Дети в Бурятии перестали приносить домой «двойки»

Бурятия оказалась технически и организационно не готова к дистанционному обучению

В январе 2020 года «МК в Бурятии» поднимал тему онлайн-образования, а именно — семейной его формы, которая предполагает изучение программы за пределами школы и перенос ответственности за результаты на родителей.

Бурятия оказалась технически и организационно не готова к дистанционному обучению

Никто и не подозревал тогда, насколько актуальной станет эта тема спустя всего пару месяцев.

Пандемия коронавирусной инфекции внесла коррективы во многие сферы, включая образовательную. А поскольку современные проблемы требуют современных решений, то и средние школы Бурятии с 6 апреля до неопределенного времени массово перешли на дистанционное обучение, с которым вполне себе справляются. По крайней мере, так считают в региональном минобрнауки. А как считают родители и педагоги, принявшие на себя «основной удар»? Об этом мы узнали из первых уст.

Голь на выдумки хитра

Ранее представители все того же министерства образования и науки Бурятии признали, что около 30 тысяч школьников (из более чем 145 тысяч в нашем регионе) не имеют доступа к высокоскоростному Интернету. Но подключаются к «дистанционному процессу образования» другим путем. Дети получают задания, выполняют их и отправляют через мессенджеры (к примеру — Viber), используя мобильную (телефонную) связь.

Те, кто хотя и успешно «цепляются» к всемирной паутине, тоже испытывают определенные сложности. Учителя занимаются с учениками на образовательных платформах, где создают онлайн-классы, задают домашнее задание и так далее. Однако их массовое применение вызывает технические сбои вплоть до полного «обвала». Вот педагоги и ищут альтернативные порталы и ресурсы, а то — и иные форматы взаимодействия.

Особо креативные подходы отмечены в районах Бурятии, где глобальная сеть отличается худшим качеством, чем в ее столице, либо не «ловит» от слова «совсем». Например, в Северобайкальском районе проводят ТВ-уроки вместо онлайн. Ребятишки располагаются перед «голубыми экранами», откуда в 8.30 доносится привычный звонок и где стартует трансляция, делают зарядку и приступают к занятиям. Кроме того, они смотрят социальные ролики о безопасности в лесу, на дорогах, профилактике коронавирусной инфекции и правилах личной гигиены (куда без них сейчас?).

Физра по Ватсапу

Сухие данные от чиновников подтверждают живой опыт мальчишек и девчонок, их пап и мам. Социальные сети кишмя кишат личными примерами. Например, гендиректор ОЭЗ «Байкальская гавань» Алексей Тогошиев лаконично замечает: «Первый онлайн-урок — комом. Система площадки не выдерживает нагрузки на нее» и позднее советует: «Платформы сносно работают до того, как просыпается европейская часть страны». Пресс-секретарь АО «Читаэнергосбыт» Наталья Соколова отмечает: «Были небольшие технические проблемы. Основной минус для сына — отсутствие единой площадки: неудобно переходить туда-сюда между «Zoom», «Учи.ру» и «ЯКласс». А корреспондент местного СМИ Татьяна пишет: «Дистанционный урок физкультуры. Требуют отправить фотографии ребенка, который делает упражнения по видео. Не хотела бы я быть «физкультурником» — 32 снимка детей только с одного класса. А на слово поверить нельзя?». На эту тему даже образовались бытовые анекдоты в духе: «Чего это дочь из комнаты в комнату бегает? А у нее физра по Ватсапу».

Компьютер — не роскошь

Одни делятся своими переживаниями публично, другие — приватно. Так, жительница Улан-Удэ Айгуль поведала нашему корреспонденту, что ее младший брат учится в 8 классе, находится на опекунстве у бабушки и соответственно имеет льготы, но не имеет гаджета. До перехода на дистанционное обучение девушка говорила об этом классному руководителю, завучу и директору, просила выделить технику из школьного фонда до появления собственной. Но все они развели руками. «У нас с мужем на работе компьютеры, а дома планшет да ноутбук, который еле дышит. Вытащили его и кое-как «оживили». Сколько продюжит — непонятно. Читала, в Испании выдали по 400€ семьям со школьниками, чтобы они организовали учебный процесс. В России не оказали финансовой и материальной помощи. Видимо, здесь лучше обстоят дела».

А так все осталось по-прежнему, утверждает улан-удэнка: хорошие учителя подходят к своим обязанностям ответственно, плохие — как обычно. Например, когда идут онлайн-уроки по литературе и русскому языку, ученики присоединяются к конференции в «Zoom». Иногда сеть «подвисает», но обычно 25 человек из 30 стабильно присутствуют. После того как объясняют тему и проводят опрос, они сами задают вопросы, выполняют работу по видеосвязи и отправляют ее снимки в течение 15 минут. «А когда проводятся занятия по отдельным предметам (не будем показывать пальцем), просто велят прочитать два параграфа, сделать реферат и выслать на проверку. Естественно, реферат скачивается с Интернета, параграфы читаются через строчку, зато галочка поставлена».

Если тяжело семье с единственным учащимся, то каково семьям с несколькими? У жительницы Бурятии Ирины — четверо детей, двое из которых — школьники. И женщина уверена: к «дистанционке» не готова ни одна сторона. Педагоги требуют, чтобы утром все ребята отмечались в электронном журнале, который «зависает» из-за наплыва посетителей вместе с рекомендованными платформами.

— Ребенок не понимает, как регистрироваться и работать там, поэтому приходится садиться рядом и объяснять, — рассказывает собеседница. — Учителя постоянно требуют чего-то. Новые темы не объясняют, а домашние задания дают. Не отправишь их — получишь «двойку» или «кол». Дети в слезах, а в перспективе — с испорченным зрением, ибо находятся у мониторов с утра до вечера, родители на нервах. Непонятно и то, как всем учиться онлайн, когда ребятишек много, а компьютер один, Интернета нет на нем, а есть только на телефоне. И опять по этому поводу новый мем в Интернете: «Теперь я двойки из школы не приношу — я их дома получаю. А потом от мамы получаю».

Несмотря на ограниченность WWW, школьные наставники «скидывают» ссылки на YouTube чаще, чем упражнения из учебника. Сетуют, что и сами они — заложники ситуации: «сверху» спущена директива, чтобы учебный процесс шел, причем в ногу со временем. «Но такое ощущение, что ответственность за него переложена на плечи родителей. Раньше отправишь детишек в школу или к репетитору да проконтролируешь «домашку». А теперь следишь за ними от начала до конца. Как и многие, весь день я работаю удаленно, плюс младшая дочка крутится около, да домашние просят то одно, то другое, — живописует Ирина. — В родительских чатах предлагают временно отложить занятия по ИЗО, музыке, технологии, физкультуре, ведь задания по таким легким, казалось бы, предметам сделать порой труднее, чем по той же математике. Согласятся ли пойти навстречу? Остается лишь надеяться».

Известный в Бурятии блогер Валентина Красникова — не только мама 17 детей, преимущественно школьников, но и основательница школы «Деловая домохозяйка». Об особенностях дистанционного обучения знает не понаслышке.

— Материальное положение у нас выше среднего, поэтому гаджетов хватает — имеются и телефоны, и планшеты, и ноутбуки, и компьютеры… Зато, как у большинства, возникают проблемы технического и организационного характера. Сеть перегружена, поскольку там «сидит» весь мир, сайты «виснут», учителя «зашиваются» — не успевают проверять домашнюю работу, да и родители с детьми тоже не успевают делать ее и вынуждены заниматься ночами, а порой — по очереди. Сильнее остальных здесь страдают многодетные семьи с небольшим достатком.

Валентина Красникова.

По мнению Валентины Красниковой, система должна быть упрощена, а требования — адаптированы к возможностям. Вместо ежедневных уроков — еженедельные тесты и контрольные, способствующие сохранению положительной динамики. Ведь образование не только в Бурятии, но и всей России растерялось перед форс-мажором в виде коронавируса, а профильные сервисы — перед потоком пользователей. Тем не менее это послужит хорошим стимулом для развития онлайн-образования ребятишек, в частности, с ограниченными возможностями, повышения его качества и доступности. Важно не отбить желание учиться, а, наоборот, сохранить его и преумножить.

Благородный труд

Аналогичного мнения придерживается учительница СОШ в одном из районов Бурятии Оксана. «Дистанционно обучаться не были готовы 90% школ страны. Это настоящая головная боль для всех, — сетует девушка. —  Педагоги привыкли работать с учениками очно. А родители не привыкли брать их образование в свои руки и, чего греха таить, информационно безграмотны — не могут пройти регистрацию на образовательной платформе, отправить письмо по электронной почте. Каждый день я, как классный руководитель, вынуждена общаться с матерями, которые пышут яростью и говорят: «У меня трое детей, и над каждым стоять приходится, чтобы он занимался! И помимо этого куча дел!». Бывает, и возмущаются — мол, вы обязаны обучать наших детей, поскольку получаете заработную плату! А как делать это в нынешних обстоятельствах — не знают».

Но все же, по словам Оксаны, мамы и папы, бабушки и дедушки входят в положение, понимают временность мер, адекватно реагируют сами и успокаивают друг друга. Более серьезная проблема — техническая обеспеченность. Единицы имеют собственные телефоны или стационарные компьютеры. Большинство пользуются родительскими гаджетами, через которые и получают доступ к сети.

— Государственный образовательный портал «Российская электронная школа» не выдерживает накала, хотя министерство образования и науки РФ указывало в рекомендациях, что он чуть ли не заменит учителя на период самоизоляции. Там и впрямь есть задания и объяснения, но отнюдь не всех тем школьной программы. Иногда сайт недоступен вовсе. Невозможно зайти туда, чтобы посмотреть, как справляются ученики и справляются ли они вообще. Вот и приходится давать задания по обычным учебникам, а проверять их по фотографиям в Вайбере. Объем работы увеличился многократно. У меня дома нет оборудованного места, зато есть маленький ребенок, который постоянно требует внимания. Вместо этого мама ходит с телефоном в руках с 9.00 до 22.00, потому что постоянно консультирует кого-то. Уже представляю, как пойду к окулисту за очками.

Учитель русского языка и литературы СОШ №1 Улан-Удэ Татьяна Вишнякова видит две стороны медали. Из недостатков — отсутствие Интернета у некоторых семей и плохая работа ряда платформ. Между тем нужно поддерживать почти круглосуточную связь со своими коллегами, учениками и их родителями, передавать задания, проверить которые удастся лишь после карантина, а также дублировать их и выкладывать материалы в чаты в Вайбере и группы. Кроме того, загруженность учителей и детей. Одним нужно потратить больше времени, чтобы подготовиться к занятиям и ознакомиться с работами, которые присылаются по мессенджерам, электронному журналу или же по почте, и зачастую отличаются плохим качеством снимков или медленной их загрузкой, другим — изучать темы самостоятельно. Фактически рабочий день длится с раннего утра до позднего вечера. Ну а из достоинств — то, что можно развиваться профессионально, реализовывать индивидуальный подход, делать уроки интересными и необычными, использовать различные интернет-средства и тем самым дополнять традиционное обучение. 

Татьяна Вишнякова.

Нет худа без добра?

Некоторые родители также находят и «минусы», и «плюсы» в сложившейся ситуации. Житель Улан-Удэ Бато Эрдынеев рассказывает: «Мы спокойно отнеслись к дистанционному обучению, потому что сами очень хотели попробовать этот формат и узнать о его возможностях, например, для долгих путешествий всей семьей. Учительница предусмотрела практически все: заранее зарегистрировала класс на «Учи.ру», выдала учетные записи и пароли. Старшая дочь — в первом классе, поэтому ей нетрудно учиться самой, а нам — осуществлять контроль и объяснять непонятные моменты». Учебный процесс продолжается, говорит мужчина, да и прогресс наблюдается. Единственная трудность — технические сбои. 

— Стараемся прослушать видеозанятия и выполнить задания до 12.00-13.00, когда просыпается вся страна, иначе рискуем не дождаться отладки сайтов, «лежащих» из-за загруженных серверов, и потратить кучу нервов. А ведь и за бытом следить нужно, и свою работу делать. Хочется пожелать всем стойкости, спокойствия и, конечно, радости от длительного времени, проводимого с детьми. Такая возможность выпадает редко.

Проректор по научно-инновационной деятельности Бурятского республиканского института образовательной политики Арюна Гулгенова отмечает: «За неделю до того, как началась четверть, наша учительница со всеми родителями изучила возможные варианты дистанционного обучения. Конечно, были сложности, но выход найден. Дети спокойно занимаются в «Zoom». Удивительно, как быстро они привыкают к новому! Моей дочке-восьмикласснице нравится все, особенно виртуальная доска». «То, что для нас — новые возможности, для наших детей — норма жизни, — вторит редактор газеты «Номер Один» Оксана Сажинова. — Уже год как сын обучается дистанционно. Потрясающая организация репетиторских курсов в школе «Maximum» — теория, видеоуроки, связь с преподавателем 24/7». Ну а корреспондент телеканала «Ариг Ус» и мама двоих детей Саржана Бадмацыренова даже дала несколько житейских советов «начинающим»: «Одеться прилично или не ходить мимо камеры, убрать беспорядок на заднем фоне, не давать подсказки (вас слышно), объяснить своему чаду, что это не мультик и, наконец, убедиться, что конференция завершена, прежде чем облегченно вздыхать».

Саржана Бадмацыренова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №2 от 15 апреля 2020

Заголовок в газете: Первый онлайн-блин комом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру