В огне не горит: Животворящему кресту в Бурятии исполнится 330 лет

Как предок жителей Бурятии спасал Святой крест в Селенгинском районе

В доме-музее декабристов Новоселенгинска временно хранится уникальная реликвия — Животворящий крест из Спасского собора Старого Селенгинска.

Как предок жителей Бурятии спасал Святой крест в Селенгинском районе
Фото: из личного архива.

Он попал туда благодаря группе ученых-энтузиастов во главе с Эдуардом Деминым и Алексеем Тиваненко в 1985 году и отметит 330-й день рождения в 2020-м. Сотни паломников из других районов и соседних регионов навещают древнюю святыню, считающуюся чудодейственной, чтобы исцелиться от болезней, помолиться за родных и близких или перед важным делом и, конечно, узнать о чудотворном распятии, с которым связано множество мифов и легенд.

Например, история о том, как крестьянин из Ключевского селения Артамон Клементьев, живший в тех краях, дважды спасал крест, оказавшийся в песках и огне, и завещал служить молебен в выстроенной им часовне «каждогодно» 14 сентября (по старому стилю) своим потомкам. Сравнительно недавно некоторые из них — Юрий Пнев, Ольга Борцова и Наталья Лескова, сведенные самой судьбой друг с другом, — впервые исполнили его волю и рассказали корреспонденту «МК в Бурятии» как это было.

Наталья Лескова: — Девять лет я занимаюсь изучением собственной родословной и составлением генеалогического древа. Информацию нахожу в книгах и документах, даже на старославянском языке, государственных архивах Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края, а также во всемирной паутине. На данный момент схема родственных связей «разрослась» до 24 фамилий, одна из которых — Щербаков.  

Ольга Борцова: — Эта фамилия распространена в селе Барыкино Тарбагатайского района, где жила моя мать — Екатерина Николаевна Борцова-Щербакова, и откуда в 1943 году на фронт ушел ее родственник — солдат Иван Лаврентьевич Щербаков. Мама последняя из наших родственников видела его живым при отправке эшелона с вокзала Улан-Удэ.

Юрий Пнев: — В 2018 году около железнодорожной станции МГА в Ленинградской области поисковый отряд обнаружил останки Ивана Щербакова. Через социальные сети начался поиск его родных, среди которых оказалась и моя семья: Иван был братом моей бабушки. Выяснилось, что Наталья, чья мать — троюродная сестра моей, давно аккумулирует материалы по родословной, в том числе по этому человеку, и располагает обширной базой данных. Группой родственников побывали на месте гибели и мемориале, где захоронены останки Щербакова. Также нам были переданы его личные вещи, собранные буквально по крупицам, включая нательный крестик и красноармейскую книжку.

О.Б.: — Очень удивилась, что бывший однокурсник Юрий — мой родственник. Начали встречаться с ним и Наташей, обмениваться информацией, устанавливать общие корни… Искали сведения о своих предшественниках в разных источниках. Я нашла их в книге «Золотая россыпь Селенгинска» ученого, краеведа и писателя Эдуарда Демина. Оказывается, с 1766 года в Ключевском селении Тарбагатайской волости жил мещанин, впоследствии — крестьянин Артамон Клементьев, который был нашим прямым предком. Моя прабабушка Анна Егоровна Клементьева — из его рода. Эту и многие другие связи по моей родословной восстановить помогла Наталья.

Н.Л.: — Когда восстанавливали ветви, выяснила, что мои родственники тоже имеют отношение к Клементьеву: двоюродная бабушка Прасковья Ивановна Грудинина вышла за него замуж. Стали узнавать о нем больше и выявили его связь с огромным деревянным крестом из старого города Селенгинска, где изображено резное распятие Христа Спасителя, а на обратной стороне размещена надпись на старославянском языке.

Ю.П.: — Судя по надписи, он был изготовлен ятманом Диатьевым (казаком из Запорожья, сосланным в Сибирь) в 1690 году и посвящен казакам, стрельцам, жителям старого Селенгинска. Спустя тринадцать недель осады Селенгинского острога ночью они тайно переправились через реку Селенгу и выиграли решающее сражение с противником, намного превосходящим по численности, в долине Убиенная, названной так впоследствии. В те времена крест предположительно стоял в месте переправы на правом берегу, при впадении Чикоя в Селенгу как символ победы и спасения, веры и памяти.  Возможно, он был задуман и исполнен отдельно стоящим на памятном месте как атрибут церкви или часовни и, пройдя сквозь века испытаний, стал духовным и материальным посланием в будущее.

Староселенгинский Спасский собор. Фото: из личного архива.
Часовня, где находился крест до вынужденного переноса в Новоселенгинск. Фото: из личного архива.
Потомки Клементьевых, Щербаковых, Грудининых возле музея декабристов в Новоселенгинске.

О.Б.: — По сведениям декабриста Николая Бестужева, «еще до пожара в 1780 году крестьянин Ключевского (на Хилке) селения Артамон Клементьев ехал в город Селенгинск для продажи хлеба. В пяти верстах, около Лукого камня, на песчаных буграх, где находился Селенгинский острог, случайно заметил деревянный крест, частично занесенный песком, с вырезанной надписью «В (7198) 1689 году поставил гетман Гаятев…». Он сообщил о находке протоиерею Спасского собора, где крест и был установлен на паперти.  4 апреля 1780 года этот храм, как и Троицкая полковая церковь, сгорел дотла, а буквально на следующий день целая и невредимая святыня нашлась под руинами. Распятие было перенесено в приходскую Покровскую церковь, а когда в октябре она также оказалась уничтожена огненной стихией, было обнаружено под останками и установлено снаружи временной Троицкой церкви. Вскоре, будучи уже лет за 50, Артамон увидел вещий сон и, следуя ему, водрузил крест в деревянной часовне при уцелевшей Казанской церкви, которая 30 января 1805 года тоже загорелась.  Чтобы спасти реликвию от гибели, селенгинцы принялись рубить ее опорную тумбу, стоявшую в замерзшей земле, топором. Опасности удалось избежать, и дело не пришлось заканчивать. Подрубы на опоре можно увидеть и сейчас.  А в память о тех чудесах установлен крестный ход из Кяхты и Ключей в Селенгинск.

Ю.П.: — Спустя полвека деревянная часовня заменяется каменной, крест же красится и дополняется двумя иконами — фигурами в полный рост справа и слева, с которыми составил единый иконостас и которые, предположительно, написал Николай Бестужев, славившийся навыками художника. Каждый год 14 сентября по старому стилю (27-го — по новому) к дню праздника Воздвижения Честага и Животворящего креста Клементьев отправлялся в Селенгинск и после заутрени служил молебен с водосвятием. А перед смертью завещал жене своей и детям, чтобы ежегодно хотя бы один из них непременно был в Селенгинске при молебстве. И наследники прилежно исполняют этот завет, зачастую приезжая вместе с семействами.

О.Б.: — Узнав эту историю, мы решили поддержать и продолжить традицию. 27 сентября 2019 года составом из четырех семей отправились на праздник в Новоселенгинск и Старый город. Присутствовали на службе в новой Спасской церкви, поклонились святому кресту, установленному в музее декабристов, переправились на лодке на правый берег Селенги и установили табличку в память о своем посещении. К сожалению, увидели печальную картину: Спасский собор практически разрушен с советских времен и, возможно, разрушится окончательно в ближайшее время. Каменная часовня не охраняется, кладбище и могильники разграблены и заброшены. Стыдно и больно, что исторические и архитектурные памятники пребывают в таком состоянии! Необходимо срочно спасать их! 

Ю.П.: — Чрезвычайно мощная энергетика ощущается в музейном зале, где находится крест. Он буквально притягивает к себе. К нему хочется возвращаться снова и снова. Верующие устраивают шествия к этому распятию и верят, что оно помогает исцелиться.

Н.Л.: — Артамон Клементьев словно был избран свыше для серьезной миссии. Интересна история не только этого, но и других наших общих предков. Например, самые дальние — Федор Прокопьевич Грудинин с сыновьями Иваном и Григорием — пришли из Енисейского уезда в Селенгинск в 1714 году. Вот так постоянно узнаешь что-то интересное не только о своей истории, но и истории нашего края, родины. Ко мне обращаются люди с просьбой найти предков в архиве и составить родословную семьи. Стараюсь не отказывать им.

Ю.П.: — В советские годы родственные связи частично были утрачены. В настоящее время пробуем восстановить их. Из 24 фамилий, найденных Натальей Лесковой, имеются данные до 11-13 поколений. Некогда наши родственники «растерялись», но сейчас сами находятся и находят общие истоки, причем выходит это постепенно и органично. Уходящий год оказался весьма насыщенным, надеемся, и грядущий получится таким же и принесет много удивительных открытий!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 18 декабря 2019

Заголовок в газете: Несгорающая святыня

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру