Язык до Киева доведет: к украинской проблеме, или наследие Чингис-хана

Злоба дня

Задолго до разного рода майданов мою пьесу поставили на Украине. Где-то в Украине. Потому что соседнее государство не сообщало, в каком театре состоялась постановка. Не считало нужным. 

Злоба дня
Киево-Печерская лавара.

В московском офисе РАО, Российского Авторского Общества, ответили, что с украинскими театрами всегда так: не желают отчитываться перед «москалями». Лишь случайно, через актерскую среду, узнал, что пьесу поставили в Николаевском академическом театре драмы им. Иванова. Сперва пьесу хотели перевести на украинский язык, но в процессе репетиций выяснилось, что комедия, построенная на игре слов, после перевода может многое потерять. В театре возникло легкое противостояние.

Вспомним, что противостояние на юго-востоке Украине, оформившееся позднее в создание ДНР и ЛНР, началось с языка.

«Эти же люди… постараются запретить украинцам знание русского литературного языка, чтение русских книг, знакомство с русской культурой. Hо и этого окажется недостаточно: придется еще внушить всему населению Украины острую и пламенную ненависть ко всему русскому и постоянно поддерживать эту ненависть всеми средствами школы, печати, литературы, искусства, хотя бы ценой лжи, клеветы, отказа от собственного исторического прошлого и попрания собственных национальных святынь. Ибо, если украинцы не будут ненавидеть все русское, то всегда останется возможность оптирования в пользу общерусской культуры. Однако, нетрудно понять, что украинская культура, создаваемая в только что описанной обстановке, будет из рук вон плоха. Она окажется не самоцелью, а лишь орудием политики и, притом, плохой, злобно-шовинистической и задорно-крикливой политики. И главными двигателями этой культуры будут не настоящие творцы культурных ценностей, а маниакальные фанатики, политиканы, загипнотизированные навязчивыми идеями».

Эти строки написаны не после свежих событий на/в Украине, а столетие назад выдающимся русским философом, лингвистом Николаем Трубецким. Для жителей Бурятии небезынтересно знать, что князь Н. С. Трубецкой как идеолог евразийства разрабатывал концепцию монгольского влияния на русскую политическую историю и культуру. Собственно, цитата взята из его статьи «К украинской проблеме», а статья является главкой книги Трубецкого «Наследие Чингисхана» (1925).

После 1917 года ученый, преподававший в Московском университете, эмигрировал и в 1930-х годах работал в Венском университете. В эти-то годы после аншлюса Австрии гитлеровской Германией Николай Трубецкой, выступавший в печати против национал-социализма, видя в нем «биологический материализм», столкнулся с проявлениями фашизма. Н. С. Трубецкой опубликовал теоретическую антинацистскую статью «О расизме», в которой критиковал «арийскую теорию в лингвистике», доказывая, что индоевропейского праязыка не существовало. Эти идеи стали причиной доноса в гестапо. В 1938 году Н. С. Трубецкой был арестован гестапо, в его квартире произведен обыск. По признанию единомышленников-эмигрантов, от концлагеря его спас только титул князя. Однако значительная часть научных рукописей была конфискована и впоследствии утрачена. Не перенеся этой потери, ученый скончался в больнице.

Николая Сергеевича Трубецкого можно с полным правом назвать жертвой фашизма

И потому сегодня, когда поднимает голову нацизм в разной идеологической упаковке, по-прежнему актуальны мысли великого ученого о том, что расизм начинается не с погромов, а с культуры и языка. По-прежнему точны его слова:

«Ставя вопрос об украинской и общерусской культурах в форме дилеммы («или-или»), украинцы обрекают свою будущую культуру на то незаманчивое состояние, которое мы обрисовали выше. Из этого следует, что такая постановка вопроса для украинцев по существу невыгодна. Во избежание вышеобрисованного плачевного будущего украинская культура должна быть построена так, чтобы не конкурировать с общерусской, а дополнять собой общерусскую».

«Вопрос этот… сильно осложнен вмешательством политических факторов и соображений и обычно соединяется с вопросом о том, должна ли Украина быть совершенно самостоятельным государством, или полноправным членом русской федерации, или автономной частью России? Однако связь между политическим и культурным вопросами в данном случае вовсе не обязательна. Мы знаем, что существует общенемецкая культура, несмотря на то, что все части немецкого племени не объединены в одном государстве… Поэтому и вопрос об украинской и общерусской культуре можно и должно рассматривать вне связи с вопросом о характере политических и государственно-правовых взаимоотношений между Украиной и Великороссией».

«Политиканам же нужно будет главным образом одно - как можно скорей создать свою украинскую культуру, все равно какую, только, чтобы не была похожа на русскую. Это неминуемо поведет к лихорадочной подражательной работе: чем создавать заново, не проще ли взять готовым из заграницы (только бы не из России!), наскоро придумав для импортированных таким образом культурных ценностей украинские названия! И, в результате, созданная при таких условиях «украинская культура» не будет органическим выражением индивидуальной природы украинской национальной личности и мало чем будет отличаться от тех «культур», которые наспех создаются разными «молодыми народами», статистами Лиги Hаций».

На здании Венского университета установлена памятная доска в честь Николая Сергеевича Трубецкого. Насколько мне известно, такого барельефа нет ни на здании МГУ, ни вообще в России. Быть может, «наследие Чингисхана» тому причиной? Почему бы Бурятии не показать пример памяти. По крайней мере, князь Трубецкой сделал для монгольского мира куда больше, чем иные, застывшие в мраморном ряде Улан-Удэ, партийные бонзы.

Николай Трубецкой. Фото: commons.wikimedia.org

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру