Историк из Бурятии идет по следу золота времен империи

Как барон фон Грот развернул добычу драгметалла на просторах Монголии

Добывать золото в Монголии Российская империя начала еще в позапрошлом веке. Этот эпизод ныне мало популяризирован, как, прочем, и многие другие вехи истории региона, случившиеся до установления в Сибири Советской власти.

Как барон фон Грот развернул добычу драгметалла на просторах Монголии
Алексей Михалев.

Между тем события той поры могли бы лечь в основу цикла приключенческих произведений, вроде модных некогда «вестернов» о покорителях «Дикого Запада». Становление российской золотодобычи в Монголии и сопутствующие этому события исследует известный в Бурятии специалист по истории региона, профессор Алексей Михалев. О результатах своих изысканий он рассказывает нашему изданию.

— Алексей Викторович, как начинался этот процесс? Я правильно понимаю, развивать золотодобычу приходилось на территории, где действие законов, скажем так, имело крайне символический характер?

— Когда империи начинают клониться к упадку, на их окраинах процветает «кулачное право». Для бескрайних степей Внутренней Азии это правило не стало исключением. Расцвет караванной торговли через Кяхту способствовал расширению бандитского ремесла. В начале ХХ века борьба с «романтиками большой дороги» на азиатских окраинах империи стала государственной задачей номер один. «Благородные» сайнэры, раздававшие бедным отобранный у богатых скот, кровожадные хунхузы, ставшие воплощением организованной преступности, — все они сильно осложняли жизнь торговцам и промышленникам: и русским, и китайским. Хотя справедливости ради нужно сказать, что и сами предприниматели, нарушая все мыслимые государственные законы, везли контрабандное золото и опиум.

И вот началась разработка монгольских золотоносных шахт. И без того неспокойная криминогенная ситуация в регионе еще более обострилась. «Золотая лихорадка» охватила Цэцэнхановский и Тушетухановский аймаки. Дипломатические усилия барона Виктора Юльевича фон Грота позволили добиться в Пекине права на разработку золота сразу в двух аймаках внешней Монголии.

— Что это за личность — барон фон Грот? Расскажите о нем подробнее.

— Биография фон Грота может лечь в основу увлекательнейшего приключенческого романа о человеке, внесшем большой вклад в развитие банковского дела, создавшем крупнейшую для своего времени корпорацию «Монголор». Эта корпорация выступала посредником между разрозненными группами старателей и государственной властью, скупая добытое золото и сдавая в аренду золотоносные участки. Дирекция «Монголора» стала одним из самых влиятельных олигархических конгломератов, контролировавших ситуацию во Внутренней Азии.

Что касается личности барона, хотел бы отметить следующее. Когда произносят слова «барон» и «Монголия», любой более-менее сведущий в истории человек сразу вспоминает легендарного барона Унгерна — Романа Федоровича фон Унгерн-Штернберга. Как же — овеянный романтикой «самодержец пустыни», прославленный белогвардейский военачальник, эксцентричный мистик, увлекавшийся буддизмом и мечтавший о возрождении империи Чингисхана, и все такое. Тогда как другой «монгольский» барон, Виктор фон Грот, оказался практически забыт. Между тем, если к этим фигурам присмотреться внимательнее, отрешившись от раздутых вокруг Унгерна романтических мифов, окажется, что фон Грот — фигура намного более весомая. Унгерн владел Монголией меньше года, и то не полностью. Фон Грот, создав свою финансовую империю, много лет контролировал в этой стране все более-менее важные дела. Унгерн, творя военные преступления и пытаясь заработать грабежом, быстро оказался в расстрельном дворе. Фон Грот благополучно уехал за границу, надо полагать, не с пустыми карманами, и спокойно умер своей смертью. Ну и кто из них более успешен? Говоря современным языком, один был полевой командир, второй — дипломат и олигарх. Думаю, однажды будет написана подробная биография барона фон Грота, возможно, это сделаю я.

— А что же было с созданным им «Монголором»?

— «Монголор», созданный на рубеже XIX и XX веков, развернул масштабную добычу драгоценного металла, привлекая русских, корейских и китайских рабочих. Объемы добычи можно сравнить лишь с копями Перу: за 18 лет своего существования «Монголор» добыл более 10 тонн золота. Подобный размах не мог не привлечь внимание криминального элемента, тем более на шахты «Монголора» широким потоком потекли разные товары, начиная с продуктов питания, заканчивая игральными картами, опиумом и ханшином — китайским алкоголем.

После революции 1911 года и падения империи Цин «Монголор» перестал платить налоги Пекину, взяв обязательства перед монгольской автономией. Новые правила привели к тому, что в 1913 году в районе приисков Могой, Нариин-Харганатуй и Харганатуй были замечены отряды хунхузов. Охранявшая прииски монгольская полусотня оказалась неспособной долго сдерживать натиск опытных и хорошо вооруженных грабителей. В ходе двухчасовой схватки и последовавшего за ней грабежа приисков погибло 12 китайских рабочих, и было похищено около четырех пудов золота. Бандиты скрылись в степи так же внезапно, как и появились. Большая часть похищенного металла находилась тогда в руках рабочих и еще не была сдана в управление рудника. Благодаря этому дерзкий налет имел такой успех. Хотя, несомненно, это был один из самых крупных уловов разбойников за все время существования «Монголора». В отчетах пострадавшие пишут о том, что нападавшие были вооружены пистолетами «маузер» и винтовками английского образца. Высокий уровень их скорострельности позволил быстро подавить сопротивление охраны, вооруженной охотничьим оружием.

Я думаю, тут стоит обратить внимание, что нападения хунхузов начались вскоре после того, как «Монголор», точнее, барон фон Грот перестал, вульгарно выражаясь, «отстегивать пекинской крыше». Видимо, влиятельные китайские бонзы, лишившись финансового потока, решили проучить барона за своеволие. На это указывает и очень хорошее вооружение, резко появившееся у бандитских шаек.

— И чем же закончился этот конфликт?

— Вскоре после этого правление «Монголора» приняло решение вооружить служащих управления русскими винтовками армейского образца, из отставных солдат был создан «летучий отряд», который стал патрулировать степь, останавливая бандитов на подходе. Однако к 1915 году этих сил стало недостаточно. Хунхузы сменили тактику, используя отвлекающие маневры. Беспрерывная перестрелка с патрулями позволяла нападать в это время на прииски и забирать золото.

Поэтому в 1914 году к охране русских подданных были привлечены солдаты и офицеры Верхнеудинского полка, служившие военными инструкторами в автономной Монголии. На короткое время нападения прекратились.

Революция 1917 года внесет свои поправки в добычу золота в монгольском Эльдорадо: в 1918 году «Монголор» будет национализирован советским правительством. Хотя Советская власть на тот момент была неспособна дотянуться до зарубежных факторий империи. А еще через год хунхузы, казаки, красные партизаны окончательно смешаются в горниле гражданской войны.

А барон фон Грот, почуяв, куда дует ветер, пропал из внимания музы истории за несколько лет до событий 1917 года. Ходят легенды, что он прихватил с собой изрядную долю денег, заработанных на монгольском золоте. И оказался, пожалуй, умнее многих своих современников, которые намного больше прославились, но и конец их был более печальным.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру