В Бурятии не нашел отклика юбилей одного из создателей противоракетного щита страны Або Шаракшанэ

Воспитывать любовь к Родине можно лишь на примере достойных ее сынов

В октябре в Улан-Удэ по инициативе президента Русского географического общества — министра обoроны России Сергея Шoйгу прошла выставка Русского географического общества, посвященная его 175-летию.

Воспитывать любовь к Родине можно лишь на примере достойных ее сынов
Або Шаракшанэ. Фото:irkipedia.ru

Она прошла при поддержке командования 36-й армии и Бурятского отделения РГО.

В просторном зале ФСК под звуки военного оркестра были представлены уникальные экспонаты и фотографии первого космонавта Юрия Гагарина, результаты раскопок на полях войны военно-поискового отряда «Рысь» и другие документы из истории освоения азиатской России. У многих посетителей возникал естественный вопрос об отношении армии к Географическому обществу и о том какова роль в этом президента России Путина, возглавляющего попечительский совет Русского географического общества.

Поэтому мне, как руководителю Бурятского отделения РГО, пришлось подчеркнуть, что самолеты сами не летают и танки не стреляют, а победы России во все времена состояли из двух слагаемых: оружия и воинов, любящих свою страну. К сожалению, после распада Советского Союза патриотическое воспитание молодежи ушло в образовательном процессе на задний план. Уже нет пионерии и комсомола, а ЕГЭ с редкими уроками географии и истории не в состоянии воспитать любовь к родине. Как результат выпускники покидают свою малую родину, а за ними уезжают и их родители, создавая на периферии интеллектуальную, а затем и демографическую «пустыню». Поэтому Русское географическое общество активно занимается военно-патриотической работой и пытается заполнить этот «вакуум».

Недавно в газете «Аргументы и факты» бывший глава израильской спецслужбы и авторитетный политолог Яков Кедми написал слова, обращенные к нам, россиянам: «Во всем мире знают город Сталинград. Но в какой стране нет Сталинграда? В вашей стране. В какой стране имя Сталина вымарано из истории? В вашей стране. Ваши дети учат историю по рекомендованной книге Солженицына, в которой 90% лжи, сплетен и наветов. В итоге что они знают о своей стране и о своем народе?». Остается только дополнить, что, не зная имен Матросова, Талалихина, Лени Голикова, вряд ли возможно совершить такие подвиги.

В этой связи на всех уровнях власти — от Совета Федерации до школьных уроков — всегда повторяю слова Ломоносова о том, что у народа, который не знает своего прошлого, нет будущего.

Однако все это теория, а на практике взглянем на себя в «зеркало». В этом году 20 декабря исполняется 100 лет нашему выдающемуся земляку-генералу, лауреату Государственной премии СССР, доктору технических наук, профессору Або Сергеевичу Шаракшанэ. Многие годы он возглавлял специальный научно-исследовательский институт минuстерства oбoрoны СССР, занимавшийся разработкой систем противоракетной oборoны и раннего обнаружения запуска ракет с военных баз наших противников и других работ, до настоящего времени сохраняющих гриф секретности.

По ряду обстоятельств его профессиональная деятельность прошла вдали от родных мест и связана с укреплением обoрoны страны. Поэтому в прессе и на его родине не так много людей, которые помнят о том, что 100 лет назад в аларской степи в учительской семье родился будущий генерал и ученый Або Шаракшанэ. Время и секреты военной службы скрывают многие детали его жизни. Только благодаря воспоминаниям его сына — профессионального журналиста Сергея Шаракшанэ, отрывочной информации в социальных сетях можно восстановить некоторые детали его жизни. В том числе в его биографии есть сведения, что еще в школе он увлекался литературой, а первые стихи отмечены Горьким в «школе курносых».

Однако приближалась война и он после окончания школы в 1939 году поступает на учебу в Иркутское авиационно-техническое училище, а затем служит в Киевском особом военном округе, где утром 22 июня 1941-го в 50 км от румынской границы его застает война.

В воспоминаниях Шаракшанэ, записанных журналистом Рыбиной и опубликованных в газете «Красная звезда», есть такие признания: «Уже в 5 часов утра мы (истребительный авиаполк, где я служил авиатехником) были подняты по тревоге. На аэродром налетели тяжелые бомбардировщики в сопровождении истребителей. Что творилось на земле, описать трудно. Непрерывный вой самолетов — немцы летали на низких, до 50 метров, высотах, оглушающие взрывы бомб. В воздух поднимались массы земли вместе с частями самолетов. Немецкие воздушные стрелки расстреливали из пулеметов людей. Слышались стоны раненых, призывы о помощи… Налеты следовали один за другим. Только вечером летчикам приказали взлетать. Мы в прямом смысле откапывали отдельные уцелевшие самолеты. За два первых месяца войны растеряли всю технику, ведь у молодого поколения опыта боевых действий не было. У нас только командир эскадрильи воевал на Халхин-Голе. Никто толком не понимал, где передовая, где тыл, связь с дивизией была ненадежной. Кольцо окружения сжималось, фронт отодвинулся далеко вглубь страны. Вскоре нас отправили на переформирование в Горький, потом на Волховский фронт помогать ленинградцам».  

Далее его авиационный полк, которым командует Василий Сталин, участвует в Сталинградской битве, в боях на Курской дуге. Вместе с ним служит Алексей Маресьев, он обслуживает самолет сына Анастаса Микояна. В перерывах между боями вновь пишет стихи, а будучи известным ученым — пьесу «Конец млечного пути». За военные успехи награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда».

Фронтовые заслуги Шаракшанэ не остались без внимания и после боев под Кенигсбергом. По рекомендации Василия Сталина он в 1944 году направляется слушателем в Ленинградскую военно-воздушную инженерную академию им. Можайского. Руководство страны уже готовило научные кадры для послевоенной жизни. После окончания академии Або Шаракшанэ направлен на полигон «Капустин Яр», где идут испытания атомного оружия, противоракетной oбороны и других современных систем вооружения. Особое внимание в своих разработках он уделяет вопросам раннего обнаружения баллистических ракет, которые испытываются в районе озера Балхаш, вблизи Семипалатинского ядерного полигона.

Служба совмещается с научной деятельностью и в 1960 году Або Сергеевич защищает кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию (1966 г.) по специальности «Техническая кибернетика». В 1962-м его переводят в Москву и назначают начальником управления специального научно-исследовательского института минoбороны СССР. Можно только представить, что молодому генералу родом из бурятской глуши недавно исполнилось 40 лет, а он уже входит в элиту военно-промышленного комплекса и участвует в создании противоракетного щита родины, одним из первых в стране занимается программированием и технической кибернетикой, которое только становилось в Советском Союзе как научное направление.

В самом разгаре «холодная» война, в которой важное место уделялось разработке систем противостояния раннего ракетного нападения с баз вероятного противника. Руководимый им институт разрабатывает сложнейшие математические модели, где рассчитываются не только технические параметры, а также состояние ионосферы, циклы солнечной активности и другие геофизические характеристики, влияющие на полет ракет. Со своими коллегами он впервые в мире участвует в операции по обнаружению, перехвату и поражению баллистической ракеты на ранних рубежах ее орбиты. Эти достижения удостоены в 1975 году звания лауреата Государственной премии СССР, а затем ордена Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, других наград.    

Важное место в его деятельности принадлежит преподавательской работе, вместе со своими коллегами и учениками Або Шаракшанэ публикует научные работы в издательстве «Высшая школа». В те годы еще не было современных высокоскоростных компьютеров и большинство расчетов и программ производилось на ЭВМ. За эти достижения в 1995 году он был удостоен звания «Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации».  

Або Сергеевич Шаракшанэ ушел из жизни 8 июля 2005 года и похоронен на Донском кладбище в Москве, там, где покоится прах других выдающихся деятелей России.

Несмотря на специфику его работы, о нем помнят многие выпускники московских вузов из Бурятии, с которыми он встречался во время проведения землячеств, помогал в трудных жизненных ситуациях и приглашал к себе в гости. В период своего сенаторства я познакомился с его сыном Сергеем, работающим в пресс-службе президиума Российской академии наук. Тогда же у нас появилась идея ближе познакомить земляков с военной биографией отца и его заслугами перед родиной. В итоге состоялась его поездка в Усть-Ордынский национальный округ и на родину отца в Аларский район. Он привез в музеи округа парадный генеральский мундир со всеми его наградами, личные вещи. В преддверии юбилея я предложил ему провести серию торжественных мероприятий в Москве, на малой родине и в Бурятии.

Первыми проведение юбилея поддержали его московские коллеги, которые уже весной этого года под титулом «Воздушно-космические силы министерства oбороны России» и «Центральный научно-исследовательский институт воздушно-космических сил» провели специальную научно-техническую конференцию под названием «Перспективы развития и применения стратегических оборонительных систем», посвященную 100-летию основателя научной школы испытаний систем ракетно-космической oбороны Або Сергеевича Шаракшанэ. Такое признание дорогого стоит.

В своем обращении-письме к нам, его землякам, за подписью начальника научно-исследовательского испытательного центра ЦНИИ военно-космических сил минoбороны России они пишут: «…Участники конференции единодушно отметили, что и в наши дни научно-практическое наследие патриота родины, великого сына бурятского народа генерала Або Сергеевича Шаракшанэ продолжает служить делу укрепления oбороны России. Передаем землякам Або Сергеевича пожелания здоровья, благополучия, успехов на благо любимой родины».

К сожалению, более инертными при подготовке юбилея оказались земляки на его родине и в Бурятии, которые не проявили должного внимания к моим предложениям. В связи с этим пришлось обратиться к руководству Иркутской области и Усть-Ордынского округа с напоминанием о том, что юбилей одного из руководителей создания противоракетной oбороны Советского Союза совсем не рядовое событие и требует особой поддержки.

Было предложено соорудить в родном селе его бюст, провести в Москве, на малой родине и в Бурятии историко-патриотические конференции с приглашением коллег и родственников, помочь в издании книги воспоминаний, организовать в музее истории Бурятии выставку его памяти, назвать его именем улицы и школу. Печально то, что вместо реальной поддержки в официальных ответах и встречах с земляками прозвучали банальные отписки об отсутствии средств, времени и предложения о поиске грантовой поддержки.

С этой точки зрения данная статья может рассматриваться как обращение к тем, кто неравнодушен к памяти выдающегося земляка и может поддержать инициативы в проведении этого юбилея.

При этом уже не может быть ссылки на секретность деятельности генерала. Как признают его коллеги, даже по истечении многих лет после его ухода из жизни имя Або Сергеевича Шаракшанэ входит в элиту военачальников, создавших противоракетный щит страны и тем самым сохранивших мир на нашей планете. При всей секретности его научной деятельности коллеги генерала прислали мне фотографию от 2003 г., где А.С.Шаракшанэ стоит в первом ряду с высшим генералитетом войск ракетно-космической oбороны России. И нет сомнения в том, что долг его земляков сохранить память о нем. И есть еще время достойно провести юбилейные мероприятия, возложить цветы на его могиле в Донском монастыре в центре Москвы. Земляки (и особенно молодое поколение) обязаны знать, что в ряду выдающихся уроженцев бурятской земли самое достойное место занимает имя генерала Або Сергеевича Шаракшанэ.

Воспитывать патриотизм, любовь к малой родине можно только на примере тех, кто достиг своим трудом «сияющих вершин в науке», имеет реальные заслуги перед своей страной, родился и жил рядом с тобой на родной земле. И иного пути в этом сложном деле просто нет, и не потому ли растут в наших школах «иваны, не помнящие родства»?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 27 октября 2021

Заголовок в газете: «Об иванах, не помнящих родства»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру