«Columbia Pictures не представляет»: что еще в сфере медиа россияне потеряли из-за санкций

Культура легального потребления контента возвращается в эпоху повального пиратства

С начала специальной военной операции на Украине наша страна выдерживает беспрецедентный натиск санкций со стороны большого количества стран. Помимо широко обсуждаемых проблем в сферах потребительского рынка, промышленности и т.д., люди начинают ощущать санкции и в различных областях в сфере культуры, медиа и развлечений. Кто-то может сказать, что это ерунда и вообще не важно, но для некоторых граждан это удар чуть ли не больнее прочих.

Культура легального потребления контента возвращается в эпоху повального пиратства

Среди огромного количества зарубежных компаний, прекративших свою деятельность в России, такие киностудии, как The Walt Disney Company, Sony Pictures, Warner Bros., Paramount Pictures, Universal Pictures и другие. Недавно к собратьям по цеху присоединилась студия A24, чью последнюю на данный момент картину – фантастический комедийный экшн «Всё, везде и сразу» пока еще можно посмотреть в российских кинотеатрах по причине того, что компания «Вольга», прокатывающая этот фильм в России, незадолго до начала всем известных событий смогла выкупить права на него.

Удивительно, но, например, фильм «Анчартед: на картах не значится», прокат которого начался, кажется, в незапамятные времена - 10 февраля 2022 года, в некоторых кинотеатрах до сих пор демонстрируется. Более того, показывает хорошие результаты по сборам и до сих пор удерживается на высоких позициях по выручке. Хорошими эти результаты, конечно, можно назвать лишь в контексте общих катастрофических показателей. По данным ЕАИС, с начала апреля посещаемость российских кинотеатров сократилась в два раза - с 2,2 млн зрителей в неделю до 1,1 млн, а сборы уменьшились с 432,6 млн рублей в неделю до 296,7 млн рублей. При этом наблюдается постоянный рост средней цены билета.

Ассоциация владельцев кинотеатров 27 апреля опубликовала заявление, в котором нынешняя динамика показателей российской киноиндустрии характеризуется как «драматическая». В заявлении указывается, что к середине апреля в стране закрылись 36,4% кинозалов, а «критический недостаток репертуара» приведет к тому, что через 2 месяца выручка кинотеатров упадет более чем на 80%, а доля закрытых кинозалов увеличится минимум до 50%. АВК при этом отмечает, что «появилась возможность работать на рынке с полным отсутствием конкуренции», однако «заместить объем фильмов, резко ушедших из проката, в краткосрочной перспективе невозможно». Подытоживая всю эту неутешительную статистику, АВК просит государство принять решения по спасению кинопроката, которые необходимы отрасли уже в течение ближайших 30 дней, иначе «к концу лета спасать уже будет некого».

Это то, что касается кинобизнеса. А как обстоят дела у зрителей?

Как следует из приведенных цифр, люди все реже ходят в кино, так как большую часть крупных голливудских премьер, которые обеспечивали кинобизнесу львиную долю кассовых сборов, посмотреть в кинотеатре теперь возможности нет. Путь россиян до ознакомления с ними стал гораздо более тернистым. Кто-то смотрит некачественные, плохо переведенные и ужасно озвученные «экранки», кто-то ждет премьеры на стриминговых сервисах. Например, 19 апреля по истечении 45 дней после премьеры на сервисе HBO Max состоялся цифровой релиз новой интерпретации «Бэтмена». Самые же отчаянные покупают билеты в другие страны, так, на того же «Бэтмена» россияне ездили/летали в Казахстан.

С предстоящей громкой премьерой от Marvel «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», которая назначена на 4 мая, ситуация обещает будет схожей.

Желание кинолюбителей посмотреть новый фильм про любимого персонажа на большом экране настолько велико, что начала появляться информация о случаях частных и публичных показов «Бэтмана» Мэтта Ривза. По первости в сети можно было встретить информацию о показах в арендуемых помещениях киносетей, позиционирующихся организаторами как специальные акции, например, в таких как московское «КАРО» и екатеринбургская «Гринвич Синема». Но теперь также можно прочитать, что некоторые кинотеатры показывают или показывали «Бэтмена» в формате регулярных сеансов («Центавр» в Чите, «Лодзь» в Иваново и другие).

Интересно, что инициативу с пиратскими показами фильмов ушедших из России студий начал не кинолюбитель, стремившийся как-то воссоздать отсутствующую возможность посмотреть определенное кино на большом экране, и даже не предприимчивый бизнесмен, решивший подзаработать на этой ситуации, а художник и театральный режиссер Габбилен Галычев. Как он пояснил Кинопоиску, его мотивация была «сугубо художественная».

«Подпольно» посмотреть можно не только «Бэтмена». Имели место также показы мультфильма Pixar «Я краснею», прошлогодних премьер Netflix «Не смотрите наверх» и «Красное уведомление».

Как отмечает BFM.Ru, на подобные авантюры решаются очень немногие кинотеатры, так как подобные мероприятия отличаются высокой степенью риска как для кошелька, так и для репутации: начиная от штрафов, заканчивая претензиями правообладателей. Не готовы кинотеатры массово идти на такое еще и потому, что надеются на скорое возвращение в Россию ушедших студий, а пиратский прокат их фильмов, конечно, очень негативно скажется на взаимоотношениях и может привести к тому, что студии будут отказываться от сотрудничества с кинотеатрами, проводившими пиратские показы.

Непростая ситуация складывается и для онлайн-кинотеатров. Среди популярных стриминговых сервисов о приостановке работы в России заявили Netflix, Amazon Prime Video и Apple TV+. А российские сервисы лишились крупнейших источников зарубежного контента, при том, что достаточным объемом своего собственного оригинального контента для поддержания заинтересованности подписчиков обладают далеко не все.

Так как возможности лицензировать вновь выходящие западные произведения у российских сервисов критически сократились, а людям приходится получать к ним доступ «окольными путями», в такой ситуации речь идет уже не только о сокращении прибыли наших стриминговых платформ, а об откате едва зародившейся и со скрипом развивающейся культуры легального потребления контента, которая в нынешних обстоятельствах неизбежно вернется к состоянию более чем десятилетней давности.

При этом стриминговые сервисы изо всех сил ищут альтернативные источники нового контента. В частности, расширились поставки контента из Южной Кореи, Индии, Китая, стран Южной Америки, Турции, Ирана, Казахстана. Также сервисы при нынешних условиях стараются больше ресурсов выделять и на оригинальный контент.

Музыкальная индустрия тоже испытывает проблемы. К середине марта об уходе из России объявили крупнейшие звукозаписывающие лейбы – так называемая «большая тройка», под которой обычно имеются ввиду Universal Music, Warner Music и Sony Music. Таким образом, российские музыкальные стриминговые платформы «Яндекс.Музыка» и «VK Музыка» перестали получать новые релизы, выходящих под эгидой этих лейблов. А крупные зарубежные музыкальные сервисы (Apple Music, Spotify, Deezer) закрыли доступ для российских пользователей. Соответственно, людям приходится «пиратить» новые релизы, даже если у них есть подписка на легальные сервисы. Для музыкантов же одними из наиболее явных проблем являются серьезное сокращение возможностей по продвижению своей музыки, а также невозможность получения вознаграждений от зарубежных сервисов, на которых размещалась их музыка.

Также некоторые зарубежные музыканты закрывают доступ к прослушиванию своей музыки на территории России, и отменяют свои концерты в нашей стране. Например, британская рок-группа Pink Floyd объявила в марте, что удаляет свою музыку с российских и белорусских площадок. В свете подобных случаев люди беспокоятся о том, не повлечет ли это в конечном итоге волну изъятий уже имеющейся на российских площадках музыки зарубежных авторов ее правообладателями.

Блогерская среда также серьезно беспокоится о своем будущем. Количество площадок, на которых можно вести полноценную деятельность, стремительно сокращается, а те, которые еще остались, отключили для россиян монетизацию или вынуждены приостановить выплаты нашим авторам из-за санкций российского банковского сектора (YouTube, Patreon, Twitch и другие). Альтернативные же площадки пока не так популярны, миграция на них происходит со скрипом, но их наличие хоть как-то обнадеживает.

В частности, альтернативные возможности для монетизации предоставляет российский сервис Boosty, который для поддержки авторов объявлял об отмене комиссии с 14 марта по 14 апреля, то есть авторы получали в этот период 100% доходов. Также перспективными платформами считаются «Telegram», «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен». Не так давно соц. сеть VK открыла доступ к сервису для переноса видео из YouTube – VK Video Transfer.

В условиях внезапно образовавшегося вакуума в конкуренции российские компании пытаются на скорую руку залатать образовавшиеся пустоты, что не всегда позитивно встречается пользователями. Так, сервис «Россграм», который позиционируется как замена Instagram (деятельность этой социальной сети запрещена судом на территории России), не сыскал широкой поддержки у публики. На днях, например, в «Россграме» появилось возможность забронировать никнеймы за деньги. Большая часть вариантов стоит 25 тысяч рублей, и это при том, что «ассортимент» никнеймов – самые обычные слова, как то: «boy», «boss», «yes», «pro» и т.д. Впрочем, сервис пока не открыл свои «электронные двери» для пользователей. По словам его создателей, запуск планируется летом 2022 года.

Нельзя также обойти стороной игровую индустрию. Множество компаний в этой области также прекратили или ограничили продажи своих продуктов на территории нашей страны: Microsoft, Electronic Arts, Valve, Activision Blizzard, Rockstar, Ubisoft, CD Projekt RED, Nintendo и другие. В результате скоро начали появляться различные инструкции по обходу этих ограничений. Но большая часть пользователей, конечно, теперь вынуждена получать доступ к новым играм и другим продуктам ушедших компаний с помощью «пиратов».

По данным «Ведомостей», власти занимаются разработкой законопроекта, расширяющего действие принудительной лицензии, которая в данный момент действует только на патенты, и на другие объекты интеллектуальной собственности, в том числе, на фильмы, сериалы и музыку компаний из недружественных стран, которые заявили об уходе или приостановке деятельности в России. При этом директор Института исследований интернета Карен Казарян отметил, что такое нововведение крайне негативно повлияет на перспективы дальнейшего международного сотрудничества.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру