Сотрудник спецслужб в Улан-Удэ часами зависает над землей

Как спецназовец из Улан-Удэ спасал людей от взрыва гранаты

Отдел специального назначения «Байкал» УФСИН по Бурятии отметил 29 лет со дня образования в уголовно-исполнительной системе России.

Как спецназовец из Улан-Удэ спасал людей от взрыва гранаты
В свободное время Евгений Ш. занимается парапланеризмом. Фото: из личного архива.

На праздничном мероприятии в честь этой даты собрались как ветераны самого «Байкала», так и ребята из подшефного ему военно-патриотического клуба «Корнет», и представители ведомственного общественного совета.

Выставка оружия, полевая кухня, показательные выступления с элементами боя и работой служебных собак и, конечно, торжественное построение с церемонией награждения лучших. Медаль «Офицеры России» получил замкомандира спецназа Евгений Ш. История этого человека уникальна, а сам он, несмотря на многочисленные заслуги, скромен. Тем не менее корреспондент «МК в Бурятии» выведал некоторые факты его биографии, достойные книги, и представляет их вниманию читателей газеты.

Путь бойца

Евгений Ш. родился в Улан-Удэ и едва ли не с садика видел себя автомехаником. Однако судьба уготовила ему иную роль. В детстве мальчик посещал занятия по пулевой стрельбе и однажды взял первое место на соревнованиях. Как сейчас помнит, приглашенный туда почетный гость искренне говорил о чести и отваге, мужестве и патриотизме. Эти слова крепко засели в юной голове, да и обстоятельства сделали свое дело. Едва встал вопрос «кем быть?», подоспел и ответ.

— Из отдела милиции Октябрьского района поступило предложение об обучении правоохранительной деятельности. Экзамены и испытания прошли успешно, и в 2000 году я поступил в Восточно-Сибирский институт МВД России, а в 2004-м окончил его, — рассказывает мой собеседник. 

Вслед за высшим образованием получил и направление на работу — в управление по борьбе с организованной преступностью МВД Бурятии, а именно — в отдел по борьбе с бандитизмом (ныне — управление уголовного розыска, что на улице Ключевская), где 3,5 года работал оперуполномоченным. Именно тогда, в 22 года, он совершил один из главных подвигов.

Как-то раз в дежурную часть поступило сообщение, что на станцию Дивизионная приедет человек, который угрожает взрывом гранаты. Поскольку Евгений жил возле отдела и был при служебной машине, он привлек дежурного оперуполномоченного, наряд дежурных, бойцов СОБРа, своего напарника и отправился на место потенциального преступления. И в самом деле — когда люди тихо-мирно ждали здесь электричку, некий юноша принялся размахивать гранатой Ф-1. Как выяснится впоследствии — на почве несчастной любви, а некая женщина, очевидно, мать девушки, тщетно пыталась успокоить буяна.

— СОБРовцы в форме спрятались, чтобы не спугнуть объект и нейтрализовать при необходимости, а мы с товарищем в «гражданке» попытались сблизиться с ним. Рванули вдвоем, чтобы сократить дистанцию. Представьте такую картину: парень разворачивается, видит мужиков, бегущих на него, и вытаскивает кольцо, которое остается у него в руке. Мы толкаем даму, чуть не попадающую под поезд, и выхватываем гранату, которая оказывается у меня. Стою и не знаю, что с ней делать. А напарник — опытный спецназовец — кричит: «Следи, чтобы чеку не выдернул!». Думал кинуть «лимонку» за идущую электричку, но заметил стоящих там людей и оценил поражающее действие — около 250 метров и возможные последствия.

Неизвестно чем обернулась бы эта ситуация, если бы не помогла счастливая случайность: горе-подрыватель не разогнул «усики» на Ф-1, а потому не привел ее в действие… Операция заняла буквально пару минут, но, казалось, шла целую вечность. Молодому человеку дали 4,5 года лишения свободы — но не за покушение на убийство, а за незаконное хранение боевых припасов. Нашему герою — медаль «За отвагу», а его напарнику — звание майора досрочно.

Наша служба и опасна, и трудна

Когда же в 2008 году УБОП оказалось расформировано, а сотрудники — переведены кто куда, Ш. продолжил бороться с преступными элементами в новой ипостаси. Благодаря хорошей форме и физподготовке сдал необходимые зачеты и нормативы, и пришел в отдел специального назначения «Байкал» управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия, куда его позвал бывший коллега. Это мобильное подразделение, созданное для реагирования на чрезвычайные ситуации — захват заложников, побег осужденных, массовые беспорядки, групповые неповиновения, выезды в горячие точки, — и стало местом службы экс-милиционера на долгие годы и по сей день.

Фото: из личного архива.
Награды Евгения Ш. Фото: из личного архива.

Послужной список Евгения Ш. впечатляет. Особое место занимают три командировки на Северный Кавказ.

— В первую командировку мы совершали разъезды по территории Чечни и несли выездной пост на горе Ястребиная. Отсюда весь Грозный с окрестностями представал словно на ладони, и здесь наш спецназ охранял ретранслятор, обеспечивающий связь. В свое время за эту высоту велись жесточайшие бои, участники которых терпели большие потери и обретали геройские звания. Стратегически важный объект дался нашим войскам высокой ценой.

Сейчас «боевая единица» УФСИН по Бурятии участвует не столько во внешних, сколько во внутренних операциях. Спецназовцы мобилизуются для помощи коллегам из Иркутской области и Забайкальского края, но преимущественно обеспечивают порядок внутри пенитенциарных учреждений нашего региона. Благодаря их отличной профессиональной выучке тут сохраняется спокойная оперативная обстановка, однако не отменяется постоянная боевая готовность: питание, машины и палатки — всегда под рукой на случай форс-мажора.

— Что самое сложное в вашей работе? — интересуюсь я.

— «Бумажная» ее часть, — улыбается замкомандира. — Ну и, конечно, физическая подготовка — не как у обычных сотрудников нашего ведомства — полосы препятствий плюс марш-броски в полной экипировке — шлеме, противогазе, бронежилете и с автоматом.

— Сколько у вас насчитывается обладателей «краповых беретов», и как достается этот символ воинской доблести?

— На данный момент — пять «краповиков». Чтобы получить право на сдачу, нужно прослужить в спецназе три года и иметь незапятнанную репутацию, а чтобы надеть сам берет — пройти квалификационные испытания: пробежать 5 километров во всем обмундировании на время, проделать комплексные упражнения — 7 подходов по 15 раз без остановки и сдать прочие нормативы. Высший знак отличия подтверждать необходимо в течение двух лет.

Все выше и выше

Часы, свободные от нелегкой службы, Ш. посвящает хобби — парапланеризму. История его любви к экстремальному виду спорта зарождалась давно. Будучи ребенком, Женя хотел прыгнуть с парашютом, но, лишь став взрослым, смог исполнить мечту — пусть и в «модернизированном» виде. Лет десять назад проезжал мимо поселка Вахмистрово, над которым парили парапланеристы. Минут тридцать наблюдал, как в небе стоят купола, а когда те опустились на землю, подъехал к пилотам и узнал, что к чему.

В итоге приобрел снаряжение, три недели проходил наземную подготовку, тренировался на маленькой горке и совершал прыжки с 15-20 метров, а затем отправился на большую и осуществил полет со 150-250 метров — первый серьезный и самый запомнившийся.

— Летишь словно в самолете, а сидишь будто на табуретке. Смотришь по сторонам, чувствуешь толчки воздуха под собой да слышишь свист ветра в стропах, — так описывает Евгений ощущения. — Если ветер ровный и спокойный, хочешь просто бросить клеванты, опустить руки и наслаждаться свободой.

Фото: из личного архива.

Делится мой собеседник и полезными знаниями. По его словам, летать можно в любое время года и суток, но важно надевать соответствующую одежду и учитывать нюансы. Вечерами, когда ветер дует в склон, то меняет направление с горизонтального на вертикальное: воздух, который обтекает препятствие, идет вверх, и возникает динамический поток. Попадаешь туда и паришь, пока атмосфера вновь не изменит движение. Личный рекорд Евгения — четыре часа полета. А по утрам, когда солнце прогревает землю, от наиболее «пропеченных» участков поднимаются воздушные столбы и образуются термические потоки. Находишь такой, набираешь высоту до облаков и выше — в зависимости от точки старта и уровня мастерства, — и так около сорока минут. А после перепрыгиваешь на другую «струю».

Сейчас спецназовец осваивает мотопараплан: летательный аппарат со спецмотором позволяет не зависеть от капризов погоды, куда хочешь, туда и летишь. Подчеркивает: в Улан-Удэ не так уж много парапланеристов — максимум 20 человек, 5 из которых летают регулярно, остальные — периодически. Некоторые забрасывают свое увлечение из-за лени или страха, а некоторые отпрашиваются ради него с работы и даже едут за границу — например, в Индию. Эти люди действительно больны небом и всегда открыты для новых пространств. Ведь, как признается мой собеседник, с каждым разом хочется все выше и выше. И, наверное, это его главный жизненный девиз.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 20 ноября 2019

Заголовок в газете: Герой нашего времени

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру