Не так давно преподаватели школы верховой езды стали обучать искусству оставаться «на коне» во всех смыслах этого выражения: не только держаться в седле, но и переживать кризисы и преодолевать препятствия.
Минувшим летом проект Ольги Васильевой «Лошадь в помощь» стал победителем второго конкурса фонда президентских грантов. Сотрудники организации и представители социальных учреждений планируют использовать накопленный опыт для помощи детям, лишенным семейного тепла, иначе увидеть окружающий мир, понять, что он не черно-белый, и что в нем есть место любви и радости. Как идет непростой процесс, узнал корреспондент «МК в Бурятии».
Рука поддержки
Целевая группа проекта — дети и подростки от 3 до 18 лет с трудной судьбой, воспитанники республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Большинство ребят имеют психологические проблемы — низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности и агрессивности. По результатам анонимного исследования, 34% воспитанников подвергались моральному унижению и физическому насилию от взрослых, сталкивались с игнорированием своих просьб и отсутствием личного пространства, а 26% лишались удовлетворения простых потребностей из-за якобы «плохого поведения». По данным за 2019 год, 42% подопечных (114 детей) отличались выраженным эмоциональным неблагополучием, когда поступали в социальное учреждение, а когда покидали его стены — у 35% детей выраженность эмоционального неблагополучия уменьшалась. Показатель снижался благодаря комплексу специальных мероприятий. А теперь в арсенале психологов и преподавателей республиканского центра появилась школа верховой езды «Гарцующий пони».
Ольга Васильева поясняет, что общение с лошадью полезно во всех отношениях: позволяет укреплять мышцы тела и развить вестибулярный аппарат, получать положительные эмоции и эстетическое наслаждение, снимать нервное напряжение и депрессивное состояние. Реабилитационный и терапевтический эффект известен, научно доказан и широко внедрен. Верховая езда дает детям базовые навыки чуткости и внимательности, новые знания и умения, помогает стойко принять испытания и заметно окрепнуть духом.
Магия лошадей
Чтобы подарить детям с трудной судьбой яркие воспоминания и вдохнуть веру в настоящее добро, «Гарцующий пони» решился проделать сложный путь вместе с опытными тренерами, обученными лошадьми, для чего и принял участие в грантовом конкурсе. На его средства школа укрепила материально-техническую базу, закупила недостающую амуницию, экипировку и музыкальное оборудование. Все это было необходимо для организации и проведения уникальных мероприятий.
Работать решили по нескольким направлениям — устраивать экскурсии в конюшню, где можно узнать о содержании и уходе за животными, обучать азам управления лошадью, проводить квесты и эстафеты на конях, чтобы укреплять командный дух и целеустремленность через соревновательно-игровую форму, и, наконец, проводить фотосессии, дабы запечатлевать счастливые моменты на долгую память.
Всего этой программой планируется охватить три сотни детей. Поскольку воспитательная работа в РСРЦН базируется на личностных особенностях, для каждого ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации, куда включаются и мероприятия «Лошади в помощь». Динамику психологического состояния отслеживать помогут опросные листы в духе «Что нового узнать удалось?», «Хотелось бы приехать еще раз?», «Понравилось ли общаться с лошадьми?» и прочее. Авторы проекта искренне надеются, что его участники будут довольны, их тревожность и агрессивность станет ниже, а самооценка — выше.
Большие проблемы маленьких людей
Экскурсию по социально-реабилитационному центру проводит его руководитель Александр Беняш. Здание 1967 года постройки расположено по улице Шульца в микрорайоне Шишковка, занимает площадь 1200 квадратных метров и рассчитано на 37 детей. На первом этаже — приемно-карантинное отделение для вновь прибывших и столовая. Здесь же и на втором этаже — игровые, спальные и ванные для трех групп: старшей — от 12 до 18 лет, средней — от 8 до 12 и младшей — от 3 до 8. Подростки сидят за компьютерами, малыши готовятся ко сну. И те, и эти дружно здороваются при виде гостей.
Сегодня в социальном учреждении — 32 ребенка, и у каждого из них — собственная история. Порой дети попадают в центр из вполне благополучных семей, но на какое-то время оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Например, бабушка — единственный опекун — собирается сделать операцию и не может присматривать за внуком или внучкой. Но чаще дети помещаются в центр из семей, находящихся в социально опасном положении, на неопределенное время — иногда от двух недель до двух месяцев, а то и дольше. Бывает, что и сами родители, не справляясь с воспитанием своих детей, отказываются от них.
Семена и всходы
— Когда мы узнали о проекте «Лошади в помощь», сразу согласились принять в нем участие, несмотря на то, что весь день дети заняты: в школе, в разных кружках, с воспитателями по программам допобразования. Ну где они увидят подобное? У некоторых нет даже элементарного представления, как подходить к лошади, для многих это настоящее открытие, — говорит руководитель республиканского социально-реабилитационного центра. — В июле этого года начали реализацию проекта, а в июне следующего подведем его итоги. Планка высокая: 300 детей, проходящих соответствующую реабилитацию в нашем учреждении, особенно в условиях коронавируса, охватить сложно, но, надеюсь, возможно.
Сначала воспитателям, а потом и воспитанникам читали познавательные лекции о лошадях, показывали интересные презентации и фильмы на большом экране. От теории плавно перешли к практике.
— Мы занимаемся с ребятишками всех возрастов, но без ограниченных возможностей здоровья, поскольку не располагаем специалистами по иппотерапии, — рассказывает владелица школы «Гарцующий пони» Ольга Васильева. — Даем тем, кто постарше, уроки верховой езды два раза в неделю. Стараемся научить разным аллюрам — шагу, рыси, галопу. Мальчики, опережающие по физическому развитию девочек, осваивают их быстрее, но бывают и исключения.
Директор и тренеры конного двора провели квест для 20-30 человек, где при задании на логику и сообразительность поразила девчушка — отгадала шараду, над которой бились взрослые. Александр отмечает: с игры вернулись уставшие, но счастливые. «Приехали на таких эмоциях, каких в библиотеке не получат, — улыбается Беняш. — Вспоминали это приключение, посмотрели фильм «Властелин колец», глядишь, и книгу прочитают». Кроме того, устроили соревнования для девяти человек с отдельной номинацией и тремя призовыми местами. Победителем оказался мальчишка, который пришел на занятия впервые.
В обозримом будущем собираются водить тех, кто помладше, на экскурсии. На прежнем месте «Гарцующего пони», в сотых кварталах, сделать это было проще, на нынешнем, в Южлаге, куда пришлось переехать, — сложнее: обстановка не самая подходящая. Ну и обязательно проведут всем профессиональные фотосессии и выпустят общий видеоролик.
Ольга Васильева подчеркивает: когда взялись за дело, ожидали увидеть «детдомовских» ребят, а увидели «домашних», но со своими сложностями. Однако входной и выходной контроль показывает: градус напряженности снижается и при круглосуточной работе с несколькими психологами, и при непосредственном взаимодействии с благородными животными, от которого не отказался пока никто.
«Недаром считают, что лошади реабилитируют и физически, и психологически, и считывают эмоции людей, — говорит Васильева. — Наши юные посетители знают всех их по именам. С кем установили контакт, на том и ездят верхом».
Другая жизнь
В идеале один ребенок посещает четыре занятия. Каждое из них длится 30 минут, а наполнение его зависит от этапа обучения. Все начинается с гимнастики на лошади для подготовки мышц и выработки баланса и продолжается изучением видов ее походки, а также элементов манежной езды. От кордовых тренировок медленно, но верно движутся к самостоятельным.
Когда мы оказываемся на конном дворе, там уже упражняются по всем правилам экипированные воспитанники реабилитационного центра. Анжелика (имя изменено. — Прим. ред.) первый раз каталась с мамой и отцом, а второй — с воспитателем. Долго решалась и, наконец, осмелилась. «Немного страшно ехать на коне, когда тянет повод из рук, — говорит она. — Но легко просто сидеть». И неудивительно: занимавшаяся хореографией, она обладает идеальной осанкой. Арсалан (имя изменено) много раз ездил на лошади по деревне и здесь показывает себя как хороший всадник.
— Мальчики бывают у нас чаще, чем девочки, и конкурируют друг с другом, — говорит тренер Мария. — Некоторые ребята равнодушны к верховой езде, некоторые увлечены ею. Те, кто имеют физическую подготовку, сразу выделяются из общей массы: лучше чувствуют свое тело, быстрее достигают прогресса. У нас была такая девочка — Геля. Многие боятся падения с лошади. Но панический страх этого — личная недоработка тренера, который должен помочь не словом, а делом. Тогда возникает уверенность и исчезают опасения.
За происходящим наблюдала воспитатель РСРЦН Наталья Аюшеева, она призналась, что по-хорошему шокирована, ведь подопечные искренне заинтересованы.
— В основном они городские, не видят дома такого. И вдруг представилась уникальная возможность — не сидеть в четырех стенах, а приобщиться к конному спорту. Лошадки успокаивают эмоционально, а дети понимают, что есть другая жизнь, где нет домашних проблем — пьянок, гулянок, насилия, жестокости. И это состояние дарит надежду на лучшее.