«Зебра» у дома № 20 по улице Кабанская была очень давно. Местные жители привыкли переходить дорогу именно здесь. Напротив – социальные магазины, почта, аптека. Удобно! Два года назад на Кабанской случился капитальный ремонт, во время которого переход убрали. Оставили другую «зебру», она находится в 120 метрах дальше – по направлению к Сотниково. Чиновники решили, что этого для жителей окрестных домов будет достаточно.
- Как нам говорили: «Пройдете чуть больше, это же ерунда», - говорит местная жительница Светлана Худеева.
Вроде и намерения были у городских властей правильные. Ликвидировали переход из-за того, что такие требования по ГОСТу. Во-первых, остановки общественного транспорта должны быть разнесены друг от друга, и «зебру» надо ставить между ними. Во-вторых, расстояние в 120 метров между переходами – слишком маленькое.
- Но на том же проспекте Победы «зебры» идут одна за другой, - подчеркивает Худеева. – Почему там не убрали? В общем, неправильно все получилось. До соседнего перекрестка идти долго, у нас много пенсионеров, им тяжело такой крюк делать. Люди как ходили по закрытому переходу, так и ходят. И это не только пожилых касается. Рядом с нами – лицей. Ребята тоже часто дорогу перебегают – теперь уже в неположенном месте.
Чиновники сделали все по правилам, но не учли мнение местного населения. Хотя делать это по закону следует. Если людей не устраивают предлагаемые переделки, власти должны идти навстречу и искать компромисс.
Жители написали коллективное письмо депутату Госдумы РФ Николаю Будуеву, это было в августе прошлого года. В обращении стояло около двухсот подписей. Горожане просили восстановить пешеходный переход на перекрёстке улиц Кабанская и Учебная.
- Мы не требовали светофор, - уточняет Светлана Худеева. – Просто нужно вернуть знаки, «зебру» и поставить «лежачий полицейский». Разве это сложно? Разве 200 жителей, которые подписали обращение, не люди?
Парламентарий отправил запросы в УГИБДД и в мэрию Улан-Удэ. В Госавтоинспекции сначала вопрос решать не захотели – ведь формально перенос «зебры» прошел по правилам. В ответе управления также подчеркивалось, что бывший перекресток – место концентрации ДТП. Правда, никто не учитывал, что, когда переход убрали, люди по нему ходить не перестали.
Будуев инициировал выездное совещание на Кабанской на месте «ликвидированного» перекрестка. На нем встретились представители комитета по транспорту, комитета по строительству администрации Улан-Удэ, управления ГИБДД и местные жители.
- За 10 минут наблюдения в этом месте перешли дорогу 22 человека, треть из них – дети, - рассказал Будуев в соцсетях, комментируя встречу. - Машины несутся, в результате постоянно создаются аварийные ситуации. Выход видится только один - вернуть переход обратно, в место традиционного потока пешеходов, как то и рекомендует ГОСТ.
Сотрудники комитета по транспорту, комитета по строительству и Госавтоинспекции своими глазами увидели - все пешеходы «закрытым» переходом продолжают пользоваться. После этого дело, казалось, сдвинулось с мертвой точки. В сентябре прошлого года депутату пришел ответ от УГИБДД Бурятии. Там говорилось, что управление направило письмо в мэрию Улан-Удэ с предложением обустроить (то есть, оставить) переход на перекрёстке Кабанской и Учебной. А также оснастить его лежачим полицейским. Новый переход при этом тоже должен был остаться.
А в самом конце прошлого года Будуеву сообщили из комитета по транспорту - в 2021 году обустройство перехода должно войти в проект по организации дорожного движения (ПОДД). Тогда «зебра» и может вернуться на прежнее место – при наличии финансирования.
С тех пор все застопорилось. В ответ на депутатские запросы от властей приходят маловразумительные ответы. В апреле Будуев встретился с руководством комитета по транспорту мэрии Улан-Удэ, где еще раз поднял вопрос о переходе на Кабанской. В комитете ответили, что вопрос надо вынести на комиссию по безопасности дорожного движения.
Было проведено еще одно выездное совещание – с участием всех тех же сторон. И опять все заглохло. «Никто ответственности на себя в итоге не берет, - размышляет Николай Будуев. - Но ведь народ, как шел по этому ликвидированному переходу, так и идет. Мы должны предотвращать ДТП, заниматься профилактикой аварийных ситуаций. Но пока на ровном месте ничего не делается. Дожидаемся, когда кого-нибудь задавят?».