Власти Улан-Удэ: «Подорожание проезда необходимо для сохранения отрасли»

Тариф на транспорт вырост вместе с ценами на топливо и запчасти

В Улан-Удэ к концу 2021 года вновь заговорили о повышении платы в общественном транспорте. Проезд на автобусе должен подорожать на рубль, и составит 25 рублей, проезд на трамвае станет 20 рублей вместо 18 нынешних.

Тариф на транспорт вырост вместе с ценами на топливо и запчасти

Ранее тарифы на общественный транспорт в городе повышались в сентябре 2020 года, когда автобус подорожал сразу до 24 рублей с 20, а трамвай — до 18 рублей с 15. До этого цены на проезд не росли на протяжении четырех лет — после того как в феврале 2016 года автобус подорожал с 17 рублей до 20, а трамвай — с 14 до 15 рублей.

Отметим, на рынке пассажирских перевозок в Улан-Удэ преобладают частники. «Маршрутки» совершают за год около 55-60 млн поездок, тогда как муниципальные автобусы и трамваи — порядка 20 млн поездок. Общий выход автобусов на городские маршруты составляет около 700 единиц, из них 54 машины относятся к МУП «Городские маршруты».

Повысить необходимо

В администрации Улан-Удэ считают, что необходимость повышать тариф объективно назрела ввиду инфляционных процессов. По данным Центробанка РФ, в октябре 2021 года прирост потребительских цен к аналогичному месяцу прошлого года составил 8,1%. Дорожают топливо и запчасти, выросли МРОТ и социальные отчисления.

Председатель комитета по транспорту совета депутатов Улан-Удэ Сергей Бурдиков отмечает, что если город откажется от регулирования тарифов, цены на проезд станут намного выше.

Действительно, по мнению частных извозчиков Улан-Удэ, с учетом всех затрат цена за проезд на самом деле должна быть 25 рублей и даже выше. Как рассказал глава ассоциации перевозчиков Анатолий Мухамедчин, с 2020-го только цена лобового стекла выросла втрое, дизтопливо подорожало на 8%, шины — на 30%, масла — на 20%. Замена масла стала дороже на 13%, а диагностика — на 33%. Также сейчас действуют требования оснащать автобусы навигационным оборудованием и регистраторами, системами оповещения пассажиров. Перевозчики понимают, что повышение ударит по кошелькам жителей, в том числе коснется и их семей, но мера вынужденная.

— Если бы у нас была государственная поддержка, субсидирование, не было бы речи о повышении тарифа. А когда ее нет, повышение — единственная мера, чтобы компенсировать все возросшие расходы, — говорит председатель профсоюза водителей автотранспорта и дорожного хозяйства Игорь Сластин.

Представители частных перевозчиков отмечают кризис отрасли. В 2019 году в городе числилось 1600 автобусов, сейчас — около 1000, при этом на маршруты выходит 650 машин. Наблюдается массовый отток водителей из отрасли — сейчас доход там составляет чуть более 20 тысяч рублей. Тогда как, уехав на вахту, человек даже сторожем будет зарабатывать намного больше — причем без такой нагрузки, множества строгих правил с серьезными штрафами за их нарушение. К примеру, случайно отлетевшая в салоне наклейка «не курить» обойдется водителю в 10000 рублей, за более серьезные оплошности проще продать машину. Водителей становится трудно контролировать — у них нет резона держаться за такую работу, и при каких-то сложностях им проще уйти. Сейчас из маршрутных перевозок в неделю уходит один-два водителя. Сходная проблема есть и в муниципальном транспорте, несмотря на более высокую зарплату и «подъемные», профессия водителя автобуса становится все менее популярной. По словам Анатолия Мухамедчина, многие автошколы даже перестали учить водителей категории «Д». Кроме того, частникам тоже требуется содержать штат бухгалтеров, механиков и слесарей. На сокращение доходов извозчиков повлияли и пандемия, и карантинные меры, снизившие пассажиропоток.

Политику городских властей, годами не допускающих увеличения платы за проезд, маршрутчики считают ошибочной. По их мнению, наоборот, следует повышать тариф каждый год вслед за ростом инфляции — примерно на рубль. И попытки «замораживать» цены на проезд лишь вредят состоянию сферы общественного транспорта.

— Нужно субсидирование хотя бы трети затрат для перевозчиков, программа по закупке новых автобусов и ежегодный подъем тарифов на уровень инфляции. И у нас не будет ни из бюджета много денег тратиться на разные контракты, и будет развиваться муниципальный транспорт. И муниципальные, и частные организации совместно будут комфортно перевозить наших горожан, — считает Игорь Сластин.

Что делать?

В настоящее время городские власти предпринимают ряд мер, направленных на развитие в Улан-Удэ общественного транспорта как отрасли. Так, в 2020 году на пополнение изношенного парка муниципальных автобусов было закуплено 42 полунизкопольных автобуса «ПАЗ» — по дальневосточной субсидии и на средства проекта «Народный бюджет».

— В октябре 2021 г. в г. Улан-Удэ были поставлены два современных автобуса большого класса МАЗ-103486 вместимостью 103 места. В ближайшее время их планируется запустить в направлении 100-х кварталов и микрорайона Загорск-Восточный, — рассказывает председатель транспортного комитета администрации Улан-Удэ Юрий Ткачев.

В результате пополнения автопарка количество пассажиров, перевозимых муниципальными автобусами, за 2021 год увеличилось на 20% по сравнению с 2019 годом, и на 63% по сравнению с 2020 годом, составив 3,6 млн пассажиров. Муниципальные автобусы распределяются в основном на линии в отдаленных микрорайонах. Вообще же цель — добиться, чтобы муниципальный транспорт стал составлять 50% объема пассажирских перевозок, сейчас этот показатель приближается к 25%. При этом муниципальные и частные извозчики должны не противостоять, а взаимодополнять друг друга.

Также с октября 2021 года увеличился выход трамваев — с 40 до 48 вагонов в будни, было открыто два новых маршрута №№7 и 8. Кроме того, стремясь максимально использовать преимущества трамвая, в Улан-Удэ начали эксперимент с пересадочным тарифом. Он предусматривает возможность проезда автобусом и трамваем за 24 рубля, по безналичной оплате. Предполагается, что автобус будет доставлять пассажира к некой «узловой точке», где ему удобно будет пересесть на трамвай — чтоб избежать стояния в пробках. Заодно этой мерой планируют убрать дублирующие друг друга маршруты и снизить загруженность транспортных магистралей. Сейчас результаты эксперимента еще оцениваются, но уже отмечено снижение на 60% количества жалоб горожан на работу автобусов, ходящих в «сотые квартала»: №№40, 70, 71, 92. После устранения замечаний и анализа системы пересадочного тарифа возможно будет применить на остальных маршрутах, обслуживаемых муниципальными предприятиями.

Кроме того, администрация города совместно с депутатами Улан-Удэнского городского совета планирует со следующего года ввести в муниципальном транспорте льготные проездные для пенсионеров и школьников.

Как рассказал Сергей Бурдиков, рассматривался и проект прокладки трамвайных путей в «сотые квартала» и Энергетик, но сейчас он под вопросом. Хотя этот вариант вошел в «Программу комплексного развития инфраструктуры», определяющую стратегию развития городского транспорта. Пока же приходится в основном решать «тактические» задачи вроде расчистки остановок от паркующихся машин и оптимизации работы светофоров.

Что касается частных извозчиков, предложения с их стороны помимо субсидирования части затрат — выделить им средства на обновление парка машин. А также внедрение эквайринга для безналичных расчетов, чтобы сделать финансовые потоки более прозрачными. Другое их предложение — выделить на дорогах Улан-Удэ под автобусы специальные полосы, как это делается в крупных городах.

Подводя итог

Противники повышения тарифа часто ссылаются на пример Иркутска, где до недавнего времени проезд в автобусе был 20 рублей днем и 25 — после 20.00. Но с 1 ноября проезд у частников там подорожал сразу на пять рублей: 25 и 30 соответственно. Кроме того, как пояснили Игорь Сластин и Анатолий Мухамедчин, там больше пассажиров, чем в Улан-Удэ, что делает перевозки более выгодными. С их слов, в Иркутске имеет место обратная ситуация, когда муниципалитет заставляет частников поднять цены. Проезд в муниципальном транспорте составляет 15 рублей, но при этом только в 2021 году на его поддержку предусмотрено 528,7 млн рублей.

В Чите тариф проезда в троллейбусах — 24 рубля, в муниципальных автобусах — 26 рублей. У частных перевозчиков Читы стоимость проезда с 1.11.2021 г. повысилась с 25 до 28 рублей в центральной части города, и с 28 до 33 рублей в отдаленные микрорайоны.

Таким образом, новые тарифы в Улан-Удэ на общественный транспорт будут вполне на общерегиональном уровне. При этом, как отмечают частные перевозчики, его повышение на рубль необходимо для сохранения отрасли на нынешних позициях.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 24 ноября 2021

Заголовок в газете: Рост цен на проездв Улан-Удэ неизбежен

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру