Как семь школьников из Бурятии спасали город-герой Севастополь и что из этого получилось

Школьники из Бурятии приняли участие в I международном чемпионате выпускников Кампуса молодежных инноваций

16.10.2019 в 05:45, просмотров: 997

Великолепная семерка юных жителей республики разных возрастов приняла участие в первом международном кейс-чемпионате выпускников Кампуса молодежных инноваций, прошедшем с 30 сентября по 10 октября в Севастополе.

Как семь школьников из Бурятии спасали город-герой Севастополь и что из этого получилось
Международная лагерная смена «Алтан туяа». Байкал, сентябрь 2019 г. Фото: Михаил Тихонравов.

Школьникам-победителям разных олимпиад технической направленности со всех уголков страны предлагалось в условиях летнего лагеря найти креативные решения реальных проблем города Севастополя.

На прошлой неделе едва сошедших в Улан-Удэ с трапа самолета учеников приветствовали в университетском кампусе ВСГУТУ. Внимательно выслушав, над чем трудились на другом конце страны юные таланты из Бурятии, ректор ВСГУТУ Владимир Сактоев пожелал ребятам удачи и выбрать ту профессию, которая принесет им счастье.  

От умного кресла  

Первый международный кейс-чемпионат выпускников Кампуса молодежных инноваций собрал 300 школьников со всех уголков страны, в том числе и семь представителей Бурятии, отобранных в ходе проекта «Международная лагерная смена «Алтан туяа», что переводится с бурятского как «золотой луч».

Как рассказали сами участники первого кейс-чемпионата, все было представлено как большая компьютерная игра, в которой мир захватил искусственный интеллект. Для спасения россияне отобрали 300 юных героев, которым предстояло решить, на первый взгляд, вполне житейские проблемы отдельно взятого города Севастополя. Кому-то достался вопрос профессионального выгорания педагогов, кому-то — проблема нехватки в системе здравоохранения молодых специалистов. Команде, куда был зачислен ученик Хоринской средней школы №1 им. Жанаева Дима Екимовский, предстояло спасти разрушающийся жилищный фонд. Ребята успешно справились и заняли первое место. Если говорить коротко, то с помощью лаборатории и собственных разработок они предложили оснастить здания специальными датчиками, которые в случае неполадок оповещали бы об этом собственников и коммунальщиков.

— Наша команда решала задачу, как помочь учителям избежать профессионального выгорания, — рассказала Юля Черных из Хоринской школы №1. — В Интернете обнаружили, что 70 процентов учителей России подвержено эмоциональному выгоранию. Поехали в одну школу Севастополя, где провели собственное расследование, подготовили тесты, потом поехали в другую школу. Из 45 учителей захотели ответить на наши тесты только 24, но даже этого оказалось достаточно, чтобы определить, что половина педагогов подвержена профессиональному выгоранию с начальной стадии до почти критической. Чтобы измерить степень «выгорания», мы придумали «умное кресло», встроили в него датчики веса, пульса и температуры тела. По стоимости самое дешевое вышло в районе 42 тыс. рублей, что вполне по карману любому бюджетному учреждению. Управлять креслом можно с помощью голоса. Кресло могло почитать стихи, включить музыку, сделать массаж…

Владислав Самбуев из Кыренской средней школы Тункинского района и Роман Петров из Хоринской школы №2 вместе со своими командами решали одну задачу, как привлечь в систему здравоохранения Севастополя молодых специалистов. В итоге предложили воспитывать докторов с самого раннего детства. «Когда мы спрашивали школьников, знают ли они, как организовано медицинское обслуживание, только 20 процентов сказали что-то на этот счет, остальные ничего не знали. Мы придумали мини-игру как первый шаг в медицину, видео, где есть герой, который не знает, что такое медицина, но хочет с нами учиться. После этой игры мне лично очень захотелось стать медиком», — рассказал Роман Петров.

фото: facebook.com

фото: facebook.com

фото: facebook.com

фото: facebook.com

Где живет «Хан-жаргал»

Великолепная семерка, отправившаяся спасать Севастополь, была отобрана в результате проекта «Международная лагерная смена «Алтан туяа». Этот кампус был разбит на Байкале, куда съехались победители олимпиад естественно-математического цикла из разных уголков Бурятии и Монголии. Ребят готовили по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых и прочих технологий, заданных в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика»», входящей, в свою очередь, в федеральную целевую программу «Развитие образования».

— Мы разработали образовательную программу «Хан-жаргал» (жаргал переводится как счастье), куда включили четыре модуля: «Клуб юных естествоиспытателей», «Компьютерное моделирование», «Измерения в природе и технике», «Авиатор», — рассказала директор МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им. Жанаева» Долгор Цыренова. — Цель — дать ребятам основы робототехники, авиатехники, проектной деятельности, научить их работать в команде, распределять роли и зоны контроля, создать возможности для эксперимента и практических проб. В этом нам помогали наши социальные партнеры из ВСГУТУ, БГУ, СибГУТИ, БРИОП.  

Добавим, что руководителями проекта «Международная лагерная смена «Алтан туяа» выступили доктор педагогических наук, менеджер тематической смены Нина Павлуцкая, контент-менеджер Михаил Тихонравов, руководитель проекта «Умный дом» Галина Жаркая. Все они приняли участие в VII всероссийском открытом педагогическом фестивале «Современное образование: опыт, инновации, перспективы», прошедшем в г. Сочи. Там бурятский проект «Алтан туяа» занял первое место сразу в нескольких номинациях: «Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся», «Модель формирования внеурочной развивающей среды» и «Инновации в современной школе».

Подводя на встрече с руководством ВСГУТУ итоги сделанного, еще один автор проекта, кандидат физико-математических наук Надежда Алексеева заверила, что кампус в Бурятии открыт для сотрудничества. Почему бы не включить в проблематику рассматриваемых вопросов улан-удэнское городское хозяйство, привлечь силы муниципалитетов к созданию технопарков, на базе которых дети смогут получать современные навыки и определяться с выбором профессии, а взрослые решать насущные проблемы.     

Решить свой кейс

Что ждет нас в будущем, чему учить школьников? По сути, этому были посвящены кампусы молодежных инноваций, начавшие в этом году свою работу по всей стране и направившие первых своих выпускников на международный кейс-чемпионат в Севастополь. В результате не только Рома Петров из Хоринской школы №2 задумался о профессии медицинского работника. Наставник группы из Бурятии, педагог центра дополнительного образования Джидинского района Иван Южиков признался, что после возвращения из Севастополя окончательно убедился в правильности выбранной профессии, к которой его привела судьба. Выпускник экономического факультета, Иван долгое время работал в Байкалбанке, а когда тот закрылся, нашел себя в робототехнике и педагогике.  

— Все мы должны понимать, что повсеместно в нашу жизнь входят информационные технологии, которые, с одной стороны, будут вытеснять людей из привычных им сфер, а с другой — для работы с этими технологиями тоже нужны люди. Каждый месяц появляются новые приложения к телефонам, в которых надо уметь ориентироваться, возникают новые приборы, технологии, требующие соответствующих умений и навыков. Пусть ребенок не свяжет свою жизнь с робототехникой, моделированием или видеомонтажом, но это чрезвычайно расширит его возможности, даст в руки инструменты, которые позволят легко найти себя на рынке труда. Кампус — это возможность на какое- то время попасть в будущее и решить свой собственный кейс. Кстати, в соответствии с показателями, определенными национальными проектами «Образование» и «Цифровая экономика», к 2024 году сеть таких кампусов охватит более 150 тысяч человек.