В Улан-Удэ может быть построен еще один дом для инвалидов-колясочников

Галина Горбатых о безбарьерной среде в небе и на земле

С 1 января 2020 года вступил в силу приказ минтранса РФ, по которому все новые самолеты должны быть адаптированы для пассажиров с инвалидностью. Речь идет о специальных подлокотниках и местах, качестве освещения и прочее.

Галина Горбатых о безбарьерной среде в небе и на земле
Галина Горбатых.

Кроме того, по сообщению ООО «Аэропорт «Байкал», в республике появится специальный подъемник для лиц с ограниченными возможностями здоровья. О том, где еще удалось проложить безбарьерную среду, мы беседуем с председателем регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», членом Общественной палаты Российской Федерации от Бурятии Галиной Горбатых.

— Галина Алексеевна, насколько помнится, амбулифт должен был появиться в нашем городе еще в прошлом году?

— В сентябре 2019 года Советский районный суд обязал ООО «Аэропорт «Байкал» устранить нарушение законодательства о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья и оборудовать здание нашего аэровокзала подъемником для доступа их на борт самолета. Суд установил срок для исполнения данного решения — 31 декабря 2019 года.

Честно говоря, весь прошлый год мы жили в ожидании этого события. 16 декабря наш специализированный дом инвалидов-колясочников посетил глава Бурятии Алексей Цыденов, которому мы также говорили, что скоро в Улан-Удэ появится амбулифт. Этот вопрос подняли сами жильцы, многие из них занимаются стрельбой из лука, часто ездят на сборы, соревнования. Благодаря введению субсидированных тарифов поток инвалидов, пользующихся авиаперелетами, многократно возрос. Потребность в амбулифте есть.

Я часто летаю, и каждый раз мне жалко смотреть на грузчиков, которым приходится на руках поднимать меня на борт. Весь год я говорила им, что потерпите, вот-вот в аэропорту появится амбулифт, то же самое мы говорили Алексею Цыденову, еще не зная, что 12 декабря представители компании подали в суд заявление с просьбой отсрочки исполнения решения. Изучив материалы дела, суд не нашел объективных доказательств в невозможности ООО «Аэропорт «Байкал» исполнить решение и отказал в отсрочке. Таким образом, амбулифт в республике должен появиться в самое ближайшее время.

— А как вы оцените приказ минтранса России о самолетах, полностью адаптированных к нуждам инвалидов?

— Речь идет о самолетах российского и зарубежного производства, изготовленных после 1 января 2020 года, то есть новых самолетах. Но боюсь, что еще долго нам суждено летать на старых машинах, скажем так, мало учитывающих особенности людей с ограниченными возможностями здоровья. К примеру, одно из последних наших обращений министру транспорта России касается того, чтобы предусмотреть на всех гражданских воздушных судах специальные ремни безопасности, позволяющие пассажиру с инвалидностью удерживать спину при посадке, турбулентности и резком торможении. Это те же самые 4-точечные ремни, что устанавливают на сиденьях бортпроводника и позволяют крепко фиксировать человека. У инвалидов со спинномозговой травмой верхних отделов позвоночника, как правило, не работают мышцы верхних отделов спины и рук, что не позволяет человеку удерживать корпус в вертикальном положении без дополнительных приспособлений. При резком торможении он падает, а встать без посторонней помощи не может.

— С небом все ясно, а как обстоят дела на земле, в Улан-Удэ?

— В конце декабря мы внесли в правительство предложение разработать ПСД на строительство в Улан-Удэ еще одного специализированного жилого дома инвалидов-колясочников. Планируется, что этот дом будет малокомплектным, для жителей сельской местности. Все-таки опыт нашего дома показывает, что он стал настоящим спасением для многих колясочников, которые здесь получили образование, научились водить автомобиль, устроились на работу, завели семьи, социализировались в полной мере, стали активными горожанами.

Опять же у нас появился опыт, как строить такие дома, чтобы они были на самом деле комфортны. К чему, например, делать внутренние двери шириной в 1 метр 10 сантиметров, которые провисают, плохо закрываются. Достаточно 90 см. На балконах хотелось бы установить стеклопакеты от потолка до пола, с устройством противоударного ограждения, потому что с наших нынешних балконов мы ничего не видим. Все приборы учета должны быть на уровне глаз человека, сидящего на коляске, так же как и оконные ручки.

Что касается общественных зданий, то такие, как кафе «Шоколадница», «Самурай» в результате перепланировки работают без доступной среды. Попасть туда на коляске проблематично. А вопрос заключается в том, что в свое время они каким-то образом получили разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. 18 марта состоится рабочая встреча нашей комиссии в Общественной палате России, где я планирую поднять вопрос о государственном контроле строящихся объектов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 29 января 2020

Заголовок в газете: Безбарьерная среда: в небе и на земле

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру