Все остальное время — детям
Снижение бумажной нагрузки на учителей — безусловно одна из приоритетных задач, для решения которой 14 июля 2022 года был принят ФЗ №298-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», гарантирующий освобождение учителей от заполнения лишних документов, чтобы педагоги могли больше времени посвящать обучению детей.
По данным социологического исследования, в России выявлено около 50 видов разных отчетов, заполняемых учителями, а система образования оказалась самой забюрократизированной среди более 30 стран мира. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что российские учителя трудятся по 46 часов в неделю, а на заполнение планов и отчетов уходит более 15 часов.
Какая же отчетность с 1 сентября стала обязательной для ведения учителем в школе? Перечень минпросвещения РФ включает в себя всего два обязательных документа и еще три для классных руководителей и педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность: рабочую программу предмета или учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), журнал учета успеваемости, журнал внеурочной деятельности, а также план воспитательной работы и характеристику на обучающегося по запросу. Также, согласно новым поправкам в закон, электронный и бумажный журналы теперь дублировать не нужно, потому что электронный журнал заменяет бумажный и наоборот.
Хотели как лучше — получилось как всегда
Согласно высказываниям некоторых политиков, после принятия долгожданного законопроекта «учитель максимальное количество времени должен уделять образованию и воспитанию детей, а не документам», поэтому законодательное новшество должно, наконец, избавить учителей от лишней бумажной бюрократии. Но так ли это на самом деле?
Поговорив с учителями разных школ Улан-Удэ, пожелавших остаться неназванными, приходим к выводу, что ничего по большому счету в школах не изменилось. То есть хотели как лучше, а получилось как всегда.
По словам учителя начальных классов одной из общеобразовательных школ Улан-Удэ, новый закон о снижении нагрузки не выполняется совсем.
— Учитель как писал, так и пишет отчеты, скажу более — их стало еще больше. Времени заниматься с детьми больше не стало, впереди куча отчетов и таблиц, которые надо заполнить, кроме того, провести анализ работы, сделать фотоотчет. Вся наша деятельность — сплошные отчеты, которые неизвестно читает ли хоть кто-нибудь.
По словам моей собеседницы, ежедневно приходится писать по два-три отчета. А также выкраивать время для подготовки большого отчета за четверть. Кроме того, необходимо составлять программу воспитания, включающую в себя пояснительную записку, описание целей, задач воспитания, видов и форм деятельности.
— Расписываем разные модули — ключевые общешкольные дела, классное руководство, школьный урок, самоуправление, профориентация, патриотизм, профилактика и безопасность, экскурсии, экспедиции и походы, работа с родителями. Делаем анализ воспитательной работы, в которую входит анализ за прошедший учебный год, выявляем уровень воспитанности класса и сплоченности коллектива.
Никто не избавил учителей от подготовки отчета по участию класса в общешкольных и классных делах, анализа различного вида работ — с детьми группы риска, с родителями учеников, по основным достижениям учащихся и еще многого другого, от чего у автора естественным образом возник вопрос: а остается ли у учителей время на личную жизнь, так сказать, вне школы?
Местами, как выяснилось, система российского образования и вовсе доходит до абсурда.
— Учителей обязали вести журналы разных инструктажей на бумажном носителе, которые касаются правил дорожного движения, пожарной безопасности, антитеррора, поведения в школе учащихся и прочее. Если мы с детьми ходим убирать территорию, то даже для этого мне необходимо заполнить инструктаж. Если ребят куда-то вывозим — тоже. Но самое главное в том, что дети должны там расписаться. Если это старшие классы, то, как говорится, без вопросов. Но поясните, как должен расписаться первоклассник, если он еще даже не знает букв?!
С внедрением в российской системе образования пару лет назад электронного дневника школьника, позволяющего контролировать успеваемость ученика в школе и отслеживать выполнение школьной программы в режиме онлайн, в школах до сих пор существуют бумажные версии, в которых учитель обязан расписываться в конце каждой недели, следить за расписанием, за записью задания и выставлять оценки, тем самым дублируя все данные с электронным дневником.
— Раз в четверть наш завуч собирает дневники и пишет справку о проверке дневников класса. Но только для чего нужна эта еще одна лишняя работа? Каждый родитель может зайти в электронный дневник и посмотреть оценки, которые выставляет учитель, а также темы урока и домашнее задание.
Избирателей Бурятии — под классное руководство
Хотелось бы отметить тему вовлечения классных руководителей в осенние выборы главы региона в 2022 году. Не секрет, что для мобилизации избирателей активно использовались всевозможные технологии, в том числе родителей зазывали на участки с помощью напоминания учителями о том, как важно выполнить свой гражданский долг.
— Нас действительно обязали собрать сведения о голосовавших на выборах. Приходилось все выходные писать в родительскую группу и спрашивать у родителей. Требовалось узнать, сходил ли, проголосовал ли, и желательно выяснить еще за кого проголосовал. В общей группе учителей мы должны были отчитаться сколько родителей посетили избирательный участок. Цифры обновляли каждый час.
Хотя подобные способы увеличения явки на выборах провоцируют голосовать только против представителей власти и любая политагитация в образовательных учреждениях запрещена, как рассказали корреспонденту «МК» — это систематическое явление, повторяющееся абсолютно на каждых выборах. Что касается реакции родителей, то многие относятся с пониманием — знают, что это не личная инициатива учителя, а давление сверху, поэтому идут голосовать ради его отчета, чтобы не портить отношения с первых классов с учителем и завучем.
Также навязчиво на классного руководителя «повесили» функционал школьной медсестры и налоговика.
— Когда в школе приходит пора ставить ученикам прививки, нам надо распечатать бланк согласия, обзвонить родителей, собрать согласия родителей или отказ и сдать медсестре. Плюсом к этому надо отслеживать все ли родители заплатили налоги. Для этого надо опять же позвонить им, спросить и напомнить. После подать эти сведения директору школы.
Разорвать порочный круг
Как оказалось из разговора с моими собеседницами, даже в каникулы учителю нет покоя от отчетов. Пока ученики самозабвенно отдыхают от школы, учитель пишет и сдает отчеты по учебной и воспитательной работе, планирует работу на следующую четверть, готовит кабинет к приходу учеников и участвует в различных скучных семинарах, тренингах и курсах, как вы уже поняли, тоже не по собственной воле. Из всего вышесказанного неудивительно, что многие не выдерживают такой нагрузки и уходят из школы, выбирая себе работу полегче и с более достойной зарплатой. Что касается зарплаты учителя в 18-20 тысяч — это вообще тема отдельного разговора.
Понятно, что совсем от бюрократической нагрузки вряд ли удастся избавиться, но она должна быть максимально снижена, чтобы у учителя был простой способ ведения минимальной отчетности, достаточное количество времени для элементарной подготовки к уроку и достойного саморазвития. Чиновникам стоит серьезно задуматься о том, что качество образования, о котором так много говорится в последнее время, будет трудно поднять на достойный уровень, пока жалобы учителей будут касаться низкой зарплаты и высокой — сверх всякой меры — бюрократии. Было бы неплохо, если очередной закон Госдумы о снижении бумажной нагрузки на учителей стал бы для них реальной помощью, а не очередным холостым выхлопом.