Юристы и общественники в Бурятии обсудили поправки к Конституции России

О реформе власти

На прошлой неделе под эгидой уполномоченного по правам человека в Республике Бурятия Юлии Жамбаловой состоялся круглый стол, на котором приглашенные эксперты обсудили предлагаемые поправки в Конституцию.

О реформе власти
Фото: newbur.ru

аиболее бурные дебаты разгорелись вокруг двух поправок — усиливающие роль парламента путем контрольных полномочий и устанавливающие институт пожизненного сенаторства. Мы решили привести наиболее интересные мнения.

Юлий Хамнуев, председатель регионального отделения «Ассоциация юристов России»:

— Традиционно считается, что законодательные органы власти имеют слабый статус по отношению к президенту. Хорошее начало в этом плане — закрепление в Конституции с помощью поправки контрольных полномочий парламента, когда депутаты, в том числе и с привлечением правоохранительных органов, могли бы проводить парламентские или депутатские расследования. Конечно, эти попытки имеют потенциал с точки зрения развития демократии, однако как будет складываться ситуация на самом деле, мы не знаем. Это вопрос даже не ближайших лет, а, может быть, десятилетий.

Что касается расследований парламентариев, то проблема состоит в том, что все существующие ныне механизмы носят откровенно формальный характер. Возможно, в поправки и будут заложены какие-то действующие рычаги, но само по себе депутатское расследование на сегодня — вещь весьма формальная. С моей точки зрения, со стороны законодателя необходимо усилить этот момент, обеспечить определенный баланс сдержек и противовесов, в том числе на уровне Российской Федерации. Что касается вопроса «пожизненного сенаторства», мы нашли только один пример, когда сенаторы избираются пожизненно — в Италии. До сего дня, как известно, в России не более 7 сенаторов могут назначаться президентом России пожизненно по так называемой президентской квоте.

Николай Васюткин, член ассоциации политических юристов России:

— Мировая практика говорит не только о том, что президент вправе назначить пожизненных сенаторов, но и сам президент, чей срок полномочий прекратился, тоже вправе стать пожизненным сенатором, если только не откажется.

В современных странах институт пожизненного сенаторства существует в Италии (не более пяти сенаторов помимо бывших президентов), ряде стран Южной Америки и Африки. Подобный опыт ранее был в Канаде, во Франции и Румынии. В Италии есть требование к кандидатам — это должны быть граждане, прославившие родину выдающимися достижениями в социальной, научной, художественной и литературной областях. Например, пожизненными сенаторами были назначены лауреат Нобелевской премии по физике Карло Руббиа и известный архитектор Ренцо Пиано.

В России сделали другой акцент — ими могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности, а также бывшие президенты.

В 2014 году уже вносились поправки в Конституцию, согласно которым глава государства получил право назначать до 10% от числа сенаторов. Если сейчас каждый из 85 регионов должен представлять два сенатора, то максимальное число «президентских» сенаторов получается 17. Хотя прецедентов не было, пока никто еще не был назначен, новая инициатива увеличивает президентскую квоту сразу до 30 человек.

Необходимо отметить, что порядок формирования Совета Федерации менялся несколько раз. Первый состав был избираемым, а вот второй состоял из губернаторов и спикеров региональных парламентов, и, по сути, был федеральным клубом региональной элиты, который по некоторым вопросам противостоял центру и инициативам Государственной Думы. После реформирования Совета Федерации регионы уже направляли своих представителей, и этот орган стал работать на постоянной основе, что положительно сыграло на его профессионализме.

Николай Будуев, депутат Госдумы:

— Помимо задора, решимости, энергии, чтобы депутат был эффективен, ему необходим определенный опыт. Откровенно говоря, по себе могу сказать, что вроде был депутатом городского совета, стал депутатом Госдумы, но только сейчас начал понимать что такое быть депутатом, то есть что я могу, что у меня получится, смогу ли выиграть суды и так далее. Поэтому, когда мы говорим о расширении функций парламента в части парламентского контроля в сочетании с институтом пожизненных сенаторов, чрезвычайно необходимо, чтобы в парламенте были люди, которые защищены, как судьи, от любого давления. У парламента должен быть стержень, те люди, которые бы понимали, как все устроено, и они бы одновременно не боялись отстаивать свою позицию до конца. В той же Думе вижу, что наиболее эффективно работают те, кто там уже 2-3 срока.

Потому что так или иначе любой чиновник и депутат понимают — сегодня ты депутат, а завтра не депутат. И тебе спокойно могут сказать: парень, у тебя могут быть проблемы, мы тебе на выборах не поможем и так далее. Сталкиваюсь по себе — перед тобой откровенный коррупционер, ты его понемногу загоняешь в угол, а он сидит там и надеется, чтобы быстрее Будуев перестал быть депутатом. Вот сейчас на меня выходят разные представители, и я вижу в их глазах надежду, что вот ты скоро перестанешь быть депутатом и люди смогут выскочить на свободу. Нет, заявляю со всей ответственностью — эти люди сядут. То есть необходимо, чтобы чиновники-коррупционеры понимали, что перед ними есть красная линия и они через эту линию не перейдут. Поэтому если поправки будут приняты, то расширение полномочий в части парламентского контроля коснется и Бурятии, и Улан-Удэ.

Татьяна Думнова, член правительства Бурятии с 2002-го по 2016 годы:

— Проблема в том, что с 90-х годов у нас не было комплексной модернизации системы управления в органах власти, хотя определенные шаги органами власти в этом направлении сделаны. На фоне падения доверия граждан к органам государственной власти, низкого числа экономически активного населения, роста безработицы требуется переосмысление системы государственного управления. Кроме того, существует слабое межведомственное взаимодействие и на федеральном, и на региональном уровнях. Граждане это чувствуют на себе: бюрократическая система пока остается сложной, неподвижной и трудно поддающейся каким-либо изменениям, со своими рудиментами, где мы к старому кафтану все время пришиваем новые рукава. Считаю правильным, что поправками в Конституцию России создается новый центр власти — госсовет, благодаря которому регионам даются новые полномочия, возможность выстроить вертикальные связи, единую систему управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. По своей сути, госсовет должен стать центром ответственности за обеспечение согласованного функционирования и взаимодействие органов госвласти, определение основных направлений внутренней и внешней политики и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. В тексте поправок конкретные полномочия госсовета не прописаны, как не прописан и порядок его формирования — это должно быть впоследствии определено федеральным законом. Главная задача этой системы на региональном уровне — направить усилия на повышение уровня жизни в Бурятии. Показателем эффективности государственного управления должен стать высокий уровень жизни населения, его удовлетворенность работой органов власти. Необходимо на региональном уровне продумать модель управления не только по вертикали, но и по горизонтали: организация взаимодействия органов муниципальной власти с региональными ведомствами. Так как новые поправки Конституции предполагают включение местного самоуправления в единую систему управления.

 

Cуть поправок

  • Госдума получит право утверждать кандидатуру председателя правительства РФ, предлагаемую президентом. Назначать утвержденного председателя будет президент. Также Госдумой будут утверждаться кандидатуры зампредседателя правительства и федеральных министров (за исключением отдельных министров, руководство деятельностью которых осуществляет президент, в частности, министров «силового блока») по представлению председателя правительства РФ.
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающие вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также прокуроры субъектов РФ будут назначаться президентом РФ по итогам консультаций с Советом Федерации. К ведению Совета Федерации предлагается отнести прекращение по представлению президента полномочий судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов — в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи.
  • Кандидатуры для назначения на должность председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты будет вносить в Совет Федерации президент. Также в соответствии с поправками к ведению Совета Федерации относится заслушивание ежегодных докладов генпрокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране.
  • Совет Федерации, Госдума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.
  • Президенту будет предоставлено право назначения 30 сенаторов Совета Федерации, из которых не более 7 могут быть назначены пожизненно. Президент РФ, полномочия которого истекли, вправе пожизненно остаться сенатором. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 24 июня 2020

Заголовок в газете: Пожизненный сенатор

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру