Пока другие регионы стоят в очереди, Алексей Цыденов привез Бурятию в Москву

Как мы впервые отметили Сагаалган в Кремле и влюбили в себя столицу

На прошлой неделе в российской столице произошло событие, которое вывело наш регион на принципиально новый уровень. Республика Бурятия единственная из субъектов замахнулась на мероприятие федерального уровня, чтобы продемонстрировать свое богатство и потенциал, и первый раз отпраздновала Восточный новый год в Государственном Кремлевском дворце.

Как мы впервые отметили Сагаалган в Кремле и влюбили в себя столицу
Фото пресс-служба правительства Бурятии. Оперная дива Ольга Жигмитова на сцене Кремля.

Два дня — 25 и 26 февраля — под его сводами собирались тысячи гостей — от представителей власти и общества и деятелей культуры. И москвичи, и наши земляки признались: такой «таежную, озерную, степную» они не видели и не знали. А многие захотели лично посетить прекрасный и таинственный край. Наши корреспонденты оказались в самом сердце празднества и понаблюдали за ним собственными глазами.

…Когда журналисты региональных СМИ только приземлялись в столичном аэропорту «Домодедово», мастера и артисты из буддийских республик — Тывы, Бурятии и Калмыкии — вовсю осваивали главную концертную площадку России. Спустя сутки генеральная репетиция обернулась масштабной экспозицией и грандиозным представлением, чьими посетителями, по предварительным данным, стали около 11 тысяч человек.

Этому предшествовал долгий путь — и в прямом, и в переносном смысле. Полгода тщательной подготовки, перелет через всю страну в 6 тысяч километров, дорога сквозь московские пробки и Красную площадь, досмотр на контрольном пункте пропуска и в Кутафьей башне. И вот, наконец, здание Кремлевского дворца — святая святых для каждого, грезящего большой сценой.

Полпред по ДФО Юрий Трутнев и глава Бурятии Алексей Цыденов.

Экспонаты, устремленные к солнцу

Посреди Гербового фойе развернулась уникальная выставка, знакомящая с работами бурятских мастеров и рассказывающая о быте и культуре, обычаях и традициях бурятского народа. Перво-наперво история отражается в жилье. А потому небольшая юрта, стоявшая здесь, вызвала большой ажиотаж. Экскурсию внутри нее проводят сотрудники Национального музея РБ в дэгэлах, рассказу которых внимают и жители Москвы, и уроженцы Бурятии.

— Национальное жилище разделено на пять частей, — объясняет Буда Ангархаев. — В южной расположен вход, в центральной — очаг, а в северной — алтарь, куда гости направляются во время Белого месяца прямо с порога и где молятся о благополучии родных и близких, после чего здороваются с хозяевами. Колокольчик и ваджра (ритуальное и мифологическое оружие в буддизме. — Прим. ред.), лежащие тут, символизируют инь и янь. С женской стороны представлены предметы домашнего обихода, с мужской — снаряжение для охоты и скотоводства. Сообразно кочевому образу жизни наших предков юрта очень подвижна. Можно быстро разобрать ее на одном месте и собрать на другом. Этим всегда занималась хозяйка, причем справлялась за 15-20 минут.

Чаерезка, кожемялка, маслобойка, специальная форма для выпекания боов — традиционного печенья, переносной шкаф для хранения одежды, панно и веревка из конского волоса, музыкальный инструмент моринхур, напоминающий лошадиное   ржание, уздечка и праздничное седло, украшенное серебром и орнаментами, колчан и лук, выгибающийся в обратную сторону и стреляющий на дальние расстояния, кнут для скота, служивший символом власти богатым нойонам, — всех компонентов «интерьера» и не перечислишь.

Недалеко от войлочного дома кочевников выстроилась длинная очередь к врачам-пульсологам и ламам-астрологам. «Второй день не могу попасть сюда! Вчера была куча народа, сегодня тоже, — посмеиваясь, жалуется жительница Москвы Марина Серегина. — Знаю все о своих проблемах, но не бывала на приеме у таких специалистов. Чисто «спортивный» интерес». И если люди подходили к лекарям и предсказателям из любопытства, со страхом или волнением, то отходили с удивлением, успокоением и под впечатлением.

Рядом находились произведения всемирно известного скульптора Даши Намдакова, включая копию нашумевшего «Хранителя Байкала» с острова Ольхон. Посмотреть на него в полный размер и 3D-формате можно было через VR-очки, что и предложили проделать вашей покорной слуге. Ощущения, чарующие и пугающие одновременно: стояние на краю обрыва над бездной воды впечатляет, собственное местоположение сменяется пять раз за две минуты, а спина словно ощущает дуновения ветра.

Скульптура «Хранитель Байкала» Даши Намдакова.

— Этот проект реализовывался для биеннале современного искусства в Третьяковской галерее, где демонстрировался три месяца и удостоился самых лестных отзывов, — говорит его создатель Александр Брагин. — Мы изготавливали скульптуру 3D-сканированием и переносили в виртуальное пространство, для чего ездили на реальное место и использовали камеру 360 градусов. Можно перемещаться в разные точки и любоваться с разных ракурсов. Посетители очень позитивно реагируют, их поток просто-напросто не иссякает.

Среди тех, кто погрузился в виртуальную реальность, оказался и глава Бурятии Алексей Цыденов. Он был приятно впечатлен монументальными видами и слегка опечален тем фактом, что пространство показано с иркутской, а не с бурятской стороны «священного озера». «Нам тоже есть что показать, и нужно сделать это!» — заявил руководитель региона.

А вот Кристина и Дмитрий из Белокаменной сочли, что дерево-изваяние следовало бы украсить ритуальными лентами «хии морин». Ребята целенаправленно пришли на мероприятие, когда увидели афишу. «Я увлекаюсь философией буддизма и просто не могла пропустить празднование Сагаалгана, — поделилась девушка. — То, что вижу здесь, сложно передать словами! Очень понравилась «Стихия Байкала» Владимира Поспелова, ее краски и настроение».

Картины заслуженного художника РБ Зорикто Доржиева (включая «Наперегонки с ветром») и Чингиза Шенхорова («Улигершин»), скульптуры титулованного ювелира Жигжита Баясхаланова («Бык», «Лось», «Мысли», «У воды») и Виктора Эрдынеева («Ветер», «Холод»), изделия от единственной в России нефритовой фабрики «Ориентал Вэй» в Улан-Удэ и «ожившие полотна» от музея им. Сампилова — все эти культурные достижения были представлены российской публике. «Особенно выделяются скульптурные композиции, — считает москвичка Алла Скоробогатова. — Я много слышала о Бурятии от подруги и еще больше узнала тут благодаря ее приглашению». Та самая приятельница — наша землячка Елена Имыгинова — отмечает: «Три года живу в Москве, но всегда помню о родине. Приятно видеть знакомые произведения и в Государственном Кремлевском дворце, и в Государственном историческом музее».

Экспозицию оценили не только любители, но и профессионалы. Директор Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника Абрамцево Елена Воронина подчеркнула: живописные полотна проникнуты конкретным мироощущением и несут определенную энергетику.

— Мимо этих и других удивительных произведений пройти невозможно. Хочется рассматривать каждое пристально. И хотя некоторые работы создавались в последние годы, глядя на них, я будто возвращаюсь в тот период, когда мы делали совместный проект с Национальным музеем Республики Бурятия и тоже отмечали Восточный новый год. Надеюсь, что наше сотрудничество по данному направлению продолжится.

Среди присутствующих был замечен колоритный мужчина в шляпе и с тростью — основатель национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» Геннадий Шаталов. Он заглянул в Москву по пути в Великий Новгород из Улан-Удэ, где встречал Сагаалган и проходил все необходимые ритуалы — от очистительного костра Дугжууба и поклонения Пандито Хамбо ламе Итигэлову до службы в Иволгинском дацане и запуска «коня удачи».

— Я бывал в Бурятии пять раз — и по профессиональному, и по личному интересу к дзен-буддизму как философии жизни, которая положительно влияет как на духовное, так и на физическое состояние, в том числе через лечение в Центре восточной медицины — единственном государственном медучреждении подобного профиля. Многие объекты видел непосредственно в вашем регионе — например, чайные наборы и литые изделия. Не нужно расшифровывать, что в них транслировал мастер — нужно понимать, что улавливаете вы.

Ну а заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова заявила: в своих экспонатах Бурятия продемонстрировала стремление к солнцу, добру, а, значит, и большому будущему.

«Ошеломить есть чем!»

Тем временем на сцене начинался праздничный концерт, собравший полный зал зрителей и задействовавший 290 артистов — лучших солистов и коллективы. В мультимедийном шоу предстала целая панорама, которая синтезировала оперу и балет, цирк и эстраду, вокальное и инструментальное искусство, современную и этнофольклорную хореографию. Самой юной участнице — 9 лет, самому старшему — 70. «Волнуются все — независимо от возраста, множество сводных репетиций и отчетных сдач», — поняли мы, когда посетили гримерки.

— Хочется, чтобы огромная работа, длившаяся на протяжении нескольких месяцев, окупила себя и получила признание, — говорит художественный руководитель этнографического ансамбля «Судьбинушка» Тарбагатайского района Галина Чебунина. — Тем более похвастаться есть чем: много крутых номеров! Мы исполним старинную семейскую песню «Выше ельничку, выше березничку», очень сложную, красивую и знаковую, о трудной дороге в Сибирь. Ведь именно сюда из Польши старообрядцев сослала Екатерина II 253 года тому назад.

— Из-за ограниченного времени оперный блок пришлось сократить, — рассказывает солистам Бурятского театра оперы и балета, народная артистка России, лауреат международных конкурсов Дарима Линховоин. — Поэтому мы с коллегами исполним только «Time to say goodbye», «Соловья» Алябьева и «Неаполитанскую тарантеллу» Россини. Большая сцена накладывает огромную ответственность, тем более все поют вживую. Выступления пестрые, жанры и стили разные.

Перед тем как стартовало действо, первый заместитель руководителя администрации прeзидента России Сергей Кириенко поприветствовал делегатов Тывы, Бурятии и Калмыкии, а также землячества Иркутской области и Забайкальского края и от лица Владимира Путина поздравил их с наступившим праздником, который особо почитается последователями буддизма, символизирует обновление природы, стремление к гармонии, обращает к духовным и нравственным истокам древней религии: «…Российские буддисты передают свои традиции из поколения в поколение, а буддийские общины вносят весомый вклад в нормализацию межрегиональных отношений, уделяют неустанное внимание укреплению диалога с государственными и общественными организациями…». От себя политический деятель добавил, что, согласно лунному календарю, это начало не просто Нового года, а 12-летнего цикла, который принес счастье каждому дому и процветание всей стране!

Благие пожелания вкупе с позитивным настроем сыграли свою роль. Как оказалось, выступающие переживали зря: шоу пошло на «ура». Сперва был показан документально-художественный фильм о красоте и уникальности «таежной, озерной, степной». О ее промышленных, культурных и иных достижениях хорошо поставленным голосом поведал «сказитель», который восседал среди музыкантов. Сам же сценарий оказался навеян древними обрядами, сказаниями и учениями и объединен тематикой пяти стихий — воды, огня, земли, дерева и металла. Буйные краски, буддийская символика, фантастические панорамы «славного моря», художественные проекции на фронтальных и кругом светодиодном экране, талантливые певцы и танцоры блестяще справились с поставленной задачей.  

Балерина БГАТОиБ Лия Балданова и воздушная гимнастка Бурятского цирка Дулма Пунцукова исполнили «Красавицу Ангару», где рассказали историю любви самой своенравной реки с Енисеем. Солист театра песни и танца «Байкал» Жаргал Бадмаев предстал в образе Белого Старца — хранителя жизни и долголетия, символа плодородия и благоденствия. «Гуттаперчевые девочки» поразили невероятной гибкостью тел и ослепили золотым блеском комбинезонов, а певица Мэдэгма Доржиева «зажгла» «Песней табунщика» — да так, что один из земляков решил подбежать именно к ней в бурятском флаге, а другие предложили отправить ее на «Евровидение». И это лишь малая толика двухчасовой программы, по завершении которой три сотни человек сплотились для общего номера.

Сказать, что публика пришла в восторг — значит, не сказать ничего. «Мы привыкли к русским пляскам, а тут «танец орла»! И вообще все этническое! Национальный колорит, яркие костюмы, красочные декорации, разные спецэффекты и просто сногсшибательный эффект!» — эмоционально резюмировала Ольга Кондратьева из Москвы.

— В прошлом году я впервые посетила Улан-Удэ и Бурятию по приглашению туроператоров, проехала почти все священное озеро со стороны вашей республики, посмотрела множество красивых мест и получила массу незабываемых впечатлений, — говорит журналистка Наталья Рудакова. — Побывала на экскурсии в театре оперы и балета им. Цыдынжапова, а также театре песни и танца «Байкал», познакомилась с работами Зорикто Доржиева. А после опубликовала материал об этой поездке и продолжила знакомство и дружбу с бурятами. Попала сюда по их приглашению, наконец-то услышала оперных певцов и увидела этнические танцы. Не знаю, как это работает, но ваш край тянет к себе. Наверное, туристам там что-то подсыпают (смеется). Совершенно непрекращающееся путешествие!

Четверо ребят — Анна, Ирина, Эрдэм и Анастасия, — учившиеся в Восточно-Сибирском институте культуры и переехавшие в российскую столицу, дружно отправились на празднование Сагаалгана в Кремле и единодушно отметили: профессиональный уровень их «коллег по цеху» вырос в разы. «Все прошло на одном дыхании, зал был на единой волне, а внутри него — вовсе не холодно, как казалось некоторым, а очень жарко!».

Главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская не понаслышке знакома с одноименным видом сценического искусства и, по собственному признанию, искренне благодарна нашему региону за увиденное и услышанное. Впрочем, как и представитель Государственного академического ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева. «Шел на ваш праздник, а попал на наш — великолепный праздник, который должен транслироваться по федеральным каналам. Улыбка просто не сходила с лица, и огромная гордость обуревала и за отдельную республику, и за целую страну!».

…Обозначить позиции на уровне федерации и мира можно, если выйти из зоны комфорта за пределы региона. И прошедшее мероприятие — яркое тому доказательство. Оно дало мощный толчок для развития не только национальной культуры и искусства, но и национального самосознания, подало яркий сигнал, что нам есть чем гордиться и подавать пример, над чем работать и к чему стремиться. Возможно, ради этого и стоило все затевать.

Вот что написал посетивший концерт в Кремле журналист «Газеты.ру»: «Небольшим, отдаленным и дотационным регионам всегда непросто быть замеченными властями. А их губернаторам и главам сложно быть ближе к высшему руководству страны по сравнению с их коллегами из более богатых субъектов. Цыденов пришел в Бурятию с поста замминистра транспорта России без опыта управления регионом. Но за три года сумел стать опытным региональным политиком, способным на неожиданные ходы. Как пример, нынешние посвященные Восточному новому году концерты в Москве. Пока другие регионы со своими местными праздниками и юбилеями стоят в очереди, чтобы «затащить» к себе руководителей страны на торжества, Цыденов, наоборот, сумел привезти свой регион в Москву. Причем не куда-нибудь, а в самый Кремль!».

Юрий Трутнев, полномочный представитель прeзидента России на Дальнем Востоке:

— Мне удалось познакомиться с историей и культурой, обычаями и традициями Республики Бурятия не только сейчас, в Кремле, но и тогда, в Национальном музее, когда посещал ее. Понравились и картины, и скульптуры, выделять что-то конкретное не буду. Но кажется, на Востоке чуть глубже понимают человечество, чем на Западе. Что касается самого праздника, он был организован для увеличения интереса людей к буддийским регионам. Возможно, это станет своего рода вкладом в развитие туристического потенциала вашей республики. А вообще отмечать Новый год два раза — здорово! Я спросил Алексея Цыденова, сколько человек приехало на праздник из Бурятии, и он ответил: «Тысяча из шести». Значит, пять тысяч, то есть большинство — из Москвы. Значит, им интересно это! Порекомендуем ли остальным субъектам проводить подобные мероприятия у себя? Обсудим!

Алексей Цыденов, глава Бурятии:

— Республика Бурятия — не только озеро Байкал. Это богатый заповедный край с красочной исторической и культурной палитрой. Здесь представлены буддизм, православие и старообрядчество, есть буряты, эвенки, русские и семейские. Но об этом очень мало знают по России в целом и Москве в частности. Поэтому мы решили провести своеобразную презентацию нашего региона, показать его многочисленные возможности, чтобы жители всей России знали: есть такая жемчужина — Бурятия, и гордились ее достижениями.  Мы хотели продемонстрировать широкую и многоликую культуру и сумели сделать это. Люди выходили с праздника с самыми положительными эмоциями. Те, кто живет в республике — с гордостью, а те, кто впервые открыл ее для себя — под впечатлением и со словами: «Никогда не знали, что Бурятия такая» и «Я хочу обязательно приехать к вам и увидеть все собственными глазами». Ну что ж, добро пожаловать! Для нас любой гость — это и радость, и бизнес. Ведь там, где люди духовно развиты и хорошо образованы, и промышленные проекты «работают» совсем иначе — гораздо лучше и эффективнее.

Соелма Дагаева, министр культуры Республики Бурятия:

— Празднование Сагаалгана в Кремле требовалось для усиления имиджа Бурятии, заявления ею о себе. Ведь федеральные органы и структуры не всегда располагают достаточным количеством времени для изучения регионов, в частности, нашего. Судя по тому, как различные ведомства и министерства рассылали пригласительные, распространяли билеты и получали обратную связь, на мероприятии присутствовали все те, с кем сотрудничаем или будем сотрудничать мы.

Вячеслав Наговицын, член Совета Федерации от РБ:

— Есть те, кто считают, что лучше было бы не потратить средств на празднование Восточного нового года в Государственном Кремлевском дворце, а направить их на другие нужды. Но, во-первых, если артисты и руководство Бурятии не приехали бы сюда, на этот «островок», едва ли ее уроженцы, живущие в Москве (и не только они), собрались бы вместе в таком количестве. Во-вторых, мы показали свой добрый и отзывчивый народ, которого не стоит бояться, и огромный потенциал, который стоит развивать — создавать имидж, привлекать инвестиции и туристов и тем самым зарабатывать хорошие деньги. Ведь, как показывает практика, они приносят пользу не когда достаются даром, а когда зарабатываются достойным трудом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 4 марта 2020

Заголовок в газете: Белый месяц под красной звездой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру