духовность — это сила, благодаря которой люди совершают подвиги, идут на жертвы, обретают смысл жизни, познают самих себя.  

Мы понимаем, что здесь важно соблюсти баланс. С одной стороны, не уйти в религию, а с другой — попытаться приблизить представителей традиционных религиозных конфессий к школьному предмету. Тем более, что депутаты Госдумы приняли в мае новое требование к преподаванию ОРКСЭ и отныне оно обязательно к исполнению. Конечно, каждый лама, священник, имам уже по определению своему должен быть учителем. Одно дело, когда об основах буддийской культуры рассказывает учитель, и совсем другое, когда настоящий лама поведает о том, во что верит, чему был свидетелем и чем дорожит больше всего в жизни. Мне кажется, что для духовного человека передать свои знания кому-то столь же важно, как прожить достойно свою жизнь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 29 мая 2019

Заголовок в газете: Духовность – сила

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру