Аграрии Бурятии яростно спорили о состоянии селекции сельхозкультур

Аграрии Бурятии яростно спорили о состоянии селекции сельхозкультур
Фото: pixabay.com

Аграрии Бурятии на совещании в правительстве республики 20 января вновь подняли проблему состояния в республике селекции сельскохозяйственных культур. Представителей трёх государственных организаций высказали три различные точки зрения, дискуссия едва не переросла в перепалку.

Тему ситуации с селекцией поднял директор Россельхозцентра по РБ Намжил Мардваев во время выступления с докладом.

- Сортов бурятской селекции в 2015 году было 4999 тонн. В этом году семян бурятской селекции 2894 тонны. Инорайонных сортов «элиты» было в 2015 году – 32,7 тонн, в этом – 2187 тонн. Я даже не хочу комментировать эти цифры, - заявил Намжил Мардваев.

По его прогнозам, через два года в Бурятии совсем не станет сортов своей селекции, кроме «бурятской остистой» пшеницы, производство которой налажено в Иркутске. Ещё, по словам Намжила Мардваева, можно вернуть из Благовещенска пшеницу сорта «Арюна», чтоб засеивать в Прибайкальском районе.

Намжил Мардваев

- Это на сегодня самая острая проблема. Вроде у нас производство растёт, экспортный потенциал растёт, но теми же новосибирскими и иркутскими сортами мы в той же Монголии никого не удивим. Монголия сама в Иркутске закупит иркутские сорта. Мы можем только с нашими засухоустойчивыми сортами хорошо чувствовать себя на рынке Монголии. И в связи с тем, с тем, что Китай занялся северными территориями, наши сорта тоже востребованы, - отметил Намжил Мардваев.

Отметим, директор бурятского «Россельхозцентра» уже не первый раз поднимает проблему утраты бурятской селекции. По его словам, в республике уже много лет не выводятся новые сорта зерновых и кормовых культур, хотя раньше в год создавалось два-три новых сорта. В Бурятии же последний новый сорт был создан десять лет назад. Он отмечает, выведение новых сортов должно быть непрерывным процессом, ведь прогресс не стоит на месте, старые сорта устаревают по производительности, оказываются неадекватны изменяющимся условиям. Через десять лет сорт считается устаревшим. По мнению Намжила Мардваева, Бурятия утрачивает и большие наработки, сделанные ещё с советских времён, и кадры, способные заниматься такой деятельностью. Эту же проблему неоднократно поднимал и другой известный аграрий – профессор БГСХА, председатель комитета Народного Хурала РБ по экономической политике Анатолий Кушнарёв.

Но директор БурНИИСХ Лубсан-Зонды Будажапов – организации, которая и занимается со времён СССР селекцией новых сортов, выразил протест. Он заявил, что разговоры про утерю бурятской селекции несостоятельны, работа в этом направлении ведётся. Бурятские сорта БурНИИСХ сейчас активно выращивает в Иркутской области, где основал ряд структур на условиях консолидированного участия.

- Что касается очень пессимистических эмоциональных вздохов докладчика: сорт яровой пшеницы «Байкальская» в 2018 году выведен, районирован Госсорткомиссией Красноярского края. Наша комиссия, к сожалению, по личной мотивации проталкивания инорайонных сортов немножко протормозила. Сорт овса «Ларис» в этом году выходит на испытания, сорт ячменя «Шоно» и яровая рожь «Прибайкальская». В Иркутской области бурятские сорта высевают на площади в 82 тысячи гектар, - раздражённо сообщил Лубсан-Зонды Будажапов.

Лубсан-Зонды Будажапов

По его словам, селекция производится в Бурятии, и потом отдаётся на размножение в Иркутскую область.

Министр сельского хозяйства Галсан Дареев стал выяснять у присутствующих фермеров, используют ли они бурятские сорта, и у кого получают. Те сообщили, что используют, но сразу возникли вопросы относительно патента на сорта.

Руководитель ФГБУ Госсорткомиссия по РБ Баин Жигжитов сообщил, что БурНИИСХ имеет патенты на два сорта: пшеница «Бурятская-551» и ячмень «Одон». Остальные сорта считаются «общедоступными селекционными достижениями» и их может размножать любой человек, что и делают иркутяне, оформив на это оригинаторство. В результате Бурятия уже который год завозит свои сорта из Иркутска. Последний новый сорт Бурятии, представленный недавно на сортиспытания, не прошёл их. К испытаниям 2022 года ими готовится сорт яровой ржи «Прибайкальской», по овсу «Ларис» и ячменю «Шоно» на испытания заявок не было. Можно добавить, фермер Вадим Чебан, возобновивший в республике выращивание ржи, использует бурятский сорт «Онохойская» - который был выведен в 1943 году, что очень большой срок. Семена же были приобретены в БурНИИСХ в 2014 году, что тоже достаточно много.

- Ситуация очень сложная, кто завалил, тот и должен разгребать. Пускай БурНИИСХ восстанавливает селекцию. Десять лет ни одного сорта – о чём тут говорить, - заявил Намжил Мардваев, демонстрируя готовность покинуть совещание.

Он также сообщил, что Бурятия испытывает и проблемы с хозяйствами первичного семеноводства, которые или прекратили существования, или оказались в юрисдикции Иркутска.

Баин Жигжитов

Баин Жигжитов отмечает, хотя говорить о полном исчезновении бурятской селекции не приходится, её состояние действительно переживает далеко не лучшие времена. В то же время он высказал мысль, что не стоит так делать упор на бурятские сорта, когда есть подходящие для условий Бурятии инорайонные сорта – из Якутии, Алтая или Тюмени. Но Намжил Мардваев считает, что именно сорта, выведенные в Бурятии, наилучшим образом подходят для её климата и почв, в отличие от сортов из других регионов, даже созданных для похожих условий. И поэтому должны в Бурятии преобладать.

Таким образом, руководители трёх бурятских организаций, причастные к вопросу селекции, выразили три различные точки зрения на тему бурятской селекции. Один из участников совещания предложил их каким-то образом заставить действовать скоординировано, под эгидой Минсельхоза Бурятии, но это осложняется тем, что все отри организации – филиалы федеральных структур, не подотчётные министерству.

Галсан Дареев

Можно отметить, вопрос о селекции за почти четыре часа поднимался два раза – после доклада Намжила Мардваева, и уже ближе к концу заседания. Дискуссия приобретала достаточно острый характер, Галсан Дареев был даже вынужден сделать замечание директору БурНИИСХ за резкие реплики с места. Как заметил министр, в бурятском растениеводстве селекция – краеугольная тема.

- Вопрос традиционный, есть ли бурятские семена. Один говорит: их нет. Второй: они есть, но у меня в загашнике в Иркутске. Третий: у меня есть хорошие семена, но инорайонные. Получается, три «конкурирующие фирмы», - с усмешкой прокомментировал после совещания Галсан Дареев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру