Николай Некрасов: «Имя ей – Тарбагатай. Страшная глушь за Байкалом»

Как Бурятия готовится к 400-летию протопопа Аввакума

Не за горами красный день календаря для староверов — в 2020 году состоится празднование 400-летия со дня рождения их предтечи — протопопа Аввакума.

Как Бурятия готовится к 400-летию протопопа Аввакума
Гостей встречают хлебом и солью. Фото: пресс-служба министерства культуры Бурятии.

Подготовка к юбилею священника Русской церкви, автора полемических сочинений, чьи имя стало символом стойкости, ведется и на территории Бурятии, где он оставил свой вечный след.

Под эгидой круглой даты в «таежной, озерной, степной» пройдет II встреча старообрядцев мира, международный фестиваль старообрядческих коллективов «Раздайся, когород», смотр-конкурс быта и культуры семейских «Хранители отчих традиций», а также выставки, конференции и мастер-классы, куда пожалуют из всех городов, регионов и многих стран. Организация масштабных мероприятий — в самом разгаре. На днях место грядущих встреч посетили деятели культуры вместе с представителями этнокультурных центров коренных малочисленных народов, окунувшись в удивительную жизнь древлего православия.

По следам раскольников

От города Улан-Удэ до Тарбагатайского района — около часа пути. Первая остановка на нашем маршруте — гора «Омулевая», или же «Спящий лев», получившая свои названия неслучайно. В протекающей рядом реке байкальский эндемик нерестился, а по проходящей мимо дороге перевозился большими бочками. Из очертаний природного памятника и впрямь складывается гигантский царь зверей, смотрящий на долину Селенги. Грива — острые выступы, тело — плавный склон с редкими растениями, а хвост — автомобильная трасса у подножия.

С противоположной ее стороны на вершине другой сопки — Аввакумов крест, установленный благородными потомками 2 июня 2007 года, после I встречи старообрядцев мира. В 1657 году именно через эти места в Даурскую ссылку двигался святой священномученик и исповедник, который выступил против церковной реформы патриарха Никона (замены земных поклонов поясными, крещения тремя перстами вместо двух и приведение икон и книг в соответствие с греческими образцами). Следом шагали жена с детьми и отряд из 50 человек, тянувших баржи. Во время тяжкого пути протопоп написал автобиографию «Житие» — шедевр древнерусской литературы. В 1666 году он был возвращен в Москву, через некоторое время — избит плетьми до полусмерти и, десять лет просидев на хлебе и воде внутри сырой ямы, в 1682 сожжен в Пустозерске.

Фото: пресс-служба министерства культуры Бурятии.

А 253 года назад из Польши по Сибирскому тракту на тарбагатайские земли пришли последователи, или воины Аввакума. Думали, что найдут тут свою погибель, но не знали, что обретут горячо любимую родину, где пустят глубокие корни, дадут обширное потомство и впоследствии в ярких костюмах будут привечать дорогих гостей.

— Вы приехали по самой длинной дороге середины 19 века, — рассказывает художественный руководитель ансамбля «Судьбинушка» Галина Чебунина. — В свое время ее, тяжелую, политую слезами, преодолели наши предки, которые совершили крестный ход в 7,5 тысячи километров. Дети и старики ехали на телегах, остальные шли пешком. К февралю 1765 года, перед постом, первая партия прибыла в уже существующую слободу. Выкорчевывали лес, возделывали пашни, обустраивали жит-быт, селились семьями по 12-15 человек (отсюда и название), да так и осели. И сейчас мы споем песню, посвященную тем событиям.

В гостях у семейских

Когда над речной долиной стихают мелодичные напевы, а во рту растаивает сдобный каравай, мы отправляемся дальше. Вторая остановка — село Тарбагатай (на бурятском языке) или Сурково (на русском), названное в честь крупных грызунов, населяющих эти края. Семейские хранили этимологию бурят, перенимали их занятия и берегли свои традиции. В 2001 году при содействии ЮНЕСКО культура старообрядцев Забайкалья признана шедевром мирового наследия человечества. Галина Чебунина подчеркивает: «В первую очередь это заслуга наших стариков, прибывших сюда, объявленных государевыми преступниками и носивших старорусские платья, свидетельствовавшие о «клейме».

Детский образцово-показательный ансамбль «Черпачок». Фото: пресс-служба министерства культуры Бурятии.

«Имя ей — Тарбагатай. Страшная глушь за Байкалом» — так в своей знаменитой поэме «Дедушка» деревушку описывал великий русский поэт Николай Некрасов. Сегодня в населенном пункте — крепкие хозяйства, добротные дома с резными наличниками и высокими заборами. Жилища служили не застенками, но крепостями, ведь Сибирь была краем суровым, полным колодников и преступников. Но, несмотря на то, что староверы держали избушки под засовом, не отказывали никому в бане, ужине и ночлеге — считали (да и считают) подобное негостеприимство великим грехом.

В 1937 году здесь появился сельский клуб — первый в регионе, где и по сей день занимаются все от мала до велика. Ребятишки вместе со взрослыми навещают бабушек, собирают фольклор, реализуют тематические проекты, издают аудио- и видеодиски. Ныне в районном доме культуры — множество народных коллективов, включая детский образцово-показательный ансамбль «Черпачок». Юные артисты показывают нам игру для знакомства «Заинька» и сценку сватовства.

Но этим знание своих истоков не ограничивается. Подрастающее поколение осваивает ткачество поясов, роспись по дереву, вязание крючком, изготовление туесков, погремушек и прочих изделий из бересты, для прорезки которой нужна недюжинная сила, а также пестрых ковриков и обережных кукол из лоскутов в центре ремесел. «Вот куколка-благополучница с травой-чабрецом внутри для достатка и процветания в жиле, — поясняет заместитель директора дома культуры Татьяна Белоусова. — Семейские женщины — рачительные хозяйки: вяжут половики даже из ветоши, разрезая ее тонкими полосками, украшают избы!».

А в существующем с 80-х годов и заполняющемся до сих пор компактном музее за стеклянными витринами красуются древние книги, иконы и иные вещи, зачастую передававшиеся из поколения в поколение и принесенные в дар простыми людьми. Например, лестовка — кожаные или тряпичные четки из твердых ступенек — «бобочков», символизирующие лестницу духовного восхождения с земли на небо и круг непрерывной молитвы.

Фото: пресс-служба министерства культуры Бурятии.

Все бы ничего, да пространства упорно не хватает. Занятия проводятся и экспонаты хранятся на маленькой площади. Некогда культурное учреждение выиграло денежный грант, купило старинный дом и таким образом хотело расширить свои владения, но по какой-то причине лишилось приобретенного объекта. И сейчас мечтает обзавестись старообрядческим комплексом, построить центр народного творчества, открыть швейную, гончарную и столярную мастерские, чтобы вести научную работу и устраивать фольклорные праздники. И если раньше удавалось получить помощь от государственного российского дома народного творчества имени Поленова, то теперь осталось уповать на самих себя или региональные власти. Для решения всех проблем, в том числе межевания земли, необходимо около двух миллионов рублей.

Святая святых и обитель раритетов

Под своды старообрядческого храма в честь воздвижения честного и животворящего креста представители разных конфессий входят по всем правилам: мальчики, юноши и мужчины — с непокрытой головой, девочки, девушки и женщины, напротив, с покрытой, надев висящие у входа платки и юбки. Внутри пахнет свечами и веет покоем. А отец Сергий проводит экскурс в прошлое.

— Когда при Екатерине II прихватили дальневосточные земли, туда пригнали старообрядцев. Им не оставили шансов на побег, приставив конвой Селенгинского полка, велели заниматься освоением территории, снабдив скотом, семенами и орудиями, но позволили соблюдать свои законы. И люди жили, причем богато. Ведь тут пролегали Чайный и Шелковый пути, продавались иностранные сеялки-веялки. А вплоть до 1917 года не было крепостного права, имелись кафедральный собор и пять церквей, которые разрушились после революции. Тогда иконами топили печи, из них делали мебель. А данная церковь появилась лишь в 2003 году.

Храм в честь воздвижения честного и животворящего креста. Фото: пресс-служба министерства культуры Бурятии.
Настоятель храма отец Сергий. Фото: пресс-служба министерства культуры Бурятии.

Зато сохранились главные каноны и святыни, в частности, двоеперстие и восьмиконечный крест. Настоятель уверен: если беречь свое и уважать чужое, все будет хорошо. И в стенах музея «История культуры старообрядцев» мы убеждаемся в этом лишний раз. Комплекс создан в 2001 году и насчитывает около 8 тыс. экспонатов. Уникальная коллекция собиралась по Тарбагатайскому району свыше 30 лет отцом Сергием вместе со своим сыном Александром Палием. Они и устраивают занимательную экскурсию.

— Коллекционируем кости древних животных — зубров и мамонтов, бизонов и шерстистых носорогов, которые водились здесь до обледенения — 20-40 тыс. лет назад, по оценкам палеонтологов. Они не выкапываются из земли, а просто вымываются дождем. Представленные предметы быта использовались жителями не только Сибири, но и центральной России лет триста назад. Принесены из села Тарбагатай и соседних деревень. Вот, к примеру, раритетные сани и охотничьи лыжи, подбитые камусом, — вперед скользят, назад нет. Вот старинные кружки для кваса — женская и мужская возрастом по 100-150 лет. А вот детская коляска, домашний иконостас и церковный сарафан ручной работы.

Глаза буквально разбегаются. Выясняется, что ту емкость заполняли продуктами, а ту — золотом. В каменных жерновах мололи муку, в квашне замешивали тесто, а в кожаных мешках готовили молоко и творог. Точилом заостряли ножи и топоры, из конского волоса плели сита и веревки, вручную собирая волоски, из глины лепили, а из дерева вырезали посуду. Из стекла же выдували бутылки — сто лет назад на берегу Селенги базировалось специальное производство верхнеудинского купца Голдобина.

Взору предстают плуги и капканы, медные чайники, тульские самовары, чугунные утюги и вафельницы, янтарные бусы, гигантские ключи и деревянные сундуки под одежду, прялки с оригинальными рисунками, механизм водяной мельницы, ступа высотой более метра, праздничная сбруя лошади и даже домовина: в те дни к смерти готовились еще при жизни. Очень любопытной вещицей оказались кованые весы с высокой чувствительностью, на которых измерялось все — от тяжелых мешков до легких монет. И в самом деле — на площадку кладутся два «десятка», и по стрелке определяется вес — 12 граммов.

Уехать отсюда без обеда было бы чем-то нереальным. Пока гости угощались соленым салом, квашеной капустой и малосольными огурцами, супом с грибами, рисом с рыбой и пирожками с черемухой, хозяева продемонстрировали свадебный обряд, считающийся крайне важным событием, — выбрали «жениха» и «невесту» из числа присутствующих и облачили в свадебные наряды под обрядовые песни. Тем временем сотрудники Национального музея развернули фотовыставку «За веру и мужество» с фотографиями старообрядцев конца XIX — начала XX веков. К слову, в закромах этого храма культуры — более 200 материальных «свидетельств» самобытной культуры и удивительной истории семейских нашего региона, которые покажут себя во всей красе и великолепии уже на следующий год.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 25 сентября 2019

Заголовок в газете: «Имя ей – Тарбагатай. Страшная глушь за Байкалом»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру