Что стоит за объединением учреждений культуры Бурятии под крышей единой бухгалтерии

Власти ожидают от новой реформы улучшение финансовой дисциплины

На прошлой неделе первый замминистра культуры Бурятии Леонид Будаев оповестил околотеатральную общественность о завершении в республике финансовой реформы.

 

Власти ожидают от новой реформы улучшение финансовой дисциплины

Суть реформы заключается в том, что до конца года все госучреждения культуры Бурятии должны перейти под крышу централизованной бухгалтерии. Как можно было понять, перешли все, кроме государственных театров.  

Мучения последних на сей счет высказал уже в соцсетях другой представитель творческой интеллигенции, он же худрук Русского драматического театра имени Бестужева Сергей Левицкий. Если свести бурный монолог к простой мысли, то, по мнению худрука, централизованная бухгалтерия для наших театров есть удавка, способная задушить любой творческий процесс. В завершение Сергей Левицкий вызвал желающих на диспут, чем мы, собственно говоря, с удовольствием и воспользовались.

Леонид Будаев.
Сергей Левицкий.

ЦБ или не ЦБ

Реформа в виде централизованной бухгалтерии (ЦБ), на что совершенно справедливо указал чиновник Леонид Будаев, есть не чьи-то хотелки, а государственная политика текущего дня. Иными словами, так делает вся культурная страна, причем видит в этом для себя большую финансовую пользу. Во-первых, сокращаются бухгалтера в театрах, которым не нужно больше платить зарплату, а таких — ни много ни мало —набирается в республике 15 человек.

Во-вторых, речь идет об элементарных вопросах эффективности расходования бюджетных средств, которые в масштабах страны достигают гигантских размеров. По словам первого замминистра культуры, в прошлом году на централизованный учет перешли 14 федеральных органов власти и почти 300 бюджетных казенных учреждений. Централизованные бухгалтерии созданы в сфере культуры шести субъектов России, в том числе и в соседней Иркутской области, где действуют 29 учреждений культуры.

— Главный эффект от реформы — прозрачность финансов. К примеру, до введения ЦБ контрольно-ревизионное управление администрации Архангельска постоянно выявляло, что до 15% средств расходовалось неэффективно или нецелевым образом. После централизации этот показатель снизился до 3%. Раньше размеры ежегодных штрафов налоговой инспекции за некачественную финансовую работу доходили до 20 млн рублей, которые приходилось выкраивать из бюджета. Сегодня к учреждениям, которые перешли на ЦБ, претензий у налоговых органов нет, — выкладывал один аргумент за другим Леонид Будаев.

Платформа для денег

В продолжение темы замминистра культуры Бурятии мог бы напомнить широкой публике громкую историю обналичивания в 2013 году 1,7 млн бюджетных рублей, выделенных минкультуры России на организацию и проведение в Улан-Удэ выставки «Город дарханов». Как установило тогда следствие, субсидия в размере 30 млн рублей на проведение нескольких художественных проектов была выделена республиканской общественной организации «Союз деятелей народного творчества». Поскольку по условию финансирования освоить такие деньги нужно было буквально за несколько недель, что сделать было просто нереально, руководители проекта почему-то решили передать их худруку Бурятской филармонии, одновременно исполнявшей в тот момент обязанности директора этого культурного заведения. Куда более известна история хищения 129 млн рублей из проекта «Платформа», который осуществляла ставшая знаменитой на всю страну «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова. Суд первой инстанции доказал, что по указанию режиссера Серебренникова из 214 млн рублей госсубсидии, выделенной в 2011-2014 годах на развитие современного искусства, было обналичено около 132 млн рублей, из которых 129 млн рублей исчезли. Комиссия за услуги по обналичиванию по фиктивным договорам колебалась от 8 до 9 процентов. Часть бухгалтерских документов бухгалтерами проекта была сожжена, а вот если бы на тот момент в стране действовала централизованная бухгалтерия для учреждений культуры, следы миллионов можно было восстановить без труда.

Тем не менее следствие выяснило, что за время проекта в Берлине у Серебренникова появляется квартира, а у прочих руководителей «Седьмой студии» — автотранспорт и дорогостоящие украшения. Несмотря на петиции довольно известных в культуре лиц, суд не только приговорил творцов к условным срокам наказания и штрафам, но и удовлетворил иск министерства культуры России как пострадавшей стороны по возврату похищенных 129 млн рублей. Дорогостоящее имущество в виде берлинской квартиры и украшений давно взяты под арест, то есть если решение устоит, деятели «Седьмой студии» должны будут этим и прочим имуществом вернуть государству то, что они взяли.

Интересно, что в день оглашения приговора перед Мещанским судом в Москве стояли не только хлопающие в знак протеста артисты и режиссеры, но и молодые люди в футболках, на которых было написано «обнал — украл».

Уберите творца от денег

Знаменательно, что вместе с реформой ЦБ минкультуры России разработало законопроект, разделяющий сферы управления театром, а точнее, должностные полномочия между директором и художественным руководителем. Если буквально трактовать то, что сообщила министр культуры России, то отныне худрук должен отвечать в театре за творческую часть, а за деньги — исключительно директор.

Если свести реформы к двум словам, то их смысл — оградить художников от соблазнов меркантильного времени. Под девизом «Дело худрука — творить прекрасное» министерство разработало схему, при которой творческая личность просто не сможет попасть в беду, даже если кто-то будет ее к этому подталкивать. «Мы хотим исключить подобного рода трагические сюжеты (имеется в виду дело «Седьмой студии»), когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами», — сообщила Ольга Любимова.

В свете всего происходящего закономерен вопрос, почему худрук Сергей Левицкий берется рассуждать о плюсах и минусах ЦБ, к которым он не имеет никакого отношения, поскольку это целиком и полностью полномочия нынешнего директора Натальи Светозаровой. С другой стороны, что мешает Наталье Светозаровой рассказать о реформах родному коллективу, тем более, что эти реформы она же сама и начинала воплощать, когда была на месте Леонида Будаева, то есть первым замминистра культуры Бурятии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 28 октября 2020

Заголовок в газете: Спасти художника

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру