Штырь про разбивание костей: «Я повредил руку и в итоге квартира досталась Жалсыпу Манзарову»

Популярный актер и КВНщик Сергей Цыренов рассказал, как он стал амбассадором фестиваля по разбиванию хребтовой кости

На прошлой неделе в райцентре Тункинского района завершился третий международный фестиваль по разбиванию хребтовой кости «Алтан Мундарга».

Популярный актер и КВНщик Сергей Цыренов рассказал, как он стал амбассадором фестиваля по разбиванию хребтовой кости
Недавно в сетях эта фотография разлетелась с такой подписью: «Американские ученые доказали, что сидеть на корточках полезно для здоровья».

Событие привлекло внимание тем, что лицом соревнований неожиданно выступил КВНщик, актер и сценарист Сергей Цыренов, больше известный в народе как Штырь. Мы попросили Сергея рассказать, что помешало лично ему поучаствовать в соревнованиях, зачем в 21 веке голыми руками разбивать хребтовые кости матерых верблюдов-самцов, и не только об этом.

— Сергей, если брать за основу ваш же лозунг «Хата в Улан-Удэ», то варианта ответа три: у вас как КВНщика со стажем нет квартиры, вы не любите домашних животных, не смогли перевести, что такое «Алтан Мундарга», и попали на фестиваль случайно.

— У меня есть квартира, и я люблю домашних животных. Ролик «Штырь едет на битву костоломов» был заказан организаторами фестиваля «Алтан Мундарга», так называется священная гора в Тункинской долине. В прошлом году, когда мы в поселке Аршан снимали третью часть «Байкальских каникул», подружились с работниками Тункинской администрации, которые всячески нам помогали. И вот поступил звонок, продвигать и освещать битву костоломов пригласили нашу съемочную группу, и лично я очень удивился, когда на роль амбассадора мероприятия, как сейчас модно говорить, выбрали Штыря. Не какого-то известного спортсмена, не медийное лицо, хорошо говорящее по-бурятски. Когда по приезде я пытался прояснить этот вопрос, мне ответили, что главный аргумент — меня все знают. В итоге наша съемочная группа предложила 10 серий «Приключения Штыря в Тунке» по 1,5-2 минуты и параллельно мои рассказы уже как Сергея Цыренова обо всем, что я узнавал.

Притом, что я с детства в деревне видел, как разбивают кости, вплотную с такими масштабными соревнованиями столкнулся впервые. Более 500 человек собралось со всех уголков республики, из Тувы, Иркутской области, Монголии ради того, чтобы ломать кости. Тем более, когда тебе рассказывают, что, сломав кость, ты освобождаешь заключенную в ней душу животного и помогаешь живым существам переродиться — это впечатляет. Ломать кости оказалось делом непростым, нужна практика. Я, к примеру, еще на съемках, тренируясь, повредил руку и не смог участвовать в соревнованиях. В итоге квартира в Улан-Удэ досталась 19-летнему Жалсыпу Манзарову из тункинского улуса Хойто-Гол.

«Приключения Штыря в Тунке».

— Кстати, про молодость. Ваш Штырь за все эти годы практически не изменился. Вот у вашего напарника Фиксы, а фикса это на жаргоне металлическая коронка во рту, судя по роликам, в самом деле не стало переднего зуба, появился животик. В конце концов, вам обоим уже по 40. Как изменился за все эти годы дуэт и благодарны ли вам жители Шишковки за такую популярность?  

— Мы с Юрием Редикальцевым (Фикса), как многие студенты, играли в КВН, ездили на соревнования, где в паре изображали этаких гопников, парней из народа. Тогда было много экспериментов, в Москве появился «Камеди клаб», и Евгений Замалиев решил сделать нечто подобное в Улан-Удэ. Начинали мы в кафе «Бродвей» в «Восточных воротах». Был 2005 год, по НТВ шел сериал «Рублевка Live». И мы назвались «Шишковка Live», потому что это один из самых известных в городе микрорайонов. Меня до сих пор спрашивают, живу ли я на Шишковке. Отвечаю — на Шишковке ни я, ни мои родственники никогда не жили. В нашей юности все так одевались и разговаривали, то есть у нас сразу были мастерки, кепки, сидение на корточках.

До этого я был Лысый, потому что подстригался под расческу, а Юрий соответственно Ури. Так звали героя из фильма «Приключения Электроника». Помню, мы долго думали, какие взять погоняла. В конце концов, выбрали Штырь и Фикса. Штырь — это же и призыв к действию, кажется, даже есть такой глагол «штырить». Когда мы начали снимать «Чайник», Штырь и Фикса вошли туда уже автоматом. Конечно, мы сами изменились с годами и шутки наши изменились. В них, к примеру, появилась политика. Для меня было полной неожиданностью, когда масса моих друзей вдруг записалась в партию ЛДПР, начали там работать, делиться со мной всякими новостями.

— С тех пор, как украинцы выбрали Зеленского прeзидентом, эта новость для КВНа остается главной. Как считаете, насколько в Бурятии подскочил рейтинг юмористов? Взять даже Штыря. В 2014 году дуэт «Шишковка Live» призывал голосовать за выходца с Шишковки Баясхалана Бадмажапова, а в прошлом году уже появились ролики «Штырь идет на выборы». Насколько вы хорошо лично знали кандидатов, на которых работали?

— Баясхалана Бадмажапова видел. На тех выборах по одномандатному избирательному округу №1 он занял второе место. На последних выборах в Улан-Удэнский горсовет работал на Саяна Будаева, он мой одноклассник. Сам о выборах никогда не думал. Что касается ролика, то целью его было привлечь внимание к выборам, на которые я сам, кстати, всегда хожу, поднять активность молодежи.

Предвыборная кампания Батодалая Багдаева, 2019 г.

А с Украиной у КВНщиков стало все сложно. С тех пор, как там отменили все русское, к нам перестали приезжать хорошие команды с Одессы, Харькова, Винницы. Команда «Одесские мансы» даже прошла в полуфинал Высшей лиги, но из-за политики не приехала в Москву. Много украинцев, кто работал редакторами, режиссерами, актерами, вынуждены были уехать из Москвы, в результате некоторые команды распались.

— Когда вы двадцать лет назад начинали выступать в КВН, вряд ли могли предположить, что Штырь станет вашей профессией, будет кормить и поить, что этот не блистающий интеллектом и красотой местный типаж окажется для жителей Бурятии родным и понятным. Такое случается не всегда. Как вы считаете, судьба каких бурятских КВНщиков сложилась в финансовом плане самым наилучшим образом? Евгений Жамцуев, к примеру, рассказал как-то про одного парня, которого пригласили в Москву писать сценарии за большие деньги и даже сняли квартиру.

— Раньше КВН действительно был небогат, у него не было спонсоров, никто и не думал здесь разбогатеть. Сейчас ситуация изменилась. Работающие люди, которым просто некогда придумывать себе праздники, готовы платить деньги профессионалам, чтобы получить событие, которое запомнится надолго. Мне КВН дал не только профессию, но и свободу, массу друзей, творчество, до КВНа я был стеснительным и закрепощенным, и со многими так было.

Совместно с союзом кинематографистов Бурятии мы объездили несколько районов Бурятии, где открыли муниципальные кинотеатры, встречались с детьми, учителями, сельскими жителями. На таких встречах мне чаще всего задают два вопроса. Буряты спрашивают — ты откуда? Отвечаю, что с Еравнинского района. Дети, которые сейчас такие пошли, чаще всего спрашивают, сколько вы зарабатываете. Отшучиваюсь: мы работаем за еду.

Команда КВН «Байкал» (Иркутск — Улан-Удэ), 2008 г.

— А если честно?

— Трудно говорить, кто из нас оказался самым успешным КВНщиком в плане заработка. Может быть, ребята из команды «Хара-Морин». Известные Чимит Жамьянов, Валера Гуляев организовали «ЧиВа03», вплотную занялись рекламой (самая известная — «про пафосные унты»), на свадьбах выступают. Для меня это реальный пример того, как ребята смогли монетизировать свой талант. Другой пример — мой друг Александр Мангатханов (Саша Хан) — очень востребованный сегодня сценарист, который, если не ошибаюсь, писал сценки даже чемпионам Высшей лиги «Азия микс», «Спарта-Астана» и др. Саша круглый год в разъездах, творческих поисках, пишет и пишет, загружен работой на все сто. Скорее всего, это про него рассказал вам Евгений Жамцуев.

Кстати, между искусством разбивания костей hээр шаалган и КВНом можно провести хорошие параллели. С одной стороны, здесь трудно угадать удачу — выиграть может кто угодно. С другой — как только поднялся престиж мероприятия, образовались федерация, крутые спонсоры, а в призы была выставлена целая квартира в Улан-Удэ, все изменилось. На фестиваль начали приезжать настоящие спортсмены, например, борцы. Главный инструмент соревнования — кости после забоя скота — стал иметь свою цену. Если раньше их просто выкидывали, сегодня кости продаются по 200 рублей за штуку. На фестиваль соревнующиеся привозят их мешками. Кости отбираются, сортируются по размеру — не менее 15 сантиметров. Слышал, что появились коммерческие кости. Например, по тому, как ломаются кости, можно судить о хозяине и его животных. Если животное хорошо кормили, кости у него крепкие и их не так легко сломать. Такие кости отбирают и вешают у порога рядом с мешочком с деньгами. Каждый, кто пожелает разбить кость, прежде кладет в мешочек денежку. Разбил — все денежки твои.  

— В одном ролике вы говорите, что благодаря путешествию в Аршан появилась хорошая возможность «подтянуть» свой бурятский. А что вы скажете про КВН на бурятском?

— Мне нравится, я хожу на такой КВН. В Интернете это направление хорошо развивается. Слоган «Такой бурятский поймет каждый» считаю очень удачным. В детстве, когда я приезжал в деревню в Еравнинский район, в улус Зурган-Дэбэ в Селенгинском районе, где все говорят на бурятском, язык знал лучше. В принципе сносно могу говорить и сейчас. КВН на бурятском обрел своего зрителя.  

— Вы мечтаете о головокружительных сценариях, международных проектах, громких ролях?

— Прежде всего, я мечтаю о семье и детях. С такой напряженной жизнью, насыщенной событиями и людьми, когда ты в постоянных разъездах и творческих поисках, создать семью получается не всегда, но я надеюсь.

— Удачи вам!

С Амаду Мамадаковым.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 18 марта 2020

Заголовок в газете: Штырь по жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру