Валерий Гулгонов о Конституции: «Для первых лиц регионов нужно ввести ценз оседлости»

Решения о назначении варяга главой субъекта превращаются в кадровую чехарду

Осталось меньше месяца до дня голосования по поправкам в Конституцию России, о чем нам каждый день напоминают с экранов телевизоров, в сетях Интернет, с баннеров и плакатов.

Решения о назначении варяга главой субъекта превращаются в кадровую чехарду
Валерий Гулгонов.

Почему важно не остаться в стороне от происходящего, рассказывают известные в стране актеры и режиссеры, политологи и журналисты. Своими размышлениями, почему важно понимать, что мы выбираем, поделился Валерий Гулгонов.

Про богатства

— Статья 9 нынешней Конституции России гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Сталинская Конституция 1936 года трактовала этот пункт так: земля, ее недра, воды, леса, шахты и рудники являются всенародным достоянием. В Швеции, Норвегии, Саудовской Аравии этот принцип выполняется таким образом, что каждому гражданину страны начисляется какой-то процент от использования природных ресурсов. В Саудовской Аравии на счет каждого новорожденного перечисляется, к примеру, 10 тыс. долларов. Неважно, кто добывает недра, куда они продаются, важно, чтобы часть сверхприбыли распределялась всем гражданам государства.  

Не привык заглядывать в чужой карман, но когда отдельные топ-менеджеры Газпрома и Роснeфти «зарабатывают» в день 2,5 млн рублей, думаю, что это неправильно, раз мы говорим, что недра принадлежат народу. Мои оппоненты могут сказать, что богатые люди и налогов платят больше, но суммы этих налогов не идут ни в какое сравнение с тем, что они получают. Все-таки есть разница между тем, что получают руководители госкорпораций и известные творческие люди. Одно, если Денис Мацуев и Анна Нетребко получают огромные гонорары, им платят за их талант — это нормально. Другое, когда топ-менеджеры получают баснословные зарплаты за то, что продают народное достояние, это неправильно, и нынешние поправки в Конституцию России этот вопрос никоим образом не решают. По моему мнению, в Конституции должны быть четче обозначены вопросы охраны природы, так как мы в России живем за счет природных ресурсов.

Про русский язык

— В числе поправок в статью 68, посвященную русскому языку как государственному, предложено добавить следующее определение, что русский — это язык «государствообразующего народа». Присоединюсь к тем, кто считает, что над этой поправкой надо было подумать. У нас есть закон «О государственном языке Российской Федерации», где все хорошо прописано. Таким образом, поправкой в Конституцию предложено поднять статус русского языка еще выше с самыми благими целями, но дело в том, что мы все это уже проходили. В брежневское время было то же самое стремление стереть нации, а значит и языки, создать единый советский народ. Понятно, подразумевалось, что единый советский народ должен говорить только на русском языке. Это одна из проблем, послуживших спусковым крючком для начала поползновений, благодаря которым в 1991 году союзные республики так легко вышли из состава СССР. Не случайно именно эту поправку так неоднозначно восприняли в Татарстане. Это очень тонкая материя, которую надо уловить и прочувствовать. Не наступаем ли мы снова на те же грабли?

О границах

— Для чего в Конституцию предложено внести запрет действий, направленных на изменение границы России, невозможности изъятия любой территории? Безусловно, эта поправка больше обращена не к нам, а ко всему миру. Это своего рода вызов нашим внешним «партнерам», которые до сих пор ставят территориальные вопросы по Курилам, Сахалину, Калининграду. В последние годы к этому перечню добавился Крым. Мне кажется, поправки — это инструмент, чтобы закрыть данные вопросы раз и навсегда, сославшись на основной закон и то, чтобы никто, даже президент, в данных обстоятельствах сделать ничего не мог и, собственно, делать не будет. Все это естественным образом вызовет новую волну санкций и политических заявлений, но, похоже, что иного выхода у нас нет. Искренне считаю, что Сталин в деле расширения территории сделал для нашей страны больше, чем любой русский царь и вопрос сохранения границ есть вопрос принципиальный.

Про ценз оседлости

— Президент должен проживать в России не менее 25 лет, занимать должность не более двух сроков, не иметь иностранного гражданства. С одной стороны, вижу в этом защиту от всякого рода заморских претендентов, которым однажды захочется возглавить такую страну, как Россия. С другой стороны, Конституция России есть основной закон, который служит примером для всех остальных законов внутри страны. То есть по примеру Конституции России во всех субъектах РФ и муниципалитетах для первых лиц также должен быть введен ценз оседлости. Речь даже не о том, чтобы человек здесь обязательно родился и жил, но обязательно проработал какое-то определенное время. Потому что прежде чем назначить человека на высокую должность, он должен показать себя в разных обстоятельствах, получить рекомендации, узнать людей, которые здесь живут. Мы прекрасно понимаем, насколько сложно возглавить регион или район человеку, который не проработал здесь ни дня, никого не знает, но обязан принимать кадровые решения. Часто эти решения превращаются в кадровую чехарду, это печально. Даже управление небольшим муниципалитетом требует таких знаний, не говоря уже про республику и районы.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 25 марта 2020

Заголовок в газете: По образу и подобию

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру