Компании ЖКХ в Улан-Удэ стали меньше нарушать

Жилищная инспекция Улан-Удэ сделала ставку на профилактику

Жилищная инспекция Улан-Удэ в этом году выдала 977 предписаний, рассмотрела более двух тысяч обращений и заявлений от горожан, благодаря работе инспекции надзорные органы назначили штрафы нарушителям на сумму около 2,8 миллиона рублей.

Жилищная инспекция Улан-Удэ сделала ставку на профилактику
Начальник Управления муниципальной жилищной инспекции администрации г. Улан-Удэ Алена Азаревич.

Об итогах работы в течение года рассказала главный муниципальный жилищный инспектор Улан-Удэ Алена Азаревич.

— Каковы общие итоги деятельности жилищной инспекции Улан-Удэ в 2021 году?

— По году в целом итоги подводить еще рано, а за 10 месяцев управлением жилищной инспекции рассмотрено более 2 тысяч обращений и заявлений от жителей Улан-Удэ, касающихся нарушений жилищного законодательства. Все материалы проверок мы направляем в Республиканскую службу государственного строительного и жилищного надзора и региональное отделение Роспотребнадзора. Именно они решают вопросы привлечения нарушителей к административной ответственности. За 10 месяцев 2021 года наше управление направило в адрес республиканских служб 84 материала, общая сумма штрафов составила около 2,8 миллиона рублей.

— В последнее время участились жалобы, связанные с начислениями по электроэнергии, особенно в части общедомовых нужд. Каковы причины этой тенденции?

— До июля 2020 года распределение платы за общедомовые нужды происходило исходя из нормативов. Однако после нормативы изменились, и у жильцов появилась обязанность платить за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды сверх нормативов. То есть все, что превышает установленный норматив, распределяется между жильцами.

Таким образом, при расчете платы за общедомовые нужды учитываются показания общедомового прибора учета, показания приборов учета электрической энергии во всех жилых помещениях, а также норматив потребления в помещениях, в которых нет таких приборов, площадь жилых и нежилых помещений дома, а также площадь помещения, расчет платы по которому производится за определенный период.

То есть расчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, собственнику рассчитывается исходя из конкретно занимаемой площади помещения.

Кроме того, на сверхнормативное потребление влияет, если жители несвоевременно сдали показания приборов учета. 23 числа каждого месяца все жители многоквартирного дома должны одномоментно снять показания. Если у кого-то прибор учета не востребован, сломан, не введен в эксплуатацию, то начисление идет по нормативу. А по электроэнергии очень маленький норматив. Допустим, в помещении живет шесть-семь человек, а зарегистрировано двое. Идет расчет по нормативу за двоих, а на самом деле потребление выше. Отсюда и получается сверхнормативное потребление.

Благодаря работе управления наблюдается стабильное снижение нарушений в сфере ЖКХ.

Ввиду прошлогодних изменений нормативной базы относительно общедомовых нужд у нас за последний год было очень много жалоб, большое количество обращений на большие ОДН. Мы по этим обращениям проверяем порядок расчета, и он, как правило, не нарушен. Единственное: отсутствуют мероприятия по энергоэффективности. И приходится проводить работу с людьми, объяснять, почему такие высокие нормативы, предлагать людям снимать в один день показания. И после этого происходят колоссальные изменения.

К примеру, у нас в Сотниково есть многоквартирный дом, бывший детский садик, мы там провели эксперимент совместно с «Читаэнергосбытом». С июня жильцы начали снимать показания одномоментно. И если раньше они платили по 400-700 рублей за сверхнормативное потребление, то сейчас они оплачивают в среднем по 50 рублей.

Также выявили нарушения в части несанкционированных отключений. В двух квартирах по ул. Лимонова и Яковлева со стороны АО «Читаэнергосбыт» был ограничен режим потребления электрической энергии ошибочно. То есть отключение от электроэнергии без уведомления собственника. За 20 дней ресурсоснабжающая организация обязана любым способом уведомить, что у потребителя имеется задолженность. И в случае неоплаты будет произведено ограничение коммунальной услуги.

В этой части тоже были выданы предписания, и эти нарушения были устранены «Читаэнергосбытом». Было произведено обратно подключение и произведен перерасчет.

Подготовка к зимнему отопительному периоду в этом году была проведена с особой тщательностью.

— Еще одна злободневная тема, которую регулярно поднимают горожане, — излишние начисления платы за тепло от ТГК-14. Какая работа ведется в этом направлении?

— За последние три года мы выявили очень много нарушений конкретно по начислениям. Допустим, в 2019 году только через наши предписания жителям были произведены перерасчеты на общую сумму порядка 40 миллионов рублей. В 2020 году у нас был произведен перерасчет на 14 миллионов рублей — это только по ПАО «ТГК-14». В этом году у нас 600 тысяч рублей. Только после нашего вмешательства, обращения в прокуратуру, в Управление федеральной антимонопольной службы и наложения штрафных санкций произошло снижение обращений.

Мы будем добиваться, чтобы в этой части вообще не было нарушений, чтобы людям излишне ничего не предъявляли. Это наша основная задача. Мы же не карательный орган, у нас нет цели собрать больше штрафов. Мы должны идти к тому, чтобы не было нарушений.

— И все-таки больше всего люди жалуются на свои управляющие компании, ведь именно они работают непосредственно с жильцами и фактически несут ответственность за ЖКХ — благополучие многоквартирного дома. Какова динамика нарушений со стороны «управляшек»?

— У нас в реестре лицензиатов города Улан-Удэ зарегистрировано около 140 управляющих компаний. Каких-то грубых нарушений с их стороны мы в этом году не фиксировали. По лицензионному контролю очень большие штрафы — до 250 тысяч рублей. Поэтому они не рискуют и стараются выполнять все требования, которые предусмотрены договором управления, жилищным законодательством.

Основная проблема — это взаимодействие управляющих компаний с советом дома, с жильцами. Там, где нет взаимодействия управляющей компании с жильцами, часто возникают проблемы, поступают жалобы.

Есть вопросы и по организации аварийно-диспетчерских служб. На сегодняшний день у всех управляющих компаний организованы аварийно-диспетчерские службы. Это требование действующего законодательства. Отсутствие такой службы — это грубое нарушение лицензионных требований и влечет штраф до 300 тысяч рублей, либо исключение домов из реестра лицензиата.

В течение трех лет мы активно доносили информацию до управляющих компаний относительно правил работы аварийно-диспетчерских служб, а они довольно строгие. В итоге на сегодня у нас все управляющие компании имеют такие службы.

Конечно, иногда случаются инциденты: например, когда жильцам не отвечают на телефонные звонки в выходные, хотя аварийно-диспетчерская служба должна работать круглосуточно. Тогда жильцы звонят в аварийно-диспетчерскую службу администрации города Улан-Удэ, там берут заявку, выходят на руководителя, и данный факт (что жильцы не смогли дозвониться) направляют нам, чтобы мы провели конт-рольно-надзорные мероприятия.

— Недавно на уровне горсовета Улан-Удэ был поставлен вопрос об увеличении штата муниципальной жилищной инспекции. С чем связано это решение?

— Действительно, мы предложили рассмотреть вопрос по утверждению организационной структуры управления с добавлением 3 штатных единиц. Это связано с серьезным ростом полномочий инспекции.

У нас с 1 июля вступил в силу новый закон о контрольно-надзорной деятельности. Среди основных изменений — сокращается количество дней для проверки. Если раньше мы проводили проверку в течение 20 дней, то теперь у нас есть только 10 дней. И это — большая нагрузка.

Также внедряется такое понятие, как система управления рисками причинения вреда. То есть при поступлении жалобы мы должны определить, какой вред причинило деяние той или иной организации, сколько ранее было зафиксировано нарушений с ее стороны и так далее.

Этот закон создан для снижения давления на бизнес. В нем очень много профилактических мероприятий. У нас будут выезды, беседы с управляющими организациями, семинары. То есть контрольно-надзорный орган должен информировать и организации, и население по вопросам соблюдения обязательных требований. Мы и раньше этим занимались, но в новом законе это становится уже не правом, а обязанностью.

Также появилось понятие стимулирование добросовестности. Это когда контрольно-надзорный орган оценивает организацию на соответствие критериям добросовестности. Сейчас мы будем составлять эти критерии и в течение ближайших лет исследовать наши организации на предмет соответствия.

Добавились обязанности по консультированию, по профилактическим визитам и многие другие. Конечно, нынешнего количества инспекторов не хватает для того, чтобы все успеть.

— Пожалуй, самый злободневный вопрос: насколько система ЖКХ многоквартирных домов Улан-Удэ готова к прохождению зимнего периода?

— Мы в этом году очень тщательно проверили подготовку к зиме. Нашей инспекцией за месяц было обследовано 97 многоквартирных домов. Мы не просто обследовали — мы смотрели весь тепловой контур: от чердака до подвала.

В итоге у нас ряд управляющих компаний получили предписания, в которых было от 40 до 70 пунктов нарушений. Сейчас мы заканчиваем эту проверку. Я думаю, в будущем году у нас будет гораздо меньше многоквартирных домов с нарушениями при подготовке к зиме, потому что в этом году проведена большая работа. Вообще мы с каждым годом усиливаем требования, и видим результат, а также — понимание и от управляющих организаций, и от самих жильцов, которые получают качественную услугу. Безусловно, мы продолжим эту работу и надеемся, что ее результаты не заставят себя ждать.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 1 декабря 2021

Заголовок в газете: Алена Азаревич: «Усиливаем требования, и видим результат»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру