Главврач «инфекционки» в Улан-Удэ: «Врачи и медсестры не побоялись особо опасной инфекции»

О том, что ковид пришел всерьез и надолго врачи в Бурятии стали понимать в начале лета

Когда весной 2020 года в Бурятии появились первые два пациента с коронавирусной инфекцией, многие думали, что зараза уйдет так же быстро как сезонный грипп.

О том, что ковид пришел всерьез и надолго врачи в Бурятии стали понимать в начале лета
Свой юбилей Татьяна Сымбелова отмечала в больнице.

Сейчас, когда число заражений Covid-19 стремится к 11 тысячам, ежедневный рост заболевших стабильно превышает 200 человек, а счет жертв давно перешагнул за сотню, радуешься даже самым пессимистическим прогнозам о сроках выхода на плато, о снижении темпа заражений. Главное, что он есть — этот свет в конце тоннеля. И главное, что у нас есть врачи, которые нас защищают.

Самая долгая противоэпидемиологическая вахта для Республиканской клинической инфекционной больницы началась 25 марта. Семь месяцев назад нам говорили, что медицинский персонал инфекционной больницы разойдется по домам лишь спустя две недели после выписки последнего больного. Как сейчас устроена работа госпиталя, с какими трудностями сталкивается медицинский персонал ежедневно, о чем говорят пациенты и как меняется отношение общества к медикам — об этом и многом другом рассказала «МК в Бурятии» главный врач «инфекционки» Татьяна Аюшеевна Сымбелова.

  • Первые пациенты с ковидом поступили к нам 25 марта, а с 27 марта 108 сотрудников больницы вышли на работу и остались жить в больнице. Условия проживания были тяжелые, ожидалось массовое поступление больных, так как по первым двум заболевшим было выявлено около 500 контактных лиц, поэтому срочно были освобождены все административные помещения цокольного этажа, койки для сотрудников собраны из старых списанных больничных коек, приобретены постельное белье, матрасы. Первые дни были очень суматошные и суетливые, люди привыкали жить и работать в таких необычных условиях. Только 2 мая решился вопрос с проживанием медперсонала в отеле «Аян», что в 500 метрах от больницы. Мы заняли там все 27 номеров на 65 мест. После размещения в отеле стало легче работать, появилась возможность спокойного отдыха после смены. Настрой всего коллектива инфекционной больницы был на работу в таких непростых условиях на два-три месяца, но уже в конце мая — начале июня стало приходить понимание, что ковид не исчезает, количество больных остается на уровне нескольких десятков и нам придется работать так неопределенно долго.
  • С самого начала медики-инфекционисты ответственно соблюдали строгий противоэпидемический режим, так как являются профессионалами в области эпидемиологии, поэтому к середине июня у нас было всего три заболевших медика из 130 работающих в «красной зоне». Но длительная работа, тяжелые физические нагрузки и оторванность от родных и близких людей начали приводить к эмоциональному выгоранию. Наконец 15 июня был согласован с Роспотребнадзором выход наших сотрудников после смены домой. Вначале они даже не поверили этому, в первый день после окончания рабочего дня медики просто убегали с работы на своих личных автомобилях, и это был настоящий подарок для них. Конечно, все мечтали о торжественной встрече с цветами и музыкой как настоящих героев, воинов, вернувшихся с победой, даже сочинили песню «100 дней карантина» и сняли клип. Однако до победы было еще ох как далеко! Зато уже через 2-3 дня я заметила, как посветлели их лица, загорелись снова глаза и появились силы для продолжения работы в ковидном госпитале. Нам подарили автомобиль «Газель» на 22 места, и мы стали доставлять сотрудников до работы и домой.
  • Основной костяк коллектива остался и работает с первых дней пандемии, были сотрудники, которые сначала работали в горбольнице №4, где была организована инфекционная больница, их вначале освободили в силу возраста и здоровья от работы в ковидном госпитале. Но пришло время и им зайти в «красную зону» на смену медикам, отработавшим по 90 дней и более, теперь в «красной зоне» работают практически все медицинские сотрудники. Возглавляет работу ковидного стационара заместитель главного врача по лечебной части, кандидат медицинских наук Елена Владимировна Сильченко. Она вместе с нашими врачами начала борьбу с новой неизвестной болезнью, опираясь на временные рекомендации, статьи в Интернете и свой личный опыт.
  • Все наши врачи — герои, и особенно хотелось бы отметить Тарбаеву Елену Геннадьевну, Урмакшинова Михаила Кирилловича, Бадмаеву Людмилу Александровну, Балданова Батора Владимировича, Белимову Татьяну Александровну, Дашееву Наталью Александровну, Кирпичеву Светлану Борисовну, которые работают с первого дня открытия ковидного госпиталя и продолжают бессменно работать в этих трудных условиях. Должна сказать, что у нас в больнице сложился уникальный коллектив, основа его — наши замечательные медицинские сестры, поистине сестры милосердия, которые во главе с главной медсестрой Антошиной Натальей Витальевной самоотверженно трудятся и обеспечивают строгий противоэпидемический режим и уход за нашими больными. Отдельная личная благодарность врачу-эпидемиологу Мункуевой Дыжидме Галсандоржиевне, которая сумела грамотно организовать работу ковидного госпиталя в больнице 1941 года постройки, постоянно обучая медицинский персонал — как опытных, так и новых сотрудников. Хочу отметить инженера по ремонту медоборудования, бухгалтерско-экономическую службу, оргметодотдел, кадровиков, инженеров по охране труда, курьера… Практически весь коллектив работает с огромным напряжением, обеспечивая бесперебойную работу больницы.
  • Кто ушел и не захотел работать с ковидом, так это пять санитарок и одна медсестра. Когда мне пишут в Инстаграме о «бедных» санитарках, получающих копейки, хочу отметить, что зарплата санитарки ковидного госпиталя сейчас выше, чем у главного врача, благодаря федеральным доплатам. Но даже деньги не остановили от бегства достаточно молодых и здоровых женщин. Вот вам и качество человека! А врачи и почти все наши медсестры не дрогнули, не побоялись особо опасной инфекции, а потому доходы их вполне заслуженны!
  • Нынешняя ситуация — огромное испытание для всего коллектива, и он достойно его проходит. Пришли к нам на помощь наши коллеги из других лечебных учреждений, в первую очередь — Мансорунов Солбон Чагдарович, Сергей Иванович Филатов, Владимир Варламович Бархаев, Алтаева Устинья Викторовна, Некипелова Татьяна Михайловна, Аюшеева Баира Жаповна. Выходили к нам на вахту медсестры из городских поликлиник, наркодиспансера, тубдиспансера, ДРКБ, городских больниц №4 и №5. Наши коллеги учились на ходу практическим навыкам работы в ковидном госпитале и очень нам помогли. Благодаря им удалось дать по две-три недели отпуска нашим медикам.
  • Сейчас смены обычно длятся по 12 часов, через 36 часов отдыха. Во время смены один перерыв на 30 минут, чтобы поесть, сходить в туалет и переодеться в чистый комбинезон и снова зайти в «красную зону». Врачи работают по обычному графику, постоянно дежурят по стационару. Сотрудники больницы заходят в «красную зону» в специальных противочумных костюмах, они у нас разного типа. Когда началась эпидемия, профессиональных костюмов было мало, за несколько недель до поступления первых пациентов пришлось проявить смекалку и собрать самим противочумные костюмы. По заранее заключенным государственным контрактам (еще в ноябре 2019 года) был очень быстро выбран весь годовой запас масок, защитных респираторов, дезрастворов, то есть то, что собирались использовать в течение года, взяли сразу в марте по доковидным ценам. Должна отметить, что подготовка больницы началась сразу же после первых тревожных новостей из Китая. Проводились обучающие семинары, учения, все оперативные планы были пересмотрены. Были сделаны запасы медикаментов, расходных материалов. Сейчас у нас достаточно спецодежды.
Сейчас смены обычно длятся по 12 часов, через 36 часов отдыха.
  • У меня комбинезон с вышитой фамилией, я одеваюсь 15-20 минут, обычно мне помогает старшая медсестра Цырендоржиева Гэрэлма Лодоевна, она контролирует правильность одевания, помогает завязать марлевую маску и респиратор, надевает двойные перчатки. Марлевая маска — это наше изобретение, она больше респиратора, то есть лучше закрывает лицо, через нее легче дышать, при случайном движении респиратор может двигаться на лице, маска надежнее закреплена. Очень удобные в эксплуатации защитные экраны, они не запотевают как очки, сначала нам их сделала на 3D-принтерах инициативная группа наших земляков, а потом и на приборостроительном заводе начали их делать. Работать в этой спецодежде привыкаешь, она удобнее и комфортнее, чем одноразовые костюмы, так как сшита из натуральных тканей. Раздеваешься обычно дольше, надо четко снять с себя всю одежду, потом принять душ. Стандартные медицинские маски мы носим в «зеленой зоне», меняем их через каждые два часа, респиратора хватает на рабочую смену. Если мы бы так не делали, то, находясь в зоне высокой концентрации вируса, быстро сами бы заразились.
У меня комбинезон с вышитой фамилией, я одеваюсь 15-20 минут.
  • Наша «красная зона» это те же самые отделения, где всегда лечились пациенты, только входить и выходить надо через шлюзы. За это время мы выписали уже 1840 пациентов, тяжелых из них было 59. Про каждого реанимационного пациента можно сказать, что он вытащен с того света, за жизнь каждого боролись всеми силами. Почти все из тех, кто не пережил у нас эту болезнь, лечились по несколько недель, по всем тяжелым пациентам получена телемедицинская консультация федеральных центров по ковиду.
  • Коронавирус страшен для определенной группы пациентов — старшего возраста, людей с ожирением, сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, но в последнее время и у молодых пациентов с нормальной массой мы встречаем тяжелую форму, поэтому к этой болезни надо относиться очень серьезно.
  • Насчет арбидола — этот препарат мы применяем уже много лет, при легкой форме он вполне может справиться с ковидом.
  • Я точно так же могу заболеть ковидом, как и любой человек. Я в группе риска по тяжелому течению, поэтому особенно близко воспринимаю необходимость профилактики, ношу маску в людных местах, никуда лишний раз не хожу, не выезжала на отдых за пределы республики. 7 октября поставила вакцину против ковида «Спутник-V», переношу нормально, никаких побочных эффектов не отмечаю.
  • Из нашей практики хотелось бы рассказать об одной семейной паре, которая заболела ковидом, мужу 87 лет, а жене — 85. В браке они прожили 62 года. Если жена болела не тяжело, то муж с самого начала сильнее расхворался, он попал в реанимацию, где провел больше 3-х недель. Жена регулярно приходила к нему, ободряла, помогала в уходе как могла. Оба выздоровели, жена пораньше, потом и муж. На прощание попросила их прожить до 100 лет и бриллиантовой свадьбы.
  • Долго лечился у нас один военный 47 лет, он находился в реанимации 10 суток. Потом очень долго проходило рассасывание пневмонии через выраженный фиброз, сильно пострадала печень. И он сказал мне, что под пулями так не боялся смерти, как страшно было ему в реанимации, «какой тяжелый и самоотверженный у вас труд, круглыми сутками ваши медики ходят в этих комбинезонах, масках, щитках, резиновых сапогах или бахилах, в двойных перчатках...».
  • На обходе в «красной зоне» я спрашиваю пациентов, есть ли жалобы, вопросы, как их лечат, убираются в отделении, как кормят? Получаю столько благодарных отзывов, в первую очередь, о внимательном, вежливом, профессиональном персонале. Все отмечают очень качественную уборку, вкусное питание, неплохой ремонт. Пациентка из Мурманска ответила, что рада, что заболела на отдыхе в Бурятии и пролечилась именно в нашей больнице. Другая пациентка изменила свое мнение о выпускниках медицинского института БГУ, узнав, что ее доктор в 2014 году закончил наш местный вуз. Много было пролечено медицинских работников, в том числе и тех, с кем когда-то училась, работала, и все они единодушно давали высокую оценку нашей больнице.
  • К сожалению, за последние 2-3 недели идет резкий рост заболеваемости ковидом, стали чаще болеть и медицинские работники инфекционной больницы, пока они болеют в легкой или среднетяжелой форме, потому как вовремя начинают лечение. Хотя все равно очень переживаешь за их здоровье. Остальной коллектив работает с двойной нагрузкой, никому не удалось использовать полностью свой очередной отпуск, отдохнули понемногу летом. Все понимают, что сейчас надо продержаться хотя бы до снижения заболеваемости. Чтобы снова начать отпускать коллег на отдых. Никто не жалуется, устают, выгорают, но выполняют свой профессиональный долг.
Практически весь коллектив работает с огромным напряжением.
  • Насчет моего блога в Инстаграме, на самом деле все получилось случайно, хотелось поблагодарить замечательный коллектив Байкальского оздоровительного центра «Диамед», потом втянулась понемногу. Первая публикация вызвала такой неожиданный отклик, столько слов поддержки! Такая большая помощь пришла отовсюду, что я поняла, какую реальную силу имеют социальные сети. Хотя есть и негативные высказывания, но я понимаю, что это личный неприятный опыт человека, столкнувшегося с нашим здравоохранением, вначале пыталась что-то доказать, а теперь думаю, что бесполезно и время свое тратить не надо. Я тоже в роли пациента сталкивалась с проблемами нашей системы, как главный врач стараюсь в своей больнице решать их, искать пути улучшения. Уже несколько лет мы внедряем систему менеджмента качества, практические рекомендации Росздравнадзора и во многом изменили работу больницы.
  • По поводу эпидемии новой коронавирусной инфекции хотелось бы сказать следующее: люди с хорошей сердечно-сосудистой системой и нормальным весом тяжело не болеют, даже старшего возраста. Любая инфекция может привести к гибели, если человек был слаб и болен хроническими заболеваниями, поэтому забота о своем здоровье, регулярные физические нагрузки, нормальный вес дают вам шансы на выживание при встрече с незнакомым вам вирусом.
  • Искренне хочу поблагодарить своих коллег, в первую очередь, коллектив РКБ им. Семашко и ЦВМ, которые первыми пришли нам на помощь и организовали ковидные госпитали. Понимаю, как тяжело им приходилось вначале работать в непривычных условиях инфекционного госпиталя, на ходу осваивать новую профессию. Уже 2 недели как ДРКБ, БСМП стали ковидными госпиталями и тоже практически сразу же принимают самых тяжелых больных. Для своих врачей я привожу пример, что это такая ситуация, как если бы у нас открыли первичный сосудистый центр и нам пришлось бы стать кардиологами после 36-часовой подготовки.
  • В настоящее время вся наша система испытывает огромную нагрузку, поликлиники, скорая помощь, стационары… Когда-нибудь эпидемия закончится, однозначно мы должны измениться, и изменится отношение к нам, медикам. Ковид никого не щадит — ни бедных, ни богатых, тяжело болеют и молодые здоровые люди, как никогда теперь все понимают, как важны и нужны медицинские работники, какую тяжелую профессию мы выбрали. Моя подруга, коллега из Калуги, главный врач инфекционной больницы, перенесла тяжелую форму ковида, она написала мне про нашу работу: «Таня, это ад, который не заканчивается». Тяжело всем. Тяжело и мне, так как приходится работать с огромным напряжением, руководить стационаром, выросшим со 186 до 380 коек, помогать коллегам, лично контролировать лечение тяжелых пациентов, отвечать на многочисленные телефонные звонки, консультировать амбулаторных пациентов… Большую поддержку я получаю от своей семьи, в первую очередь от мужа, который взял на себя все домашние дела. И, конечно, от коллектива больницы, которым руковожу больше 17 лет, даже сейчас сильно поредевший, так как заболели врачи и медсестры, это моя опора и команда, надежные и верные профессионалы.
  • С 1987 года не решается вопрос строительства новой инфекционной больницы, теперь, я думаю, нам построят современную, комфортную, полностью оснащенную медицинским оборудованием инфекционную больницу. Мы как никто другой заслуживаем такого щедрого подарка.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 28 октября 2020

Заголовок в газете: Самая долгая вахта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру