Родные танкиста из Бурятии добиваются присвоения ему звания героя РФ

Как лейтенант Дмитрий Цыбденов уничтожил вражеский танк и спас сослуживца ценой своей жизни

В ходе специальной военной операции на Украине проявили отвагу многие уроженцы Бурятии. К сожалению, многие сложили головы, среди них — старший лейтенант, командир танкового взвода Дмитрий Цыбденов, награжденный орденом Мужества посмертно за то, что до последнего вздоха стремился спасти бойцов своего экипажа.

Как лейтенант Дмитрий Цыбденов уничтожил вражеский танк и спас сослуживца ценой своей жизни

Сейчас родные и близкие воина добиваются присвоения ему звания Героя России.

Дмитрий Александрович Цыбденов родился 4 июля 1991 года в Кяхте. В 2008 году окончил Кяхтинскую СОШ №2 и поступил в Омский танковый инженерный институт. С 2010-го по 2013 годы учился в Сибирском федеральном университете цветных металлов на инженера-электрика. Некоторое время работал на Горевском горно-обогатительном комбинате заместителем начальника эксплуатационных сетей. В 2015 году Дмитрий решил посвятить себя военной службе и подписал контракт в отдельной гвардейской мотострелковой бригаде. Там его и застало начало спецоперации на Украине.

Дмитрий Цыбденов.

На полях сражений

В спецоперации Дмитрий Цыбденов принял участие с самого ее начала, встретив СВО в должности командира танкового взвода. Сослуживцы вспоминают, что Дмитрий сразу проявил себя компетентным офицером, стойким и мужественным человеком. Когда в один из боев произошла поломка танка, несмотря на опасность, остался с механиком-водителем ремонтировать машину, а наводчика-оператора отправил в роту.

Одной из первых боевых задач было уничтожение вражеских снайперов, которые ранили нескольких российских бойцов. Приходилось выкатываться на танке на 100-200 метров от линии обороны и вести огонь из орудия по укрытиям, где залегли снайперы. В итоге снайперские атаки прекратились. Другой важной задачей стало уничтожение вражеского блокпоста, это было уже ближе к концу марта.

«Как полагается по всем тактическим нормам, танк идет спереди, за ним движется пехота. Мне Дима сказал: «Наблюдай слева, а я буду справа». Я согласился. Мы с ним очень удивились, что укронацисты на танк выходят с пулеметом, хотя танк отнюдь не тихая боевая машина. Как-то раз на нас вылез боевик с гранатометом, мы только и успели обменяться снарядами. Нам повезло, что тот не попал в нас», — вспоминает гвардии лейтенант Эрдэни Б.

В итоге украинский блокпост был уничтожен, уцелевшие необандеровцы отступили в тыл. Разведчики потом сообщили, что их удалось отогнать далеко. Вспомнился случай, когда они в танке отражали наступление ВСУ с левого фланга. Эрдэни был наводчиком, а Дмитрий расположился на месте командира. Тогда пришлось израсходовать целый конвейер боеприпасов, но вражеская атака была отбита.

Другим боевым эпизодом была зачистка промзоны, где нужно было помочь оказавшимся там бойцам. Как рассказывает другой сослуживец Дмитрия Цыбденова, гвардии лейтенант Александр Ч., к промзоне выдвинулись колонной в 4.00 утра. Во главе шел танк Дмитрия Цыбденова, за ним танк Александра Ч., следом три БМП, и вокруг — пехота в пешем порядке. Прибыв в промзону, стало ясно, что это неудобное место для работы танков, но выбора уже не оставалось. Поиски выживших результатов не давали.

«Резкий поворот между складов — и тут нас поджидал сюрприз. Наблюдая, как Димин танк отрабатывает дальность, я понял, что он собрался сделать выстрел. Одновременно с выстрелом я услышал по связи Димин голос: «РПГ! (ручной противотанковый гранатомет)». Цыбденов стал на перезарядку, а я незамедлительно выдвинулся на прикрытие его боевой машины. Закрыв Димин танк своим, мой экипаж отработал по позициям противника из пушки», — рассказывает Александр Ч.

После этого экипажи танков обстреляли противника из пулеметов. Решительные действия Дмитрия Цыбденова помогли уберечь группу пехоты от украинского гранатометчика, за что ему потом выразили благодарность. Что касается бойцов, оборонявшихся в промзоне, найти удалось лишь тело одного из них. Поступила команда возвращаться, и группа двинулась обратно, но по другому маршруту, и натолкнулась на пять вражеских грузовиков с провизией и экипировкой. Дмитрий Цыбденов принял решение их уничтожить.

Были и другие фронтовые эпизоды — зачистки, вычисление позиций неонацистов, была и неприятная работа по сбору на БМП убитых и тяжелораненых, на которую добровольно вызвался только Дмитрий. Приходилось помогать и мирным жителям.

«Один раз Дима шел по поселку и увидел привязанную собаку, подошел, отвязал ее и сказал: «Что это за хозяева, которые оставили животное умирать на цепи», — вспоминает еще один сослуживец, гвардии старший лейтенант Александр О.

А в начале апреля группу войск, в которой состоял Дмитрий Цыбденов, вывели с территории Украины на перегруппировку.

«По прибытии в Россию были такие, которые хотели уволиться. Дима говорил: «Все будет хорошо, мы победим». После таких слов поднялся моральный дух и у контрактников, и у офицеров, и они согласились служить дальше», — рассказывает Александр О.

За проявленный героизм, а также по причине потребности в опытных офицерах Дмитрия Цыбденова досрочно повысили до командира роты. Уже в мае ему вновь пришлось участвовать в боях на Украине. Один из них стал для него последним.

«Последний раз с Димой мы встретились в начале мая, он был веселым, на позитиве, говорил, что все хорошо, люди в порядке, что 9 мая будет наступление и скоро все закончится, и мы поедем домой», — вспоминает Александр О.

В те майские дни командование поставило перед Дмитрием задачу добраться до батальонно-тактической группы, оказавшейся в сложной ситуации. Утром 9 мая он, командуя двумя танками без пехотного сопровождения, сумел до нее добраться. Там появилась новая задача: уничтожить опорный пункт ВСУ и «кочующий» украинский танк, который создавал много проблем, но его никак не удавалось вычислить.

В первый день уничтожить опорный пункт не удалось, хотя атака танков и БМП нанесла серьезный ущерб укрепрайону, было убито около 50 необандеровцев, в том числе вооруженных противотанковыми гранатометами. И утром 10 мая два танка вновь выехали на «охоту» за неуловимым танком неонацистов.

У танка Дмитрия Цыбденова был неисправен дальномер, и тогда он решил пойти на рисковый план: использовать свою машину как «живца», чтобы выманить противника. Его танк время от времени выезжал на открытое пространство, пока второй под командованием гвардии лейтенанта Кирилла К. затаился наготове в лесополосе. Так продолжалось около трех часов, прежде чем украинский «кочующий» танк купился на приманку и вышел из укрытия в сопровождении пехоты. В это время его координаты срисовал беспилотник. Российские танки двинулись навстречу вражеской машине. Дмитрий Цыбденов метким выстрелом подбил «кочующего». И в этот момент по нашим стали стрелять противотанковыми ракетами.

«По моей машине было попадание в пушку, башня начала непроизвольно вращаться. И в тот момент, когда я повернул командирскую башенку в сторону танка Димы, увидел вспышку, после чего танк моего боевого товарища загорелся. Мы начали откатываться, я заехал в лесополосу, Димин танк остановился чуть поближе. Пока докладывал обстановку и запрашивал помощь, мой наводчик-оператор вместе с механиком-водителем Димы тушили танк. После того как огонь погасили, мы обнаружили, что Димы больше нет», — вспоминает Кирилл К.

В танк Дмитрия пришлось два попадания, одно оказалось фатальным. К счастью, наводчик-оператор Александр Н. выжил, хотя и был ранен — благодаря тому, что Дмитрий удачно сумел развернуть башню и опустить орудие. Как вспоминает сам рядовой Александр Н., его защитило казенной частью орудия — Дмитрий Цыбденов даже в последний момент стремился спасти бойцов своего экипажа. Александр Н. получил осколок в руку и открытую черепно-мозговую травму, механик-водитель ефрейтор Игорь Ф. получил контузию. Но в ходе этого боя танк Дмитрия сумел уничтожить также десять вражеских пехотинцев. В итоге оба танка своим ходом вернулись на базу, затем их направили в ремонтный батальон.

«Командир роты гвардии старший лейтенант Дмитрий Александрович Цыбденов мог отправить вместо себя любой другой экипаж. Но на любую операцию он выезжал всегда сам, беря с собой столько машин, сколько требовала боевая задача», — говорит гвардии старший сержант Анатолий Б.

Награда героя запаздывает

Семья и одноклассники Дмитрия Цыбденова, а также Кяхтинский райсовет и коллектив Кяхтинской СОШ №2 сейчас добиваются, чтобы ему присвоили звание Героя Российской Федерации. По этому вопросу родители и сестра Дмитрия уже были на приеме у депутата Госдумы Вячеслава Дамдинцурунова, парламентарий обещал оказать содействие.

Сестра воина Елена Балсанова недовольна тем, что хотя необходимые документы на представление были отправлены давно, дело не двигается с места, и проследить судьбу обращения крайне затруднительно.

— У брата был любимый пес Арчик, с 10 мая, когда Дмитрий погиб, собака перестала есть и впала в апатию. Усилия ветеринаров оказались тщетны, через три дня пес умер.

Женщина отмечает, что Дмитрий принял решение остаться на спецоперации. Во время телефонного разговора на вопрос матери, почему он тоже не уехал домой, сын ответил, что не может бросить своих солдат.

Дмитрий Цыбденов и его пес Арчик.

Все сослуживцы отзывались о Дмитрии Цыбденове исключительно хорошо, он добровольно брался за самые опасные или неприятные задания, на которые неохотно шли другие.

— Я хочу, чтобы справедливость восторжествовала. Я считаю, что Дмитрий заслуживает звания Героя России, — говорит сестра.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 9 ноября 2022

Заголовок в газете: Моральный дух и подвиги лейтенанта Цыбденова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру