В условиях стесненного финансирования все внимание – молодым и лицам трудоспособного среднего возраста. При этом руководитель семинара попросила сельских коллег не выносить эту установку «из избы», она сугубо для служебного пользования. Но не учла, что мой информатор-инсайдер – предпенсионного возраста. Она невольно спроецировала ситуацию на себя и – возмутилась. А возмутившись, рассказала мне.
60+: не вписались в рынок
Это было давненько, в «жирные» нулевые годы. А теперь сравните слова ВВП сего лета, как только была зарегистрирована российская вакцина против ковида, о планах массовой вакцинации населения. Первоначально, как следовало из официального выступления, она планировалась среди лиц 18 – 60 лет. Эти цифры впоследствии нигде не повторялись, ни в каких релизах Минздрава РФ, их тотально «замолчали». Видимо, политтехнологи подсказали, что цифра «до 60» крайне невыгодна: как же, ведь старики самый послушный электорат! Видимо, «замолчали» успешно, если согласно опросам более половины россиян старше 60 одобряют вакцинацию.
Думаю, диапазон сбережения народа «18 – 60» и пренебрежительное отношение к тем, кто старше этого «зазора», достался современным чиновникам и политикам по инерции, от отцов реформ Гайдара – Чубайса. Последнему и принадлежит крылатая (на крыльях летучей мыши провинции Хубэй?) фраза о тех, кто «не вписался в рынок». Мол, жаль, конечно, это старичье и прочий балласт общества, но что тут поделаешь… Каждый умирает в одиночку. Так что нынешнее отношение к старикам закономерно. Вот будет 9 мая (если не перенесут дату), а тем паче, выборы, вот тогда будут цветочки, коробки конфет, рублевые подачки дорогим ветеранам к датам и накануне голосования.
Еще один случай не относится к ковидной теме, но симптоматичен и не симпатичен.
Несколько лет назад в Мухоршибири (цитата) «больной 75 лет, имеющий множественные факторы риска, перенесший инфаркт миокарда, имеющий низкий комплайнс к лечению, не был расценен как пациент с достаточным реабилитационным потенциалом». Выяснилось, что согласно приказу минздрава «О совершенствовании организации оказания медпомощи населению РБ с сосудистыми заболеваниями», на долечивание должны переводиться пациенты, имеющие этот самый реабилитационный потенциал. Пожилой и старческий возраст в документах приравнен к тяжелой сопутствующей патологии. Можно не долечивать.
Нынешний карантин и ношение масок касаются в первую очередь лиц старше 65 лет. Но эти лица советской закалки как раз оказались самыми дисциплинированными, они послушно сидели дома, носили и носят маски. И когда региональный минздрав проанализировал возрастной состав заразившихся коронавирусом, то к немалому удивлению выяснилось, что больше всего среди них лиц молодого и среднего возраста, и меньше всего – старшего и старого. В ежедневных сводках бурятского минздрава возрастной акцент заболевших ковидом никогда не отражался (не случайно ли?). Но уверен, будь он сделан, картина повторилась бы.
День знаний: все наоборот
Эксперты прогнозируют, что с началом учебного года рост новых случаев Covid-19 возрастет по стране, как минимум, на 20%. А в Бурятии в канун Дня знаний он возрос почти вдвое. Это – эхо «жаркого» лета, когда с молчаливого согласия властей молодежь тусовалась стаями, где маска на лице – признак дурного тона.
Чтобы убедиться в этом, достаточно выйти на улицу или зайти в социальные сети. Все наоборот: когда прирост заражения был невелик, штрафы и патрули заставляли сидеть дома, а когда рост инфицирования пошел в гору – запреты были сняты. Лишь в конце августа озадаченный глава РБ констатировал скачок ковида. Но это верхушка латентного айсберга. Из первых рук знаю, что инфекционисты-профи в рабочем порядке умножают выявленные лабораторным путем случаи заражения в 4 раза, подразумевая, что реальное число зараженных больше как в 2-3, так и в 5-7 раз… Картина маслом.
СМИ замалчивают тот факт, что «Дети — самые опасные распространители коронавируса». Это заголовок на сайте «Мосмама». Читаем далее: «Ранее было установлено, что дети также заражаются новой коронавирусной инфекцией, однако переносят легче, часто бессимптомно. Теперь же зарубежные ученые (из Норвегии, Англии и Германии) сделали вывод, что именно дети (а также молодежь – Г.Б.) могут быть главными и самыми опасными распространителями. Это связано с бессимптомным течением болезни, которое не дает понять, есть ли в их организме вирус».
Лишь однажды в эфире бурятского «Эха Москвы» я услышал опасение, что «дети могут принести ковид-19 из школы и заразить родителей». Кстати, последними исследованиями также выявлено, что и температура в таких случаях может быть нормальной. А ведь на контроль температуры сделана ставка в школах. Вдобавок маски для младших школьников отменены. Кроме того, для ребенка естественно все трогать, поднимать незнакомые предметы. Контакты с поверхностями, на которых мог находиться вирус, и последующие прикосновения рук к лицу – самый распространенный путь заражения после воздушно-капельного. Если ребенок сразу побежит обниматься к родителям, он передаст инфекцию им через прикосновения. Но гораздо хуже, если он передаст инфекцию бабушке/дедушке...
Вот именно: не дедушка – внуку, а наоборот. Ну и кому сперва надо надеть маску? Это знание и надо было преподнести в День знаний.
Вы чье, старичье?
Рост новых случаев Covid-19 в республике есть следствие главного просчета в профилактике инфекции: дискриминации старости. Не тот вектор вливаний сил и денег избран. Понятно, что это гораздо хлопотней, чем запугивать стариков. Для молодежной аудитории надо привлекать волонтеров, устраивать акции, проч. А молодые плевать хотели на пропаганду: ведь они знают, что перенесут Covid-19, возможно, на ногах.
Автор сих строк как раз принадлежит к старшей «группе риска». Уже не раз я слышал от ровесников, что это целенаправленная политика: извести стариков. В той же цепи, например, пенсионная реформа. Многие учреждения не обслуживают тех, кому за 65. И что имеется установка «для служебного пользования»: стариков лечить, конечно, надо, но без фанатизма, что ли… Хотя это чьи-то родители. И захотят ли их дети такую старость в таком регионе?
По совпадению, в разгар карантина 15 июня выпал на Всемирный день распространения информации о злоупотреблениях в отношении пожилых людей. Что ж, будем распространять информацию. Главная инфа: основными распространителями инфекции в Бурятии являются лица молодого возраста.
No country for old men. «Старикам здесь не место». Перевод достаточно точный. Хотя название оскароносного фильма братьев Коэнов можно толковать двояко. Сountry - это сельская местность, но и страна. Государство. Все зависит от контекста.
Да, старики – супер-проблема многих цивилизованных стран. Вопрос в том, хотим ли мы быть цивилизованными?