Мастер каллиграфии в Улан-Удэ: «В жизни у меня не каллиграфический почерк»

О письмах от Деда Мороза, нелюбимой букве и профессиональной усидчивости

Есть такое искусство — красиво писать. Каллиграфией называется. Зародилось оно в древние времена и у каждого народа зиждилось на священном и сакральном — например, в Корее, Китае и Японии тесно переплеталось с природой и фольклором, религией и традициями.

О письмах от Деда Мороза, нелюбимой букве и профессиональной усидчивости
Юлия Шульгина. Фото: instagram.com

Несмотря на то, что сегодня клавиатура с «вордом» вытеснили перья с бумагой, ручное «красивописание» находит последователей и почитателей по всему белому свету, а опытные и талантливые каллиграфы — хобби и работу по многим направлениям (от создания праздничных открыток до написания целых портретов). Наш корреспондент познакомился с таким мастером из Улан-Удэ — Юлией Шульгиной и разузнал обо всех премудростях ее дела.

— Юлия, для зачина — традиционный вопрос. Расскажите о себе.

— Я родилась в Улан-Удэ и выросла здесь же. Окончила 11 классов средней школы №26 и юридический факультет Томского госуниверситета. После уехала в Вену. Много путешествуя с родителями по миру, считала именно Австрию «страной души», где очень хотела пожить. Единственным вариантом было отправиться туда на учебу. Не зная ни слова на немецком языке (который все же выучила впоследствии), на авось подала документы и неожиданно получила приглашение. Так и поступила на экономический факультет Венского университета. Два раза продлевала студенческую визу и 2,5 года прожила за границей. На родину вернулась в 2016 году.

— А искусством красивого письма увлеклись в Вене или Улан-Удэ? Когда и как занялись им — случайно или намеренно?

— Дома, года полтора назад и целенаправленно, параллельно с основной работой. Сама по себе я — человек, который жаждет создавать что-то собственными руками и умеет получать удовольствие от монотонной работы. Некоторое время вязала крючком и на спицах и вышивала крестиком: квартиру до сих пор украшает большая картина личного «производства». Однажды увидела рекламу в Инстаграме и прошла онлайн-курс леттеринга, что в переводе с английского означает «начертание букв». По сути, это графический рисунок — различных позиций меню на специальной доске в кафе, к примеру. Но подобное занятие требовало постоянного «изобретательства», да и не особо увлекало меня. Тем не менее подписывалась на его сторонников и тематические хэштеги в социальных сетях. Там-то и наткнулась на информацию о выставке, куда собираются мастера из личных сфер. А вскоре отправилась на дистанционное обучение каллиграфии (в переводе с греческого — «красивый почерк») у одной из них — уроженки Якутии и жительницы Москвы, основательницы школы «Nikolietta School» Варвары Пантелеевой. Ее работы, представленные в музеях российской столицы и Санкт-Петербурга, воздушные, захватывающие дух, стали постоянным источником моего вдохновения. Сейчас в данном направлении развиваюсь самостоятельно.

Портрет Мэрилин Монро из текстов ее песен. Фото: instagram.com

— Чем каллиграфия и леттеринг отличаются друг от друга кроме того, что подразумевают написание и рисование соответственно?

— Она не терпит эксперименты, он любит их. Она предполагает хорошую читабельность, он не всегда отличается таковой. Она применяется преимущественно в письмах, грамотах и открытках, он — в граффити, логотипах и татуировках. Вот, пожалуй, главные различия. Подобно разным шрифтам в программе Microsoft Word, Times New Roman, скажем, имеются и разные стили письма в каллиграфии — копперплейт — основа основ, который осваивала я, а также спенсериан и модерн — его производные. И каждый имеет свои каноны. В общем же существуют шесть-семь бaзовых элементов, на которых строится целая система.

— Вот с этого места поподробнее, пожалуйста. По какой «схеме» работают и какие инструменты используют каллиграфы? 

— Когда садишься за творческую работу, вымеряешь буквально все, чтобы она смотрелась гармонично, а текст располагался не сбоку, а по центру и помещался на листе. Сначала прописываешь карандашом, распределяя слова, потом — пером или же сразу им, если хватает опыта. Есть два основных типа перьев — более грубое ширококонечное (относится к голландской школе каллиграфии) и более мягкое остроконечное (принадлежит к американской школе) и два же основных вида держателей — косой и прямой, максимально комфортные и эргономичные в идеале, чтобы рука не напрягалась лишний раз. Берешь сухую тушь, разводимую водой до нужной консистенции (либо чернила, на крайний случай — гуашь или акварель), и наносишь на специальную бумагу. Эти материалы продаются в паре магазинов нашего города, а потому чаще заказываются по Интернету.

— Самые запомнившиеся творения в этой области?

— На первых порах мастерила небольшие открытки с надписями для себя и родных и близких. Перед Новым 2020 годом появилась мысль о том, что маленькие дети отправляют письма Деду Морозу, но не получают их от него, находя лишь подарки под елкой. Возникла идея «наладить» обратную связь. Друзья восприняли ее на «ура». Честно говоря, я планировала создать определенный шаблон и вписывать туда имена и возраст. Но одни родители попросили поругать и похвалить за одно, другие — за другое. В итоге каждое письмо потребовало около двух часов, и все они получились индивидуальными по содержанию и одинаковыми по оформлению — сложенные в конверты и запечатанные сургучом. За неделю успела сделать около 25 штук, порой не рассчитывая силы и засиживаясь допоздна, и даже заработать энную сумму.

Портрет Уинстона Черчилля из «фултонской речи». Фото: instagram.com

— В вашем инстаграм-аккаунте — фотографии целых картин. Они тоже написаны при помощи каллиграфии?

— Да. В портрете Монро, написанном по знаменитому произведению «Застреленные Мэрилин» Энди Уорхола, использованы тексты ее песен, строчки из которых читать занимательно. А в портрете Черчилля — его «фултонская речь» на английском языке, произнесенная в Вестминстерском колледже 5 марта 1946-го и воспринятая как «сигнал» к «холодной войне» с СССР. Эта моя картина стала одной из первых работ, вынесенных на зрительский суд и завоевавших наибольшую популярность. Помню, как скрупулезно определяла высоту строки, прочерчивала линии и контур, распределяла цвета, делала переходы….

— Самые приятные и сложные моменты в вашем деле и важные качества для него?

— Первое — сам процесс письма, дарующий не только творчество, но и успокоение, своеобразную медитацию, второе — подготовка к нему, имеющая множество аспектов, упомянутых выше. Ну а третье — усидчивость — весьма редкая характеристика в наше время. Если не обладаешь ею, «сорвешься» в один момент, попусту переведешь материал, потратишь силы и время, и весь труд пойдет насмарку.

Генеалогическое древо. Фото: instagram.com

— А самые распространенные ошибки у новичков?

— Страх. Когда смотрят на свой почерк и думают: «Что вообще выйдет из этого?». Но ведь ты сперва практикуешься, изучая правила и технику, и затем делаешь. Самое сложное — это начать.

— Кстати, сами вы красиво писали в школе и университете?

— Достаточно хорошо и аккуратно (улыбается). А вообще в жизни у меня не каллиграфический почерк, обычный. Да и у многих такой же — оставляет желать лучшего. Если во время учебы еще пишешь от руки, то после нее уже печатаешь на компьютере — отвыкаешь от ручек и карандашей.

— У вас много единомышленников по Бурятии и России?

— Немного, и все подписаны друг на друга в соцсетях, а то и лично знакомы между собой. Я вдохновляюсь чужими работами и генерирую собственные идеи. Помимо Варвары Пантелеевой нравится, как пишут две девушки. Одна живет на Дальнем Востоке, другая — в Воронеже. Остальные каллиграфы раскиданы по Европе и Америке. В Улан-Удэ есть те, кто занимается леттерингом, а тех, кто каллиграфией, вроде бы нет. Если бы были, мы могли бы не столько конкурировать, сколько кооперироваться, обмениваться опытом и организовывать мероприятия. Хотя здоровое «соперничество» не помешало бы развиваться, напротив, помогло бы.

— Не хотите монетизировать свое хобби?

— Разве что расходы окупить. А так не стремлюсь особо. Да и спрос как таковой отсутствует, лишь предложения имеются. Всем интересно, но непонятно, как и куда применять каллиграфические творения в быту. Хотя можно заказать генеалогическое древо и тем самым сохранить историю своей семьей.

— Какие планы на будущее — обозримое и дальнее?

— Когда у меня рождаются замыслы, они претворяются в жизнь сразу, а не откладываются в долгий ящик, и постепенно собираются для портфолио. Персональную выставку пока не затеваю. Как и всякий творческий человек, постоянно сомневаюсь в себе — тут недоделала, там недочертила... Хотя друзья, родственники, да и подписчики не критикуют меня, наоборот, поддерживают. Учеников тоже не набираю — не наблюдаю тех, кто пожелал бы освоить столь кропотливое искусство.

— И напоследок: есть любимая буква?

— Скорее, нелюбимая — «я». Очень уж сложно она прописывается

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 13 мая 2020

Заголовок в газете: «В жизни у меня не каллиграфический почерк»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру