Предприниматели Бурятии: «Почему-то мы стали козлами отпущения»

Бизнес предрекает, что локдаун в республике может продлиться вплоть до Нового года

Минувшая суббота для очень многих предпринимателей Бурятии стала черной - глава республики Алексей Цыденов отправил-таки почти весь бизнес в двухнедельный вынужденный «отпуск».

Бизнес предрекает, что локдаун в республике может продлиться вплоть до Нового года

Бизнес не хотел этого, отчаянно сопротивлялся, писал коллективные письма. Но – не помогло. Глава объяснил свое решение тем, что медики выгорают, система здравоохранения находится на грани, а школьники не могут бесконечно сидеть на «дистанте», и их надо выпускать в школы. В последние выходные перед закрытием люди оккупировали торговые центры и магазины. Многие точки за два дня сделали очень хорошую выручку. Но их владельцы все равно – в печали и негодовании.

«МК в Бурятии» попросил нескольких бизнесменов поделиться своими мыслями по поводу закрытия.

Саян Даржаев (ресто-клуб «Че Гевара», караоке-гриль «Гавана», этно-комплекс «Алтан Бургэд»):

Саян Даржаев.

Думаю, у многих владельцев бизнеса сейчас настроение, близкое к полной безнадёжности. Все лето мы простояли, почти не работая. Долги только увеличиваются. А скоро платить за кредиты, выданные весной под зарплаты. У многих ситуация не только не улучшилась, а скорее наоборот. И чем платить – непонятно. Если закрытие продлят и Новый год пройдет мимо общепита – мне даже страшно подумать об этом. Хотя власти Москвы, например, разрешили кафе и ресторанам проводить новогодние праздники, но ограничили компании до 50 человек.

Одно наше заведение, в центре города мы уже полностью закрыли. «Че Гевара» не работает с момента первого закрытия весной, аренду при этом мы платим. В «Гаване» тоже печально. В выходные мы работали до 4 утра, сейчас – до 22 часов. Людям нет смысла приходить на 3-4 часа в заведение. В этнокомплексе у нас два банкетных зала, все лето было забронировано под мероприятия. Лето - то время, когда там зарабатываем. В итоге, наоборот, получили сплошные убытки. При этом работали, чтобы обеспечивать зарплатой свой персонал.

Бизнес (не только общепит, но и вся розница) сильно страдает. И надеяться остаётся только на себя.

Андрей Меркулов (пивоварня «Верхнеудинское пиво):

Андрей Меркулов.

Принятие решения о закрытии бизнеса аморально. Если бы глава Бурятии приехал на работу в маршрутке, а не на персональной машине, и сходил бы за покупками после 18 часов вечера в продуктовый супермаркет, он бы увидел реальные источники заражения. Все устали от двойных стандартов: толкотня в общественном транспорте, народ битком в «Титане», «Абсолюте», «Вегасе» - это антиковидно, а вот полупустой ТЦ и общепит (в зале на 200 мест сидит 15-20 человек) - бельмо на глазу?

А вообще сейчас надо говорить не о предпринимателях. С ними, на самом деле, ничего страшного не произойдет. А вот что будет с людьми, которые работают в компаниях? После указа я объезжал свои торговые точки, и сотрудники просто плакали и умоляли дать им хоть какую-то работу. Понимаете?

Я бы хотел обратиться к главе Бурятии. Алексей Самбуевич, примите решение об отмене ограничений. Проявите смелость, разум и дальновидность - речь ведь идёт о тысячах сотрудниках и их семьях, которые на две недели остались без средств к существованию. У меня самого в общей сложности работает 50 человек. С весны мы, как и многие предприниматели, перешли на ежедневную оплату людям, а не по системе «аванс-зарплата», как было раньше. Потому что все стало слишком непредсказуемо.

У людей нет никаких сбережений и финансовой подушки безопасности, а цены в магазинах - все это знают. Извините, но, говоря простым языком, после очередного закрытия многим просто не на что будет купить поесть.

Ритта Котлыкова (кафе-кондитерская Rittel, бар «Малевич», салон косметики Inglot):

Ритта Котлыкова.

Все это очень странно. У меня есть много вопросов. Все знали, что будет вторая волна. Но почему к ней заранее не подготовились? Почему сразу не организовали койко-места? Почему не выпустили больше автобусов и маршруток? В продуктовых супермаркетах – страшные очереди, а из нас, честно говоря, сделали таких «козлов отпущения». Я разговаривала с коллегами по общепиту – у всех настроение очень плохое.

Сколько продлится этот локдаун? Судя по весне, когда закрытие продлевалось и продлевалось, думаю, нас к этому морально готовят.

Еще у нас были очень большие ставки на новогодние продажи – у меня есть магазин косметики. Если до Нового года локдаун сохранится, то это будет трындец для всех.

Виктория Кузнецова (магазин профессиональной посуды для дома «Хочу ресторан»):

Виктория Кузнецова.

Мы тоже делали ставку на Новый год. Это праздник, когда люди в любом случае будут делать покупки. В прошлую пятницу мы получили большую партию товара, все мои деньги сейчас – в нем. Понимаете, даже если нас откроют через две недели, этот новогодний товар мы весь продать не успеем. Часть его останется на следующий год. Пойдут долги.

Весной мне все пошли навстречу – нам снизили аренду, и по складам, и по торговым точкам. Сейчас этого не будет, потому что все в большой просадке. С нового года, наоборот, аренду поднимают. Никто мне скидку не сделает.

Мы все набрали этих двухпроцентных кредитов, мы им так радовались, они нас поддержали. А теперь мы стали заложниками этих кредитов. Мы пока не платим за него, но при двух условиях - нужно сохранить численность сотрудников и платить им полную зарплату. А сейчас люди не будут работать, а деньги им надо выдавать в полном объеме. Это просто замкнутый круг.

Продлят ли локдаун после двух недель? Вы знаете, я даже думать не хочу. Такая пустота внутри. Веры уже нет. Зачем горку и елку делать за 6 миллионов? Почему в аптеках лекарств нет? Почему мы их в Иркутске заказываем? Тестов почему нет? Я никакой логики не вижу.

Алексей Смирнов (ювелирная компания Smirnov):

Алексей Смирнов.

В ювелирной отрасли никогда не было и не бывает очередей. Украшения - это предмет роскоши. Мы не продуктовый магазин. Зачем надо нас закрывать? Я не понимаю.

Плюс непонятные требования Роспотребнадзора. Для чего тогда мы покупали все эти рециркуляторы, средства дезинфекции? На три салона ушло около 100 тысяч рублей. А зачем?

Самое обидное – это то, что от нашего закрытия не будет никакого результата. Потому что источники заражения совсем другие. Это общественный транспорт и продуктовые супермаркеты. А сейчас указ вышел, и на прошлых выходных в торговых центрах собрались огромные толпы и очереди. Правительство думает, что предугадывает ситуацию. Но, на самом деле, все приведет только к ухудшению. Может быть, новая вспышка. А еще возможен очень сильный социальный взрыв, это надо понимать. Люди – на грани. Много возмущения.

У меня в коллективе – 30 человек. 30 семей. Никакой поддержки от государства в плане зарплат нет. На что им жить? В конце прошлой недели у нас было собрание, все сотрудники на меня смотрели большими глазами. Как им объяснить: «Потерпите, пожалуйста». Как?

Меня еще удивила вот эта конкретная фраза в обращении главы РБ, что продления локдауна не будет. То есть, вроде эта фраза должна успокаивать, но… Глава же должен свое слово держать, правильно? Хотя, возможно, с нашего региона локдаун пойдет по всей России. Но вчера я общался с владельцами ювелирных салонов в других городах – все нормально работают, там даже намека на закрытие не было.

Диана Очирова (студия цветов «Дианафлора»):

Диана Очирова.

Заказы мы делаем за две-три недели. То есть, товар к нам придет как раз в начале локдауна. А кому его продавать? Да, у нас есть доставка, есть некоторая надежда на нее. Но когда всеобщая паника начнется и денег ни у кого не будет, кто будет тратиться на цветы? Без хлеба и молока ты не обойдешься, а без цветов – вполне...

Сейчас у меня 400 тысяч рублей долга перед поставщиком, он мне высылал цветы в долг. Но я в это время сама болела ковидом, часть моего персонала - тоже, продавать особо было некому. Плюс в октябре мало кто покупал – все искали арбидол за тысячу рублей. И я реально просела.

Придется ли выкидывать цветы? В октябре, знаю точно, один крупный цветочный салон прямо коробками их выкидывал. В неделю – десятки коробок. А одна стоит 20-30 тысяч рублей.

Мне кажется, сейчас все начнут так возмущаться, то могут и волнения какие-то начаться.

Несколько флористов у меня уходят на эти две недели, я их просто не смогу содержать. Зарплаты платить нечем, не цветами же. Но мы не унываем. Ведь я создаю праздничное, веселое настроение для людей. И не могу позволить себе грустить.

«Никто не хотел бы быть на месте главы Бурятии»

Уполномоченный правам предпринимателей в РБ Чингис Матхеев:

Бизнес -омбудсмен Чингис Матхеев.

На месте главы Бурятии никто бы оказаться сейчас не хотел. Решение о закрытии - тяжелое и сложное. Думаю, здесь много моментов, которых мы не знаем. Конечно, бизнес очень разочарован, раздосадован и шокирован. Не хотел бы кривить душой, людям действительно тяжело. Мне много писали и звонили, как только стало известно о закрытии.

Есть и другая сторона, конечно. Те вводные данные, при которых принималось это решение… 25 тысяч тестов в очереди. Невозможность дозвониться до поликлиник. Ситуация очень непростая.

Вообще предприниматели переживают самые непростые времена за последние годы. Не только в Бурятии, но и в России, и в мире. Обыватель считает бизнесменов богатыми людьми, которые ни в чем не нуждаются. Но сейчас многие из них работают вообще в минус. После первых ограничительных мер весной были разные меры поддержки. Но, конечно, лучшая поддержка – это дать возможность бизнесу работать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру