Участники конвента монголов мира в Бурятии повторили конный переход десятилетней давности

Леонид Турбянов: «В Монголии произошла смена власти, и конвент утратил свою актуальность»

В июле 2010 года в столице Бурятии при активном участии тогдашнего главы республики Вячеслава Наговицына и президента Монголии Элбэгдоржа состоялась IV генеральная сессия конвента монголов мира.

Леонид Турбянов: «В Монголии произошла смена власти, и конвент утратил свою актуальность»
Участники встречи на берегу Иркута, посвященной десятилетию конвента монголов мира (июль 2020 г.).

Событием номер один в рамках конвента стало погружение Элбэгдоржа на дно Байкала в глубоководном обитаемом аппарате «Мир-1». Событием номер два — конный переход из разных районов республики и Монголии в Улан-Удэ, где всадников в национальных костюмах приветствовали первые лица монгольского мира.

Отметить десятилетие со дня проведения в Бурятии памятного для любого кочевника события не помешали ни ограничительные меры в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, ни иные обстоятельства. Как это произошло, мы попросили рассказать руководителя того самого отряда всадников, депутата Народного Хурала пятого созыва Леонида Турбянова.

Леонид Турбянов.

— Леонид Дашеевич, как лично у вас возникло решение принять участие в конном переходе? Кто был с вами, как все это было и ради чего? Согласитесь, сегодня сложно представить, что Владимир Павлов или Цырен-Даши Доржиев три дня кряду скачут по тайге на лошадях, спят в палатках и испытывают прочие неудобства.

— В 2010 году я работал в Москве, когда мне позвонили и рассказали, что правительство Монголии выступило с предложением провести в Бурятии конвент монголов мира. Предложение было рассмотрено в министерстве иностранных дел России, глава ведомства Сергей Лавров поставил под документом свою подпись. Дату несколько раз переносили, согласовывая все детали мероприятия, и вот подготовка началась.

Конвент переводится как собрание, поэтому помимо прочих научных, культурных мероприятий планировалось организовать конные переходы всех бурятских родов в столицу республики. Тункинские ребята не могли остаться от этого события в стороне. Мы собрали отряд добровольцев, все охотники, деревенские парни, на своих лощадях, разработали маршрут и двинулись в путь. Мне тогда было только шестьдесят, практика верховой езды большая, поэтому каких-то опасений на этот счет не возникало. Отчасти это было желание не ударить в грязь лицом, придать конвенту достойный уровень, отчасти желание испытать то, чем жили наши предки. Как бы там ни было, но наш отряд стал одним из немногих, кто вместе с монголами в назначенный день и час прибыли в Улан-Удэ, приняли участие в тех событиях. Остались записи того похода, фотографии.

— Самое интересное, что, в отличие от иных конников, которых большую часть дороги везли на машинах, ваш отряд действительно преодолел на лошадях сложный путь. Что было самым трудным?

— Наш маршрут можно было разделить на два этапа. Первый пролегал от самой границы Тункинского района села Шалуты и в сторону Култука. Второй — от устья реки Мантуриха, которая впадает в Байкал, через отроги Хамар-Дабана и дальше в село Ардасан Селенгинского района, и далее по проселочным дорогам до Улан-Удэ. Перед отправлением в дальний путь была церемония в национальных костюмах, обряд, слова напутствия. Заехали на Байкал, помочили коням ноги. Когда мы показали наш маршрут главному охотнику тех мест, он сказал, что это невозможно, там болота и на конях мы не пройдем. Было трудно, но мы прошли. Раза два, конечно, проваливались. Сильно досаждали пауты, клещи, поэтому применяли меры обработки. Всего наш отряд был в походе три дня, совершил две ночевки. В общей сложности мы преодолели 800 километров пути.

Волков не встретили, а вот медвежьих следов было множество. С собой у нас была только одна винтовка, чтобы в случае чего припугнуть зверя. В это самое время как раз шел медвежий гон, вот что было самое опасное, но нам повезло, все обошлось. После Хамар-Дабана в Ардасане нас встретил тогдашний замглавы Тункинского района Анатолий Демин, никаких сотовых телефонов в то время не было. Ну а дальше нас сопровождала машина уже по трассе. В Оронгое была торжественная встреча и нашего конного отряда, и тех, кто передвигался из Монголии. В Улан-Удэ мы въехали уже в бурятских национальных костюмах, с родовыми флагами. И в таком виде принимали участие в торжественной церемонии на ступеньках только что открытого Русского драматического театра, на фасаде которого была размещена надпись «Россия приветствует монголов мира».

— О чем вспоминали несколько дней назад участники конного похода, собравшись на берегу Иркута?

— Начнем с того, что участниками конного перехода через Хамар-Дабан вместе со мной стали самые обычные жители Тункинского района Гомбо Зурбаков, Игорь Хосомоев, Сергей Федотов, Жап Халудоров, Виктор Зарбуев. Только один из них на данный момент оказался за пределами республики и поэтому не смог прибыть на встречу в честь десятилетия того конного перехода. Мы собрались на берегу Иркута, чтобы вспомнить, как волнительно это было. Если бы не пандемия, обязательно бы пригласили на эту встречу сенатора от Бурятии Вячеслава Наговицына, который много сил приложил к организации этого масштабного мероприятия. Хочу сказать, что прямо там, у костра, мы ему позвонили, поздравили с десятилетием прохождения в Бурятии конвента монголов мира. На своей страничке в соцсетях он также поздравил нас, наговорил много теплых слов, думаю, для него, который ездил в Селенгинский аймаг, не раз бывал в Монголии, это тоже было значимое событие.  

Все члены нашего конного отряда — люди деревенские, и потому, оказавшись рядом с главой республики, президентом Монголии, когда нужно было сказать несколько слов, пожать им руки, многих охватил ступор в буквальном смысле этого слова. Вспоминали это, вспоминали другие детали. Например, занимательную историю с бурятским халатом, в который был одет я. Дело в том, что этот халат был сшит для Владимира Путина, когда он посещал Иркутскую область, но передать подарок президенту не удалось. Когда Геннадий Манжуев рассказал мне об этом, я попросил продать халат мне. А вскоре состоялся конвент монголов мира, и халат пришелся кстати.

— Многие события, прошедшие в рамках конвента, так или иначе повлияли на жизнь республики. К примеру, тогда мэр Элисты подписал соглашение о сотрудничестве с тогдашним мэром Улан-Удэ Геннадием Айдаевым, а спустя два года в Бурятии появился Бембя Чужаев. На вашу жизнь, других участников конного похода как-то повлияли те события? Почему много лет конвент монголов мира не проводится?

— Конечно, для деревенских парней из Тункинской долины, многие из которых владеют только бурятским языком, конвент стал своего рода вехой. Во всяком случае в родном районе их имена прогремели. В том же году как официальный организатор конного похода глава Тункинского района Николай Петухов на Сурхарбане отметил всех ребят наградами и памятными призами, где подчеркнул, что они навсегда вписали свои имена в историю республики. Как верно указал Вячеслав Наговицын в своем поздравлении, в Улан-Удэ тогда прибыло более 300 делегатов и гостей из Монголии, Китая, Калмыкии, Тывы, Забайкальского края, Иркутской области. Все они очутились в одно время в одном месте и им было что сказать друг другу.

— Последняя, V генеральная сессия конвента монголов мира состоялась в Монголии в 2011 году. Как думаете, почему интересная культурная традиция прекратилась?

— Не будем забывать, что конвент монголов мира — это своего рода международная общественная организация, возникшая в честь 800-летия монгольской империи. Инициатором выступил тогдашний президент Монголии, вписав в Устав, что где бы ни проходил конвент, в нем непременно должен принять участие председатель этой организации, он же президент Монголии. Согласно положению конвент может проходить в той стране, где есть монгольская диаспора. Но сами монголы каждый год 11 июля празднуют день собственной государственности Наадам, который в этом году был посвящен 2229-летию образования государственности, 814-летию со дня основания Великой Монгольской империи и 99-летию Народной революции. Мы знаем, за последние десять лет в Монголии произошла смена власти и, по всей видимости, конвент утратил свою актуальность.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 12 августа 2020

Заголовок в газете: Шестеро смелых

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру