В Бурятии подвергли критике «экспресс-суды» для изъятия детей из семей

Депутаты Народного Хурала критично отнеслись к инициативам федеральных коллег

Сегодня во всех представительных органах российских регионов активно обсуждают два законопроекта по изменению отдельных статей Семейного кодекса с учетом поправок к Конституции.

Депутаты Народного Хурала критично отнеслись к инициативам федеральных коллег

Они уже внесены на рассмотрение Государственной Думы и сулят серьезные перемены при принятии. О возможных нововведениях и их значении для института семьи обсуждали и в Народном Хурале Бурятии.

Авторы первого документа — сенатор Совфеда Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников — предлагают изымать детей из семьи при угрозе их жизни и здоровью по вердикту суда, который выносится за 24 часа. Авторы второго — сенатор Елена Мизулина с группой единомышленников из верхней и нижней палаты федерального парламента — настаивают на том же — забирать ребенка у родителей (коими можно считать лишь кровных отца и мать) при ограничении и лишении их прав по судебному постановлению, а также не впускать специалистов опеки для проверки бытовых условий в дома и квартиры без согласия самих жильцов.

— По данным инициативам к нам поступило 47 обращений, — сообщил председатель комитета по социальной политике Игорь Марковец. — Против проекта закона «Клишаса-Крашенинникова» выступили детский омбудсмен и общественные организации. Ведь получается, что административную процедуру изъятия детей из семей, существующую сейчас, хотят заменить судебной. Это порождает вопросы. Мы решили пригласить всех заинтересованных, чтобы выслушать их позиции.

Игорь Марковец.

В ходе полуторачасового обсуждения участники совещания, среди которых оказались как шестеро членов регионального парламента от разных фракций, так и представители уполномоченных структур, сошлись во мнении, что сутки после поступления заявления от органов опеки и попечительства или внутренних дел — слишком мало для сбора бумаг и доказательства «благополучности».

— Как показывает практика, судебные процессы по детским судьбам довольно протяженные во времени, — отметила уполномоченный по правам ребенка в РБ Наталья Ганькина. — А тут за 24 часа необходимо предоставить документы о надлежащем исполнении родительских обязанностей, что затруднительно и для истца, и для ответчика. Возникают опасения: не будут ли рассматривать заявления автоматически, дабы не нарушать сроки, и выносить решения, обжаловать которые сложно или невозможно?

Наталья Ганькина.

Такую точку зрения разделяет депутат Народного Хурала Игорь Бобков. «Почему разработчики остановились на пресловутой цифре? Из каких соображений потребовалась столь колоссальная спешка? Можно забрать ребенка незамедлительно при непосредственной угрозе», — заявил парламентарий и привел пример из личного опыта. Однажды он сообщил в правоохранительные органы о нетрезвых соседях, таскавших за собой маленькую девочку лет четырех. Стражи порядка приехали на место происшествия, осмотрели их жилище, обнаружили там горы бутылок, грязный матрас и, видимо, приняли необходимые меры: пьяные хождения с несовершеннолетней по улицам прекратились.

Игорь Бобков.

Его коллега по депутатскому корпусу Андреян Зыбынов посоветовал взглянуть на проблему шире и подчеркнул, что семья как общественный институт переживает кризис в нашей стране.

— Ячейки общества создаются прежде всего для рождения и воспитания детей. Статистика браков и разводов оставляет желать лучшего: показатели по ним стремятся друг к другу. Несмотря на то, что у руководителей профильных ведомств и министерств преимущественно положительное отношение к поправкам, есть спорные моменты. Необходимо учитывать все это и оставаться реалистами при выдаче заключения — положительного или отрицательного и наложении определенных ограничений.

Андреян Зыбынов.

Свои опасения высказали и другие присутствовавшие на заседании. Заместитель министра социальной защиты населения РБ Эльвира Эрдыниева напомнила о схеме проверок родителей, имеющейся сегодня. «Приезжает целая комиссия, задействованы огромные силы. Но за полугодие из 50 обращений подтвердилось лишь 30 процентов, — рассказала она. — Просто соседи сводят счет друг с другом из-за личной неприязни. Мы же действуем в интересах детей, стараемся сохранить семьи всеми силами, помочь многодетным и нуждающимся».

Депутаты и общественники пришли к выводу, что законопроект «Клишаса-Крашенинникова» допускает расплывчатые определения и требует существенной доработки, а законопроект «Мизулиной» вызывает некоторые замечания, но в целом может быть одобрен.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 26 августа 2020

Заголовок в газете: Забрать нельзя оставить

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру