Грумер это не бумер: зачем жители Улан-Удэ водят к нему своих пушистых питомцев

Сергей Худеев о нападениях собак, кошках, их прическах и настоящей любви к животным

Уход за домашними питомцами не ограничивается их кормлением и выгуливанием. Он предусматривает и вычесывание, и мытье, и стрижку.

Сергей Худеев о нападениях собак, кошках, их прическах и настоящей любви к животным
В образе Карабаса-Барабаса с Артемоном.

Иногда хозяева четвероногих выполняют эти манипуляции сами, а иногда пользуются услугами грумеров. Так называются специалисты, которые наводят лоск братьям нашим меньшим — проводят косметические, гигиенические и даже ветеринарные процедуры на профессиональном уровне.  

И тем самым не только подчеркивают достоинства хвостатых, но и устраняют недостатки, а также избавляют от дискомфорта и болячек. Неискушенные посетители грумерских салонов искренне полагают, что такая работа не требует особых усилий и не вызывает больших проблем: знай себе гладь, чеши да мой. Однако в деле задерживаются единицы «могущих» из десятков «желающих». Где же собака зарыта? Об этом корреспондент «МК в Бурятии» поговорил с молодым, но опытным грумером Сергеем Худеевым.

— А как ты оказался в этой сфере — случайно или целенаправленно?

— Скажем так, по стечению обстоятельств. Моя подруга Мария Чикшина прошла обучение в Новосибирске и семь с половиной лет назад открыла салон в Улан-Удэ, где занялась грумингом. «Артемон» стал первым заведением подобного формата для нашего города. Примерно через полгода я пришел туда в качестве помощника — не попал в армию по состоянию здоровья. Своих питомцев держать не доводилось, кроме дворовой собаки — родители были против. Но за чужими ухаживать понравилось. Постепенно набирался опыта и спустя месяц самостоятельно обслуживал «мохнатых клиентов». А когда Маша решила переехать вместе с семьей в Новороссийск, предложила возглавить бизнес мне. И я согласился. Вот и работаю. Уже семь лет (улыбается).

Сергей Худеев за работой.

— Какие инструменты лежат в профессиональном чемоданчике?

— Разнообразные! Но все они металлические: пластмассовые попросту ломаются о четвероногих, когда те в песке, камнях, репейниках и так далее. Необходима специальная электробритва — с большей прочностью и мощностью, чем обычная. Всевозможные расчески — пуходерка, гребенка, массажка. Различные ножницы — прямые, филировочные. Триммер для выщипывания и подравнивания волосков у определенных пород. И, наконец, маски, перчатки и передник, чтобы мех не оседал на теле, одежде и в организме, когда летит по сторонам. Каждый раз инструменты тщательно обрабатываются и дезинфицируются.

— О чем просят таких парикмахеров посетители?

— «Сделайте нам конфетку!» (смеется). Чаще всего обращаются владельцы «заросших» животных, которые цепляют мусор на себя и тащат домой. Одна из наиболее распространенных проблем — линька, наблюдающаяся и у собак, и у кошек и превращающая шерсть в универсальную приправу, а жизнь — в бесконечную уборку. Другая — колтуны, возникающие из-за длительного «нерасчесывания». В итоге образуется целый панцирь, на котором скапливаются пыль и грязь и из-за которого появляются раздражение и коросты. Порой единственный выход здесь — бритье наголо.

— А о чем спрашивают их сами грумеры, когда приступают к работе?

— Есть ли прививки, в частности, от бешенства и столбняка, и когда они поставлены. Примерно через две недели с этого момента можно мыть и стричь животное без всяких рисков для него и себя. При наличии лишая нужно обслуживать клиента отдельно, а не нескольких параллельно, как обычно, и стерилизовать инструменты особо тщательно. А при наличии открытой раны лучше отправить его к врачу, тем более наш грумерский салон пять лет сотрудничает с ветеринарной клиникой, расположенной неподалеку. Возможно, в будущем расширится до своей собственной.

— Как протекает и сколько занимает процесс «облагораживания» четвероногого?

— Он начинается с привязывания и когтеобрезания, чтобы кошка не царапала мастера, а собака безболезненно стояла на столе, продолжается вычесыванием, мытьем и стрижкой, причем именно в такой последовательности, и заканчивается сушкой. Длится от 1,5-2 до 10-12 часов, учитывая сложность случая и, соответственно, объем работы. Иногда можно обойтись без купания или поставить успокаивающий укол, чтобы избежать взаимного стресса. Отмечу, что наркоз мы не применяем. При укусах и/или ранах следует сразу обработать их перекисью, завершить работу и после сходить к врачу на консультацию. Хотя лично мне пришлось поступать так всего раз.

— Какие стрижки выбирают хозяева питомцев? Имеются ли модные тенденции в парикмахерском «мире животных»?

— Обычно мы даем каталог, показываем фотографии и вместе выбираем подходящие варианты. Как правило, для кошек это «лев», «под динозавра», для собак — «клоун», «с юбочкой». А еще «модерн», «спортивная»... Все зависит не столько от моды, сколько от породы. Если пекинесу можно сделать пару-тройку видов стрижек, то пуделю — гораздо больше! И не только их. Однажды мы потратили 10-12 часов и выкрасили большого королевского пуделя, чья хозяйка — мама Маши, в синий и розовый цвета гипоаллергенными красками. А летом ходили переодетые Мальвиной и Карабасом-Барабасом, с ним, наряженным Артемоном, по городу и раздавали визитки прохожим, которые пребывали в полнейшем восторге. Крутая промоакция получилась!

— Самая необычная просьба или услуга в твоей практике?

— Знакомая девушка попросила разукрасить свою дворняжку: с одного бока написать слово «Артемон», с другого — телефон салона — и выпустить на улицу в качестве живой рекламы. Что мы и сделали. И после продолжали «экспериментировать» над собачкой таким образом. Это не издевательство, как считают некоторые, а креатив: просто хозяева хотят, чтобы питомцы выглядели оригинально. Ради чего привозят их даже из соседних городов — Читы и Иркутска.

— Почему владельцы животных оставляют их в гордом одиночестве на время процедур?

— Так они меньше «выпендриваются» в чужом помещении перед чужим человеком. Желаете находиться рядом — извольте доплатить за «вредность» (смеется). Но бывает и наоборот — гораздо спокойнее чувствуют и ведут себя при «своих», которые иногда даже помогают мне. Ведь бывают разные посетители. Например, чихуахуа, которая пищит и писает при обрезании когтей. Или британский кот, у которого потеют лапки от волнения при стрижке шерсти. Порой зверей привозят, а вовремя не забирают — просто забывают о них и не выходят на связь. Приходится ждать до победного конца, хотя можно организовать доставку туда и обратно — такая услуга существует у нас 4,5 года и особенно популярна среди людей пожилого возраста и жителей отдаленных микрорайонов.

— Расскажи о самых капризных и агрессивных «клиентах» на своей памяти.

— Если животное виляет хвостом, значит, оно настроено на контакт. А вот какой — выясняется по ходу дела. Как-то ко мне привозили собаку — помесь акита-ину с «бойцом». В первый раз привел его в порядок без особых усилий, во второй — не без эксцессов. Видимо, пес запомнил меня не с лучшей стороны, потому что атаковал в какой-то момент — напрыгнул и опрокинул своими 50 килограммами. И, наверное, вцепился бы в горло, если бы его не оттащил мужчина из соседнего зоомагазина. «Хатико» зажал меня в углу и не выпускал оттуда минут сорок, пока не приехали хозяева. А однажды привезли кошку обычной породы, которая испугалась воды и буквально сорвалась с катушек — прыгала, скакала по всему салону и в результате поцарапала-искусала вашего покорного слугу. В кровь попала инфекция, а поскольку у меня была простуда и ослаб иммунитет, царапины и укусы не заживали и гноились. Одним утром проснулся и понял, что не могу нормально ни дышать, ни говорить, ни глотать. Предполагал ангину, вызвал «скорую». Диагностировали абсцесс — мол, чуть-чуть, и задохнулся бы. Отвезли в больницу, провели все необходимые процедуры и разрешили выходить на работу через десять дней. Но я вышел на следующий — не смог без нее!

— Представители каких пород кошек и собак и каких видов животных— наиболее частые посетители грумерского салона?

— Персы, британцы и мейн-куны, шпицы, пудели, терьеры, пекинесы и дворняги. Попадаются и алабаи, и мастифы.  У нас не бывает кроликов, поскольку у них слабые нервы, сердце и высокая вероятность смерти от шума электрической бритвы.  Зачем заведению столь печальные истории?  Не бывает и экзотических животных. Помнится, хотели привезти барана. Сначала я согласился — планировал почесать его на улице, если хозяин будет помогать мне. А потом отказался — вспомнил, как чистил овечью шерсть в детстве, и бабушка делала из нее пряжу, и насколько жирным был этот материал. Тактильные ощущения не из приятных.

— Какими качествами и навыками нужно обладать, чтобы стать хорошим специалистом в твоем деле?

— Первое и самое главное — любить животных и не бояться их: все эмоции и чувства ощущаются на подсознательном уровне. Второе — не брезговать ими: иной раз приходится убирать отходы жизнедеятельности за хвостатым, напрудившим лужу или навалившим кучу от сильного испуга или долгого сидения (а потому рекомендуется выгуливать их перед визитом). Третье — разбираться в породах и стрижках и знать стандарты. Часто мы готовим кошек и собак для выставок, где они оцениваются по определенным параметрам, берем на себя огромную ответственность и, кстати, нередко занимаем призовые места. Благодарные кото- и собаковладельцы часто отдают медальки и статуэтки. Ну и четвертое — не иметь аллергии на шерсть, иначе невозможно работать в принципе.

— Как быть и что делать, если результат не устроил «заказчика»?

— Такое случается редко, но если уж случилось — найти компромисс, предложить альтернативу и исправить замечания бесплатно и «не отходя от кассы». И конфликт исчерпан, и обе стороны довольны. Многое здесь зависит от характера. Говорят, животные похожи на своих хозяев. Я бы сказал, наоборот, хозяева похожи на своих животных. В свою очередь, характер зависит от имени. Интересное наблюдение: 90-95% собак по кличке Арчи — очень кусачие и вредные создания. Когда одна бабушка принесла приводить в порядок подобранную дворняжку и решила окрестить ее «Арчи» прямо на месте, я буквально взмолился: «Хоть как, только не так!». Дали обычную кличку, и стрижка прошла как по маслу.

— Не для рекламы, а интереса ради: сколько клиентов у тебя и каковы цены на услуги? 

— У меня наработана база, которая насчитывает около 1000 человек и постоянно расширяется. Встречаются разные хозяева и питомцы, в том числе «канонические» гламурные девушки с крошечными лохматыми собачками на руках. Что касается стоимости, цены не меняются уже семь лет: комплексное обслуживание маленького животного обходится примерно в 1,5 тыс. рублей, среднего — 1,5-2 тыс., большого — 3-3,5 тыс. К тому же многие понимают масштаб трудов и оставляют хорошие чаевые. 

— Назови плюсы и минусы профессии грумера.

— Пусть я получаю травмы время от времени, но зато приношу красоту, делаю этот мир лучше так, как умею, испытываю настоящий кайф, когда выдаю «модельку вместо «замарашки»». И искренне считаю: не жалко потратить деньги раз в три месяца, чтобы обеспечить уход, красоту и здоровье своему «подопечному». Мы в ответе за тех, кого приручили.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 12 февраля 2020

Заголовок в газете: Это прекрасная опасная профессия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру