Сантиметры социальной дистанции
И проехал-то пару остановок, но у него как на грех не оказалось мелочи, а водитель так долго отсчитывал сдачу, купюры и мелочь, что с задних мест начали роптать. И тут все принялись ругать власти, причем, не столько за то, что подняли тариф, а за неудобную цену. Громче всех усердствовал водитель. Мол, пока отсчитаешь сдачу – заболеешь.
Специалисты считают, что на купюрах коронавирус выживает в течение 3 дней (бесконтактные карточки не в ходу). А по данным НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора реальный срок жизни коронавируса на деньгах, стекле и виниле — до 28 дней. Общественный транспорт - из самых опасных мест инфицирования, говорят исследователи. Ученые трех китайских университетов поставили вероятность заражения в средствах массового перемещения на второе место после домашнего очага, оценив риск в 34%. Это в Китае, где дисциплина граждан должная. В Улан-Удэ цифра риска наверняка выше.
Еще немного «науки». На кафедре теории вероятностей и прикладной математики МТУСИ был проанализирован случай распространения коронавируса в автобусе, в котором ехал инфицированный пассажир. Он сел во втором ряду сзади. В итоге заразил семерых людей в разных частях салона, в том числе пару, сидевшую в шести рядах от него (4,5 метра). Инфицированный пассажир на протяжении всей поездки не вставал с кресла и никак не взаимодействовал с другими людьми. И это в большом автобусе.
В маршрутке же – сливай воду. В случае наличия в ней зараженного пассажира маршрутка превращается в зону заражения полностью, утверждают исследователи, т.к. самые опасные места — небольшие помещения. Все пассажиры с вероятностью 1 (максимальной) в опасности. Почти все пассажиры попадают в зону риска. Вероятность оказаться на опасном расстоянии от носителя — 69,75%. Вероятность того, что хотя бы один человек окажется в опасной зоне максимальна. Реальные шансы заразиться есть у каждого четвертого (даже в маске).
Это – в Москве, где контроль за правилами перевозок жесткий и где не позволяют езду пассажиров стоя.
В Улановке за поручень (еще один источник заражения) хватаются тысячи тех, кому не досталось сидячих мест в сертифицированных автобусах так называемой средней вместимости. Новую цену перевозок в 24 рубля горожане почувствовали сразу – на своей шкуре. Словно из прошлого, из советских «скотовозок» до пассажира донесся окрик: «Гражданин пройдите взад!»
И жители Улан-Удэ оказались в заду. В погоне за прибылью водители стремятся набить салон под завязку. Социальная дистанция здесь понятие лирическое. Тут никакая маска не спасет. Социальная дистанция в салоне порой измеряется в сантиметрах.
К тому же в условиях наступивших холодов маршрутка не проветривается.
Цена проезда – цена здоровья
Что делать - бежать на трамвай? Тогда вам в руки еще «науки». В час пик (а он уже превратился в «день пик») из 155 пассажиров трамвая 49 могут оказаться инфицированными одним переносчиком.
А что, если цены на маршрутке на период пандемии сделать свободными? Погодите возмущаться. Само собой, с ростом цены на проезд должны расти и антиковидные меры. Влажная уборка и полная дезинфекция трижды в день, а то и каждые 2 часа, подразумеваются. А также санитайзеры в каждом ряду и т.д. В маршрутках с эмблемой антиковидного транспорта, в которых цена проезда может достигать и 30-40 рублей (например), должно быть кварцевание по ходу движения, применение очистителей и освежителей воздуха, обработка поручней на остановках. Учитывая, что в среднем длительность маршрута между ближайшими остановками составляет 3 минуты.
Все три способа передачи заболевания - воздушно-капельный (кашель, чихание, разговор), воздушно-пылевой (частицы пыли в воздухе), контактный (рукопожатия, предметы) - реализуются в общественном транспорте.
А теперь конечная остановка. По инсайдерской информации, проблема передачи ковида пассажирами настолько стала болезненной, что Роспотребнадзор поднимал вопрос об отмене городского общественного транспорта (!). Приехали… Конечно, в таких условиях служба такси сказочно разбогатеет. Таксисты задерут цены. Этот процесс уже пошел в гору.
Но давайте вспомним, как изначально назывались маршрутки в 90-х. Они назывались «маршрутными такси». Предложение создать «антиковидные маршрутки» со свободными ценами имеет под собой документальный домкрат. Лет пять назад Минтранс РФ уже предлагал отпустить цены на городской (не муниципальный) транспорт. Предложение заблокировали сторонники популистского проезда.
Однако вспомним попутно, зачем мы в условиях пандемии садимся в общественный транспорт. Чаще всего – чтобы доехать до работы и заработать денег. Но траты на лекарства куда больше…
Да, цену на проезд будет устанавливать хозяин маршрута. Но если предложат, допустим, 60 рублей – никто и не поедет. Цену проезда владелец маршрута должен обосновать вышеперечисленными антиковидными мерами. Цена будет тем больше, чем меньше будет посадочных мест в «маршрутном такси». У депутатов и чиновников вместо дебатов по животрепещущему вопросу высвободится время для контроля за маршрутками нового антиковидного типа.
Мы не настолько богаты, чтобы ездить по цене 24 рубля – в аптеку. Впрочем, сторонников дешевого проезда могут отвезти (если повезет) и бесплатно. На «скорой»…