Танцующая бабушка Бурятии: «В снегурочки меня не брали, полновата была»

91-летняя Тамара Зубкова рассказала о самом главном Новом годе в ее жизни

Новых годов в жизни у самой зажигательной бабушки Бурятии — 91-летней Тамары Зубковой было много. Что-то отложилось в памяти до самых мелочей, про что-то уже и не вспомнить.

91-летняя Тамара Зубкова рассказала о самом главном Новом годе в ее жизни
Тамара Зубкова всегда готова танцевать.

Но Тамара Леонидовна до сих пор не пропускает ни одного новогоднего огонька, сидит у телевизора до самого утра, время от времени пускается в пляс и любит всех-всех артистов. «Потому что они музыку делают, а музыку я очень люблю», — говорит она.

«МК в Бурятии» узнал у звездной бабушки, обожающей танцевать под Little Big, почему ее не брали в Снегурочки, как она готовила из своего соседа Деда Мороза и что сделала с подаренным в детстве игрушечным медвежонком.

Мне надо было бежать, играть, кататься на санках

— И, все-таки, какой самый главный Новый год в вашей жизни?

— Самый-самый запоминающийся Новый год — это когда мой дед еще жив был, — говорит Тамара Леонидовна. — Это 9 лет назад. Вместе мы встретили праздник. А 3 марта он ушел. Последний Новый год был такой, общий, получается…

В голосе Тамары Леонидовны сквозит грусть. Но через секунду Зубкова превращается в озорную и смешливую девчонку. Она — это комок энергии, такой была всегда, с самого детства. С мальчишками дралась, плавала, бегала, во всех самодеятельностях участвовала, носилась как торпеда с одного кружка на другой.

Тамала Леонидовна вспоминает довоенные Новые года. Тогда ее большая семья (у родителей было семеро детей) жила в Баунтовском районе. Папа работал на приисках.

— Деда Мороза всегда играл наш дедушка-сосед, фамилия его была Михайлищев, — рассказывает Зубкова. — Он — такой высокий, не сильно старый. А бабушка его была Снегурочка. Она очень худенькой казалась. Я их обоих как сейчас помню. Каждый год они приходили. Я этого дедушку к роли Деда Мороза готовила, песням и прибауткам учила. Я же с первого класса выступала на сцене! И ничего не боялась!

Приходили соседи к нам, мы им песни пели, хороводы с ними водили. Но я долго дома не была. Мне же надо было куда-то бежать, играть, кататься на санках. Знаете, сани такие большие брали у дедушки одного. Дед спит, утащим у него сани и катаемся на катке, человек десять. Мороз минус 50 градусов, а нам не холодно.

— А подарки какие дарили?

— В шесть лет мне подарили игрушечного медвежонка. Но знаете что? Не любила я с игрушками возиться. Любила бегать, играть, петь. Поэтому подарила потом медведя своей подружке. Он ей нужней был.

В шесть лет на день рождения Тамара получила куда более нужный подарок, чем эти игрушки. Отец привез ей настоящую балалайку.

— Сама научилась играть, — безапелляционно заявляет моя собеседница. — Потом мне дарили гитару. Потом — гармошку. Тоже сама все освоила! Слух такой был! Это у нас семейное, мама тоже на балалайке играла.

— Небось на пианино тоже сами научились? — пытаюсь я подначить Зубкову.

— На нем попробовала сыграть, когда уже в училище училась в Улан- Удэ, — тут же парирует Тамара Леонидовна. — Я однажды пришла в клуб — стоит пианино. Я никогда его не видела, оно такое черное было. Пианистка куда-то ушла. Я села и сразу вальс сыграла. Девчонки, которые со мной были, попадали. «Ничего себе, — говорят. — Откуда умеешь? Ты что, играла?». А я видела пианино в первый раз. Если бы меня послушали в какой-то академии, то, наверное, бесплатно бы взяли. Но — не получилось.

А получилось вот что. Тамара Зубкова окончила училище по специальности «токарь». Но почти всю жизнь проработала заведующей клубом — сначала в Курумкане, а потом в поселке Юбилейный в Баргузинском районе. Ездила с самодеятельностью по всей республике, и не только. И пела, и плясала, и в спектаклях играла. Ей давали грамоты и не было отбоя от поклонников. Замужем была дважды.

Тамара с первого класса выступала на сцене и никогда ничего не боялась.

Мама в войну работала в пекарне, мы всех соседей кормили

— А вы в Деда Мороза в детстве верили?

Тамара Леонидовна задумывается и твердо отвечает:

— Да, лет до 15.

Я вычисляю в уме, получается, в новогоднюю сказку наша героиня верила вплоть до кануна 1945 года. Хотя в то тяжелое время вера в доброе и светлое нужна была всем — от детей до стариков.

— Конечно, мы не праздновали Новый год в войну, — сразу предупреждает мой вопрос Зубкова. — Не до этого было. Папу забрали на фронт, его не стало в 1944 году. Мама осталась с детьми на руках. Ей повезло, она устроилась на работу в пекарню. Мы тогда всех соседей кормили, многим же кушать нечего было. К маме придем, она нам карманы хлебом набьет, мы соседям раздаем потом. Всех кормили, не жадничали.

Послевоенные Новые года Тамара встречала в училище в Улан-Удэ.

— Нас 25 девушек в комнате в общежитии жило, вот мы вместе и отмечали. Кто играл, кто пел, все танцевали. Вальс, танго, твист. Но танго я не любила, там много крутиться надо было.

Тамара Леонидовна рассказывает, что, несмотря на ее бурную творческую жизнь, роль Снегурочки она ни разу и не исполнила.

— Для Снегурочки я шибко полная была, — смеется она. — Такая маленькая и толстенькая. Поэтому меня и не брали. Это потом я схуднула.

Зубкова признается, что сейчас в новогоднюю ночь самое любимое ее желание — это смотреть до утра телевизор.

— Я даже спать не хочу. Смотрю все-все передачи. Это строго, — отчитывается она. — Особенно люблю Александра Малинина. Остальных артистов по именам я не помню, но люблю всех. Потому что мне музыка нравится.

Я завожу разговоры про танцы и про то, что они дают самой известной бабушке Бурятии.

— Мне врач однажды сказал, что больше надо танцевать, и тогда давление будет меньше, — раскрывает тайну Тамара Леонидовна. — Но потом у меня нога заболела, я приехала в Улан-Удэ. А на приеме мне говорят: «Видно, что много танцуете! Наверное, работаете в клубе, наверное, музыкальна. Теперь надо поменьше танцевать, нога же болит у вас!». А я им говорю: «Все равно хочу танцевать!».

Вот это «хочу танцевать», «хочу петь», «хочу веселиться» очень крепко сидит в Тамаре Зубковой. Из-за этого ей не дашь 91 год. Совсем. Никак.

— У меня подруги есть молодые, им по 60-70 лет. Они меня все Тамарой называют. Хотя я им тетя! А они — молодежь! — смеется Зубкова. — Скорее всего, это все из-за роста. Была бы я большая, они бы меня и «тетя», и «бабушка» называли.

Я смотрю на Тамару Леонидовну, представляю ее высокой и большой. И понимаю, что не в росте дело. Дело в ней самой. Она — сама молодость!

Лучший Новый год Тамара встретила вместе со своим супругом.

Кстати

«Танцующая бабушка». Тамара Зубкова прославилась своими зажигательными танцами и частушками, которые часто выкладывают в Инстаграме ее правнучки. Самым большим хитом стало ее выступление под песню Skibidi группы Little Big. Тамара Леонидовна «выдала коленца» прямо на свой 90-летний юбилей. Еще Зубкова попала на Первый канал и участвовала в передаче «Видели видео».

У нашей героини сейчас — 5 детей, 11 внуков, 24 правнука и 7 праправнуков.

Новогоднее пожелание от Тамары Зубковой:

— Я не знаю, каким будет наступающий год — хорошим или нет. Но мне кажется, что весь этот коронавирус уйдет. Это я сказала! Все, не будет его! Лучше будем петь, плясать и выступать везде. Желаю, чтобы все веселились, и никто голову не вешал. И чтобы все были живы и здоровы!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 30 декабря 2020

Заголовок в газете: «В снегурочки меня не брали, полновата была»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру