«Плыть по течению»: Павел Хамаев составил психологический портрет жителя Улан-Удэ

Почему жители столицы Бурятии предпочитают быть жертвой и комфортно чувствуют себя в толпе

В Бурятии поход к психологу многими все еще приравнивается к чему-то постыдному и недостойному. Поэтому составить психологический портрет типичного жителя Улан-Удэ — задача не из простых.

Почему жители столицы Бурятии предпочитают быть жертвой и комфортно чувствуют себя в толпе

Тем не менее, оглядываясь вокруг, можно заметить определенные закономерности и черты, присущие очень многим людям. Некоторые из них не помогают, а скорее мешают жить и развиваться. О проблемах, страхах и мечтах горожан мы поговорили с известным в Улан-Удэ психологом Павлом Хамаевым.

Плыть по течению

Павел Хамаев помимо частной практики активно ведет блог в Инстаграме.

— Много людей приходит к вам со своими проблемами. Можно ли по каким-то самым массовым особенностям «нарисовать» психологический портрет типичного улан-удэнца?

— Те, кто ко мне приходят, они не характеризуют типичного жителя Улан-Удэ. Потому что типичный житель Улан-Удэ не ходит к психологу. Это те люди, которые устали терпеть. Типичный же улан-удэнец придерживается определенных традиций, связанных с семьей и родом. С одной стороны, он как подросток — хочет перемен. Но не особо об этом рассказывает. Ведь одновременно он боится и изменений. Потому что нас так воспитали — быть не инициативными, но более терпеливыми.

Если мы говорим о молодом улан-удэнце, то он человек с амбициями. Но все-таки плывущий по течению. У этого множество причин: это и меняющаяся среда (компьютеры, телефоны, телевизоры), которая останавливает амбиции; и политическая конструкция в нашей в стране, тяготеющая к стабильности; и давление со стороны родителей, которые воспитывают в парадигме «ты должен». Все это делает человека зависимым от мнения окружающих и обстоятельств, и это останавливает его от каких-то смелых действий.

Отсюда вытекает следующая его черта: он не самостоятельный. Он вечно тревожится о том, что будет, и это делает его безынициативным. Его воспитывали так, что не нужно быть ни первым, ни последним, нужно быть в толпе, спрятаться в ней.

— Сейчас на Западе идет процесс индивидуализации. Люди начинают понимать свою уникальность. Возможно ли это у нас, учитывая все эти рамки?

— В этом и заключается внутренний конфликт: у типичного улан-удэнца есть желание почувствовать себя уникальным, проявить себя, но с другой стороны есть более удобная позиция: в толпе комфортнее. А если начать проявлять свою индивидуальность, то тебя начнут осуждать, еще хуже — смеяться над тобой. Это останавливающий механизм. А для нашего человека очень важно быть принятым группой.

С другой стороны, эти факторы иногда помогают сдерживать от чего-то плохого. Но если они чересчур сильные, то они начинают подавлять индивидуальность.

Быть жертвой

Прежде всего, такое поведение формирует наше традиционное воспитание. Человек ведет себя более аморфно и более жертвенно. Улан-удэнец жертвует собой ради родственников, ради детей вместо того, чтобы делать что-то для себя.

Когда ты живешь для других, то от этого не хорошо ни другим, ни тебе.

Допустим, речь идет о воспитании ребенка. Когда жертвуешь собой ради ребенка, ты отдаешь ему всю энергию. А обратно не получаешь, потому что ребенок думает, что так и должно быть. А потом берет с тебя пример — как нужно жить. И вот эта черта — жертвовать собой ради кого-то — она очень заразна и плоха.

Как мы уже сказали, улан-удэнец любит стабильность. А позиция жертвы очень стабильна: завтра будет так же, как и вчера, и для этого делать ничего не надо. То есть быть жертвой это очень удобно. «Я жертва, я ничего плохого не делаю, только мне делают». И при этом виноваты все вокруг.

Чтобы перестать быть жертвой и стать счастливым, нужно рискнуть, потратить ресурсы и не факт, что у тебя получится. Люди боятся потерять то, что есть. «Я знаю, что завтра будет плохо, но я в этом уже нормально ориентируюсь».

Мечтать о переезде

— В последнее время все чаще звучит мнение, что нужно уезжать. И некоторые действительно покидают республику. Но большинство мысленно сидят на чемоданах, а уехать так никогда и не решаются. С чем это связано?

— В мыслях о том, чтобы уехать нет ничего плохого. Те, кто уезжают или приезжают — они молодцы. Потому что когда ты уезжаешь, ты сталкиваешься там со сложностями, которые ты решаешь. Ты понимаешь, что ты управляешь своей жизнью, берешь на себя ответственность. Не обязательно у тебя получится, но ты пробуешь, и твоя личность развивается.

Но многие люди, которые стоят у границы зоны комфорта, говорят: «Я сделаю, сделаю… но потом». Они начинают оправдывать свое бездействие. И говорят себе: «В следующий раз». Так вся жизнь и проходит.

— Почему эти люди хотят именно уехать, а не поменять что-то вокруг себя?

— Зачастую хотят уехать те, кто уже пытался что-то поменять. Но не получилось. Они попробовали, взялись… Но других людей все устраивает. Если ты хочешь поменять что-то вокруг, то нужно с другими людьми договариваться. А другие люди не всегда понимают, что ты делаешь и зачем. И логичный вывод из этой ситуации: «Надо ехать туда, где меня понимают».

При этом есть такая восточная поговорка: «Если хочешь изменить мир, измени самого себя». Но менять себя гораздо сложнее. Это болезненно, тяжело. Нужно себя заставлять.

И многие живут иллюзией, что если они переедут в другое место или купят себе какую-то вещь, то они изменятся внутри. Это, конечно, заблуждение. Может быть, на определенное время это и помогает, но по сути человек не меняется.

Многие из тех, кто переезжает, привозят с собой маленький Улан-Удэ внутри себя. И поэтому никакого развития не происходит. Ведь от себя не убежишь.

Но это не значит, что переезжать это плохо. Любые изменения в жизни — это хорошо. Особенно для роста личности.

Зависеть от семьи

— Многие улан-удэнцы с самого детства сталкиваются с давлением семьи. Прежде всего в вопросе образования. Чем чревато такое давление?

— С одной стороны родители хотят для ребенка лучшего. Но они не знают, что для него лучше. Они мерят по себе и по информационному полю. Например, «сейчас больше всего зарабатывают юристы, значит, ты будешь юристом». И не учитывают, что ребенок не просто не хочет, но даже не может стать юристом, что он больше предрасположен к другим вещам.

Бывает так, что, к примеру, папа всегда хотел быть боксером, но так и не решился. И заставляет ребенка этим заниматься. То есть родитель так реализует свои комплексы и будет привязываться к этим победам: «Ты этого добился только благодаря мне».

У нас в регионе это очень ярко выражено, когда родители говорят: «Ты мне должен». Это абсолютно неверная позиция. Ребенок родителям ничего не должен хотя бы потому, что его никто не спрашивал, хочет ли он появиться на свет.

В конце концов люди не отделяются от семей и становятся от них зависимыми. Проще говоря, не взрослеют. Отсюда — инфантильность, позиция жертвы, безынициативность.

Это портрет не развивающегося общества.

При этом родители, конечно, ответственны за это, но только до того, как ребенку исполнится 18 лет. После 18 лет человек уже сам принимает решения.

Тот, кто это понимает, может не только изменить себя, но и начать воспитывать своих детей по-другому. Не требовать от них мощнейшего уважения к себе, давать им самим размышлять, принимать решения. Да, они будут ошибаться. Но они будут учиться на своих ошибках. Главная задача — подготовить ребенка к взрослой жизни, чтобы к 18 годам это был уже самостоятельный взрослый человек.

Не бояться и быть счастливым

— Чего боится типичный улан-удэнец?

— Главная фобия — это страх провала. Но это нормально для человека. Мозг — это компьютер, который анализирует ситуацию. И основная проблема людей, которые боятся провала — то, что они плохо знают себя. То есть речь идет не о недостатке навыка, а о недостатке информации.

Такие люди, как правило, не часто обращают на себя внимание. Потому что, во-первых, иногда бывает страшно заглянуть внутрь себя. Во-вторых, есть какие-то более «важные» вещи: мама сказала, папа сказал, страна сказала. Чтобы избавиться от этой зависимости, от мнения окружающих, нужно погружаться в себя, разбираться с самим собой, становиться самостоятельным.

— На фоне всего этого вопрос может показаться лишним, но все же: счастлив ли типичный улан-удэнец?

— Человек живет эмоциями. Они нужны ему, чтобы мотивировать к определенным действиям. Эмоция — она быстротечна, но счастье — это не эмоция, а чувство, которое более долгосрочно. То есть чувство любви человек может ощущать годами. И счастье — это такое же чувство. Вместе с ним одновременно можно ощущать различные эмоции: злость, обиду и так далее. Но общий фон заключается в том, что человек в первую очередь собой доволен. То есть счастливый человек думает прежде всего о себе. Счастливым себя не сделать, если думать о ком-то другом. Нужно ставить себя на первое место.

Конечно, с этим есть проблемы. Но все проблемы решаемы. И если кто-то чувствует, что сам не справляется, не нужно бояться обратиться за помощью. Ведь ваше счастье в ваших руках.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 19 января 2022

Заголовок в газете: Типичному улан-удэнцу комфортнее в толпе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру