Национальный музей Бурятии предложено разместить на острове в устье Уды

Для этого придется засыпать протоку

Больше года назад глава республики Алексей Цыденов предложил разместить Национальный музей Бурятии в центре Улан-Удэ как проект, имеющий стратегическое значение для развития исторической части города.

Для этого придется засыпать протоку
Нынешний вид острова.

Пусть идея «посадить» музей на место студенческого стадиона «Спартак» и не нашла понимания среди профессорского-преподавательского корпуса БГУ, это ничего не меняет.

Альтернативное градостроительное решение — разместить здание Национального музея Бурятии на расположенном рядом острове в устье реки Уды. По сути сейчас этот вопрос всецело зависит от политической воли руководства Бурятии. Ситуацию можно сравнить с историей появления намдаковского Дворца бракосочетания на пустынном побережье реки Казанка. Дворец стал визитной карточкой столицы Татарстана, местом притяжения горожан и туристов, и уже никто не представляет себе современной Казани без намдаковских драконов. Чем может стать для Улан-Удэ Национальный музей, мы попросили рассказать архитекторов, знакомых с проектом.

Бронислав Михайлов, генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская «Проект Байкал»:

— Почему мы ратуем за остров и считаем, что это весьма перспективный вариант для города? Вопрос по размещению здания Национального музея в центральной части города решается уже достаточно долгое время, но если мы вообще не хотим поставить на этой идее крест, нам необходимо определиться с площадкой в ближайшее время — начало финансирования предусмотрено уже в этом году. Если нам удастся найти приемлемый вариант по размещению музея в исторической части города, появится реальный шанс обосновать выделение 1,4 млрд рублей на инженерные коммуникации в центре Улан-Удэ, которые необходимо построить до сдачи в эксплуатацию здания Национального музея, и более 280 млн рублей для расселения застроенных участков под строительство объектов инженерной инфраструктуры.

С декабря прошлого года мы по поручению главы Республики Бурятия прорабатывали возможность строительства здания Национального музея на острове в устье Уды. Чисто геометрически здание музея размещается на острове, но оно фактически перерезает остров пополам, даже если предусмотреть мост в створе улицы Свободы. Поэтому наши архитекторы пришли к идее засыпать протоку и организовать на полуострове полноценную рекреационную зону (городской парк) с общей площадью около 11,5 га.

По нашему заказу АО «Байкалводпроект» разработало технико-экономическое обоснование искусственного земельного участка и определило предварительные затраты на ее возведение и берегоукрепление. По их данным площадь вновь создаваемого искусственного земельного участка составит 2,22 га, а затраты — около 185 млн рублей. Рыночная стоимость нового земельного участка оценивается в более 210 млн рублей, а затраты на создание нового земельного участка можно осуществить в рамках предусмотренных средств на инженерные сети и расселение (если разместить подстанцию на этом земельном участке).

Строительство здания Национального музея на острове позволит завести сюда все инженерные коммуникации — свет, тепло, воду, то есть обеспечить базу для будущих частных инвестиций.

Кроме самого музея здесь можно будет разместить Дворец бракосочетания, о котором в свое время много говорили, парковую зону с рекреационными и культурно-досуговыми функциями. Наряду с Национальным музеем здесь могут разместиться объекты обслуживания (кафе, пункты проката и др.) и отдыха (например, за счет инвесторов в западной части протоки, которая не засыпается, можно организовать лодочную станцию).

Проект Национального музея Бурятии на острове.

Да, по ходу строительства и всего прочего будут возникать вопросы, но, уверен, все они решаемы. Главное, если будет принято решение, то инженерные изыскания и проектирование можно начать хоть завтра, а вопросы проектирования и согласования искусственного земельного участка вести параллельно. Вполне обоснованные опасения от возможного затопления будут сниматься в процессе проектирования, но хотел бы обратить внимание, что площадка размещения его на полуострове на 1,7 метра выше, чем если бы он был, к примеру, на стадионе «Спартак».

Павел Зильберман, главный архитектор Улан-Удэ (1966-2001 гг.):

— Мое мнение, Национальный музей на острове далеко не самый лучший вариант для Улан-Удэ, потому что решение разместить там такой крупный объект, связанный с большим количеством посетителей, потоками автотранспорта, приведет к тому, что эта территория будет полностью исключена из планов по оборудованию здесь единственного в городе пляжа. Дело в том, что ни на Селенге, ни на Уде организовать пляж невозможно из-за быстрого течения воды. Еще в 1967 году пляж на этом месте был включен в генеральный план города, который создавала организация «Гиперкоммунстрой Москва». С этой целью здесь проводили дноуглубительные работы, построили шлюзы, чтобы уменьшить скорость течения воды. Это красивое, удобное место, к сожалению, по разным причинам оказалось заброшенным, но размещение здесь Национального музея уничтожит все эти планы. Мне кажется, первоначальное решение построить музей на Верхней Березовке, где расположены комплекс этнографического музея, дацан, было бы логичным.

Надежда Хулукшинова, председатель правления Бурятской организации союза архитекторов России:

— Пляж — это замечательно, но это всего один месяц в году, плюс санитарное состояние воды не позволяет здесь купаться. По данным управления Роспотребнадзора по Бурятии с 2011 года в данной протоке исследовано 126 проб воды на соответствие гигиеническим нормативам, по результатам которых в 96,2% проб установлено превышение по ряду санитарно-химических показателей (взвешенные вещества, железо, окраска и др.) и 34,2% по микробиологическим показателям (бактерии, колифаги и др.).

Сегодня мы не ходим на набережную, потому что там нечего делать. В пользу же размещения Национального музея на острове говорят несколько факторов. Сам по себе объект такого масштаба должен находиться в центре города, где есть пешеходная, транспортная доступность, где будет сопутствующая инфраструктура, а главное, поблизости расположены целых пять школ. Это значит, что школьников, и не только школьников, можно вовлечь в круглогодичную работу такого многофункционального комплекса, каким предполагается музей. С утра до вечера здесь должна кипеть жизнь. Такие объекты обязаны себя окупать, не должны простаивать, а в случае, если музей появится на Верхней Березовке, боюсь, это будет именно так.

Второй момент — местоположение музея как интереснейшего архитектурного сооружения. Два крупнейших якорных объекта — Национальный музей и театр «Байкал» — станут драйверами центра города, средоточием туристических потоков. Важно, что от одного до другого можно будет дойти пешком, прогуляться по набережной, сделать по пути массу других вещей — отдохнуть, перекусить, занять детей, насладиться водными пейзажами. Представьте: очень заметное со всех сторон, шикарное здание Национального музея Бурятии в форме раскрывшихся лепестков, плывущих по воде. Земля, где благодаря музею появляются свет-тепло-вода, сразу станет ценностью, привлекательным объектом для вложения инвестиций, манящим к себе малый и средний бизнес. Когда все это оживет, никому уже не придет в голову идти сюда с бутылкой водки. Появится шикарный объект — поменяются атмосфера, среда, мышление людей. В историческом центре Улан-Удэ наконец забьет жизнь, здесь можно будет проводить общегородские и республиканские мероприятия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 26 февраля 2020

Заголовок в газете: Цветок на воде

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру