Советский районный суд отказал прокуратуре в удовлетворении исковых требований о признании незаконным указа главы РБ об увольнении экс-министра образования Баира Жалсанова по собственному желанию. Мотивы такого решения пока неизвестны, сообщил источник в прокуратуре Бурятии. Надзорное ведомство также просило суд обязать расторгнуть служебный контракт с чиновником по коррупционным мотивам – в связи с утратой доверия.
С аналогичными исковыми требованиями прокуратура обращалась в Советский районный суд в июле 2021 года. Тогда суд полностью удовлетворил требования надзорного органа – указ главы об отставке Баира Жалсанова был признан незаконным. Решение первой инстанции устояло в Верховном суде Бурятии, итогом чего стало увольнение Баира Жалсанова по отрицательным мотивам и включение его в федеральный реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
В прокуратуре убеждены, что Баир Жалсанов нарушил ФЗ «О противодействии коррупции» и не исполнил обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при лицензировании и предоставлении 5 субсидий из республиканского бюджета аффилированной организации - частному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – Детский сад «Туяа». Учредителем и работниками детского сада являются близкие родственники министра (отец, супруга, сестра супруги).
Кроме того, Счетная палата Бурятии выявила, что средства республиканского бюджета предоставлялись детскому саду с нарушением требований закона, а контроль за целевым расходованием казенных денег министерством не осуществлялся. Третьим эпизодом стало предоставление неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и супруги за 2018, 2019 и 2020 годы.
В прокуратуре считают, что глава республики должен был уволить министра в связи с утратой доверия. Жалсанов был освобожден от государственной должности по собственному желанию.
Экс-министр оспорил вердикт сперва в апелляционном, а затем в кассационном порядке, настаивая на том, что пункт 1 части 1 статьи 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» носит «диспозитивный» характер, то есть увольнение чиновника, не принявшего мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, является правом, а не обязанностью работодателя. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в июне 2022 года все принятые по делу судебные акты отменила и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Советский районный суд 5 сентября в удовлетворении иска прокуратуры отказал, мотивированное решение пока не изготовлено, отметил источник «МК в Бурятии», заявив, что решение будет оспариваться в вышестоящей инстанции.