Советский районный суд удовлетворил исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора по устранению негативных последствий деятельности бывшего Джидинского вольфрамо-молибденового комбината в Закаменском районе.
Комбинат был закрыт в конце 90-х годов, однако при консервации вредного объекта не были соблюдены санитарные и экологические требования. В частности, при прекращении горных работ, выработки не ликвидированы, не была проведена рекультивация земель, не решены вопросы сброса загрязненных шахтных вод в естественные водоемы, не были реализованы проектные решения по охране окружающей среды в целом. Как следствие - с прекращением деятельности комбината отрицательное воздействие его отходов на окружающую среду и население не только не уменьшилось, а значительно возросло, констатируют в природоохранной прокуратуре.
Суд возложил на правительство Бурятии обязанности по выявлению, оценке и ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде, бездействие органов власти по сохранению экологии признано незаконным, отмечают в пресс-службе надзорного органа.
Заметим, что исследования на закрытом предприятии были завершены в первой половине нулевых годов, в результате которых сделан вывод, что экологическая обстановка в городе Закаменске и на прилегающей к нему территории классифицируется как экологическое бедствие, а по общей заболеваемости людей – как кризисная.
Несмотря на это, власти не предприняли адекватных мер. Как констатирует Восточно-Байкальская природоохранная прокуратура, сведения, необходимые для включения объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде в Министерство природных ресурсов и экологии РФ не передавались. Государственные контракты на выполнение единичных некапитальных работ не повлекли восстановление состояния окружающей среды. А заключенный в 2015 году Министерством природных ресурсов Бурятии и ООО «Гидроспецстрой» госконтракт на разработку проекта ликвидации негативных последствий все еще не исполнен. Меры по понуждению к исполнению контракта не приняты, контракт не расторгнут, констатирует надзорный орган.
Отмечается, что самоустранение органов власти от исполнения полномочий повлекло возврат в федеральный бюджет 14 миллионов рублей, предоставленных региону в 2014 году по целевой программе об охране озера Байкал. Сейчас финансирования нет из-за отсутствия вышеупомянутого проекта ликвидации последствий деятельности комбината.
- Бездействие органов власти повлекло неэффективность расходования бюджетных средств и необходимость дополнительного финансирования мероприятий по устранению негативных последствий, - подчеркивают в природоохранной прокуратуре.