О дороге в Бурятии: «Стоит свернуть с федеральной трассы, и цивилизация заканчивается»

Под петицией о строительстве дороги до Закаменска подписались более 7,8 тысяч человек

Всего две недели назад в соцсетях стартовала акция по сбору подписей выходцев из Селенгинского, Джидинского, Закаменского районов.

Под петицией о строительстве дороги до Закаменска подписались более 7,8 тысяч человек
Октябрина Дамдинжапова.

Люди решили объединиться, чтобы привлечь внимание к своим землям, своим проблемам, своему будущему. В письме, которое подготовила группа активистов, основное внимание сконцентрировано на дороге «Гусиноозерск — Петропавловка — Закаменск». Ее авторы сравнили с минным полем, с чем вряд ли кто-то будет спорить.     

Несмотря на бушующий ковид, на режим ограничительных мер и уборку урожая, всего за 12 дней Джидинский район собрал 3544 подписи, Закаменский — 3062 подписи, Селенгинский — 1251. 901 человек подписались как жители улан-удэнской агломерации, других районов и даже зарубежных городов. Мы выслушали самых активных участников инициативной группы.

Зорикто Дагбаев, фотограф газеты «МК в Бурятии»:

— Я родился в селе Алцак Джидинского района, расположенном вдали от центральной трассы. Это значит, что к нашему селу в 78 км от районного центра Петропавловки никогда не было асфальтированной дороги. Сюда не ходит муниципальный транспорт, поэтому все активное население вынуждено иметь личный автомобиль, чтобы держать связь с городом.

Вообще для поддержания жизни на селе необходимы две вещи — связь и дороги. Все остальное приложится. Связь в Алцаке есть, работают Интернет, телефон. Здесь живут люди, которые, по сути, ни у кого ничего не просят — держат свое хозяйство, скот, заготавливают лесные дары, а продукцию возят в город. Поэтому им нужна дорога, пусть и не до своей деревни, но хотя бы трасса. Вот почему небольшие села, где нет и двухсот человек, проявили такую активность. Алцак собрал 154 подписи, то есть почти все взрослое население приняло участие в этом мероприятии.

Октябрина Дамдинжапова, директор издательства «НоваПринт»:

— Я родилась в селе Дэдэ Ичетуй, выходцы из которого собрали 331 подпись, больше всех после райцентра Петропавловка. Училась в Республиканском бурятском лицее-интернате, поэтому как таковых одноклассников у меня на малой родине нет. Не осталось в селе и близких родственников, дом, в котором я выросла, вывезли, собственно, во дворе не осталось ничего, кроме ранета, который каким-то чудом еще плодоносит. Но каждый год я приезжаю туда, чтобы постоять на месте, где у бабушки с дедушкой прошли детство и отрочество, проехаться по родным улицам, посетить стадион, с которым связаны воспоминания о Сурхарбане, поклониться на горе духам местности.

В последние годы мы приезжали в Джиду с мужем, он вел машину, а нынче в сентябре я села сама за руль и на своей шкуре, можно сказать, убедилась, как сложно и рискованно ездить по разбитой дороге, особенно в сумерках. По приезде в город написала в «Фейсбуке», что стоит свернуть с кяхтинской федеральной трассы, как цивилизация заканчивается. Пост вызвал много откликов, и как-то так получилось, что комментаторы почти обязали меня взяться за эту проблему. И когда в конце сентября я выложила новый пост о том, что готовится открытое письмо главе республики и Народному Хуралу по ремонту дороги «Гусиноозерск — Петропавловка — Закаменск», что начинается сбор подписей под ним, мое сообщение перепостили почти 70 человек! Дальше события развивались стремительно. Поддержали на местах главные редакторы районных газет, родственники, знакомые, появилось много добровольцев не только в селах районов, но и в Улан-Удэ, и даже в Кяхте, открылись пункты сбора подписей при магазинах, мясной лавке. Под письмом подписались известные выходцы районов: артисты, писатели, режиссеры, спортсмены, учителя, врачи, представители буддийского духовенства. По подписям можно увидеть, сколько людей перебрались в Улан-Удэ и пригородные села в поисках лучшей жизни. Откликнулись также выходцы из Бурятии, проживающие сегодня в Сургуте, Тюмени, даже в немецком городе Пройсиш-Ольдендорф.

Более 8,7 тысячи подписей за 12 дней! О чем это говорит? Не только о том, что неладно с дорогой, которая связывает три района со столицей! О том, что эти районы находятся вне зоны внимания республиканской власти, они не знают, как дальше им развиваться, какое у них будущее. Села пустеют, жители семьями покидают родные места. Я выяснила, что дорога относится к республике, что и Наговицын, и Цыденов обещали на встречах с избирателями отремонтировать ее. В Интернете нашла, что в начале августа объявляли торги на ремонт автомобильной дороги «Гусиноозерск — Петропавловка — Закаменск», но всего лишь 30 км (!) и по территории только Селенгинского района. Получается, если будут ремонтировать трассу по 30 км в год, то уйдет 10 лет…

Комментарий

Сергей Пашинский, депутат Народного Хурала от Джидинского района:

— На самом деле ремонт автомобильной дороги «Гусиноозерск — Петропавловка — Закаменск — граница с Монголией» уже заложен в программу работ по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги», причем торги по данному проекту на сумму в более чем 534 млн рублей должны состояться буквально на днях. Речь идет об участке, начиная с нулевой отметки и протяженностью в 30 километров. Уже готова проектно-сметная документация, так что при самом благоприятном стечении обстоятельств, учитывая ситуацию с ограничительными мерами, работы должны начаться в самое ближайшее время. Совместно с органами местного самоуправления мы, конечно, будем информировать о ходе строительства. Похвально активное участие земляков в таком мероприятии, показавшем, что среди нас много неравнодушных людей, болеющих за будущее малой родины.   

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 21 октября 2020

Заголовок в газете: С нулевого километра

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру