Министр образования Бурятии рассказал, зачем нужны патриотическое воспитание и школьная форма

Валерий Поздняков - о ключевых событиях в сфере образования и планах на будущее

3 ноября 2022 года новым министром образования и науки Республики Бурятия официально стал 51-летний Валерий Поздняков, который с лета 2021 года был временно исполняющим обязанности министра, а с 2017-го — заместителем по общему и дополнительному образованию. В целом Валерий Поздняков посвятил региональному минобрнауки 13 лет.

Валерий Поздняков - о ключевых событиях в сфере образования и планах на будущее
Валерий Поздняков.

На минувшей неделе новый министр побывал в гостях у холдинга «New Media Group» и дал журналистам подробные ответы на волнующие вопросы в образовательной сфере.

— Валерий Анатольевич, поздравляем вас с должностью! Скажите, стоит ли ждать дополнительных кадровых изменений в министерстве образования, или можно ли считать сформированной вашу команду?

— В отличие от некоторых регионов, в системе образования нашего есть преемственность. И Алдар Валерьевич Дамдинов, и Баир Баторович Жалсанов — ученики Сергея Дашинимаевича Намсараева (все — бывшие руководители регионального минобрнауки. — Прим. ред.). Когда приходит новый человек, то не увольняет 100% старой команды, а работает с большей ее частью. Главная задача — развивать существующие подходы, учитывать новые веяния, не разрушать сложившихся основ и назначать сотрудников исходя из профессиональной компетенции и квалификационных характеристик, а не личных интересов. Поэтому кардинальных перемен не предвидится. Все люди находятся на своих местах, Бурятия показывает неплохие результаты в образовательной сфере среди регионов России и выступает пилотной площадкой по многим направлениям.

— Какие объекты образования появились у нас в этом году и появятся в следующем? Сказываются ли на темпах их возведения санкции и мобилизация?

— В последнее время министерство образования — еще и министерство строительства в некоторой степени — такое количество строек, как сейчас, беспрецедентно, и оно даже больше, чем в конце 1930-х годов. Эту цифру Алексей Самбуевич озвучивал в своем выступлении к пятилетнему сроку на посту главы Бурятии. Огромная благодарность ему за то, что лоббирует региональные интересы на федеральном уровне. За 2022 год мы открыли пять детсадов и школу по ул. Автотранспортная в Улан-Удэ — самую большую на Дальнем Востоке, а также в селе Клюевка Кабанского района. И до конца года планируем запустить минимум шесть школ, включая четыре по концессионному соглашению, а за 2023-й — шесть по аналогичной схеме. За двухлетний период собираемся построить 14 детсадов. Частичная мобилизация несколько отражается на данном процессе: в ее рамках были призваны многие сотрудники. Однако наши власти предприняли немалые усилия, чтобы на рабочих местах остались высококвалифицированные специалисты, отток которых замедлил бы все дело. Надо сказать, что большинство объектов, которые строятся в Бурятии, особенно в Улан-Удэ, становятся не отдельными юрлицами, а их подразделениями, что облегчает лицензирование.

— А какая ситуация с кадрами складывается в детских садах и средних школах?

— Наверное, самый болезненный вопрос. Специалисты в возрасте уходят на пенсию, а новый приток пробелы не восполняет. Принимаются различные меры, например, сетевой образовательный дистанционный кластер, когда один учитель ведет занятия у нескольких классов посредством видеоконференцсвязи. В этом году из регионального бюджета выделены средства на 50 целевых мест по педагогическим специальностям в БГУ им. Доржи Банзарова. Идет работа по повышению квалификации, перераспределению кадров между образовательными организациями и привлечению в систему образования, где средний уровень заработной платы сейчас выше, чем в целом по республике. Наглядное подтверждение тому — появление в этой сфере мужчин, которых в течение нескольких лет практически не было в отрасли. Трудностей немало. Если в 2020-м, 2021-м и 2022 годах в государственной программе «Земский учитель» участвовали 30, 27 и 24 человека из Республики Бурятия соответственно, то в следующем участвовать будут всего 15. Мы начнем распределять квоту и на иногородних специалистов, переманивать их из других субъектов, и нацеливаться на выпускников педагогических вузов. Для закрытия кадровых потребностей существуют так называемые программы переподготовки. По ним для преподавания в средних школах обучаются те, кто получили непедагогические специальности — «чистые» физики, химики, географы.

— Как вы оцениваете введение новых федеральных государственных образовательных стандартов?

— Правильнее говорить о принятии обновленных ФГОС. Связано это с поручением президента России по вхождению в десятку стран мира по качеству образования. Если по начальной школе мы в «тройке» лучших, по общим знаниям — в «пятерке», то по функциональной грамотности — среди отстающих. Российские школьники обладают хорошими знаниями в теории, но не применяют их на практике. К примеру, не могут рассчитать, сколько заплатить за электроэнергию по показаниям счетчика или добраться до того или иного места с определенной скоростью. На повышение математической, читательской, а также финансовой грамотности плюс креативного мышления и направлены усилия. В этой связи с 2022 года содержание основного и единого государственного экзаменов изменилось. Их результаты не должны сравниваться с результатами предыдущих лет — только последующих, но могли оказаться лучше, чем в 2021 году. Многие ученики прошли итоговую аттестацию не особо успешно, поскольку готовились к ней по старинке. А некоторые занимались с репетиторами, которые не перестроились на внесенные изменения.

— Как на фоне происходящего выглядит изучение бурятского языка? Считаете ли вы его обязательным?

— Это такой же общеобразовательный предмет, как русский язык, математика, литература, биология, химия, но согласованный с родителями детей, не достигших 18 лет. Мы создаем необходимые условия, чтобы каждый желающий изучал бурятский язык, где бы ни обучался. Заключаем договоры с его преподавателями, издаем учебники для всех классов, в том числе для первого. Если ребята погружены в языковую среду в младших и старших группах детсада и «выпадают» из нее до второго класса школы, получается ощутимый разрыв. Его заметил и поручил устранить глава Бурятии. Мы выпускаем учебные пособия и включаем их в федеральный перечень для использования в нашей республике и в регионах с присутствием бурятских диаспор — Иркутской области, Забайкальском крае. Таким образом, национальный региональный компонент переходит в единое образовательное пространство.

— Обсуждалось ли введение школьной формы на законодательном уровне в минобрнауки Бурятии? Что вы думаете о ношении хиджабов в общеобразовательных учреждениях?

— Все-таки Российская Федерация — светское государство. И как одинаковые задания по ЕГЭ от Калининграда до Владивостока, должны быть и единые требования к школьной форме для всех учеников. В Бурятии она существует много лет: у одних школ — полная, у других — частичная — от синих жилетов до нагрудных знаков. Обычно форменную одежду утверждают родительские комитеты. Причина же, по которой она включена в федеральный закон об образовании, проста: чтобы учащиеся самоидентифицировались в образовательной организации. Да и, согласитесь, приятно, когда проходят соревнования, и туда приходят школьники, которые одеты в форму. Сразу понятно, кто они и откуда.

— С нового учебного года во всех школах введена церемония поднятия флага и классный час «Разговоры о важном». Влияет ли это на развитие патриотизма среди детей?

— У нас работает республиканский центр допризывной подготовки и патриотического воспитания. Бурятия по этому направлению регулярно берет призы, занимает вторые и третьи места по России. Церемония поднятия флага и исполнения гимна России проводится во многих школах и учреждениях СПО относительно давно — с нее начинается учебная неделя. А вот пилотный проект по оснащению образовательных организаций государственной символикой реализуется в 25 субъектах, включая наш, недавно — с 2022 года. Единственные в стране, мы заказали 474 комплекта, куда входит по флагштоку, штандарту, 10 маленьких флажков и одному гербу в большом и малом исполнении, и для их закупки получили 41 млн рублей из федерального бюджета. С 5 сентября первым по понедельникам проводится новый урок — «Разговоры о важном», направленный на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Еще в январе на совещании у главы Бурятии мы решили проводить подобные уроки, условно назвать их «Истоки», посвятить родине и приурочить к грядущему 100-летию со дня образования Республики Бурятия. А уже в апреле Алексей Самбуевич провел первый такой урок на базе новой школы №40, который транслировался на всю республику. Его примеру последовали и главы районов, и представители министерств: вели занятия, где отражали специфику своей работы — от экологического воспитания до гражданской самоидентичности.

— Будет ли вводиться отдельным предметом начальная военная подготовка?

— Скорее, начальная военная подготовка войдет в часы по основам безопасности жизнедеятельности. Планируется ротация количества часов по этому предмету. В рамках ОБЖ дети будут изучать НВП и оказание первой медицинской помощи. 70% людей погибают в дорожно-транспортных происшествиях потому, что не получают ее своевременно. Правда, недавно в одной из школ Кабанского района мы видели, что ученицы десятого класса показывали ученикам четвертого как делать прямой массаж сердца и искусственное дыхание — профессионально, по принципу «равный обучает равного». И очень порадовались этому.

— Министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил на правительственном часе в Государственной Думе, что передача школ с муниципального уровня на региональный повысит эффективность управления системой образования. Ваше мнение на этот счет?

— Пять-семь лет назад мы разрабатывали три варианта этой процедуры. На мой взгляд, внутренние механизмы могут остаться на прежнем уровне. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов — от заработных плат и учебных пособий до методических рекомендаций — будет финансироваться из регионального бюджета, содержание зданий и помещений — из муниципальных. А деятельность образовательных организаций станет контролироваться на местах если не районными и городскими управлениями образования, то подобными им органами. Но когда все «зацентрализуется», возможно, придет иное решение.

— 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Кроме того, он ознаменует собой столетие министерства образования и науки Республики Бурятия. Какими достижениями и педагогами оно может рассказать в преддверии юбилейной даты?

— В педагогической среде нашего региона — огромное число настоящих талантов, участников различных конкурсов профессионального мастерства. Есть победители и призеры самого престижного — «Учитель года России». Его лауреатом по итогам 2021 года стала учитель английского языка лингвистической гимназии №3 Раджана Баяровна Дымбрылова. А в пятерку лучших по итогам 2020-го вошла учитель русского языка и литературы гимназии №59 Елена Батожаргаловна Цыдыпова. Есть и финалисты конкурса «Воспитатель года России». В рамках него по итогам 2022 года специальной номинации «За преданность профессии» удостоена старший воспитатель детского сада №96 «Калинка» Наталья Федоровна Покацкая. По всем показателям наши педагоги — среди первых. И нужно распространять их опыт и наработки, чтобы повышать престиж профессии учителя, показывать, насколько она благородная и нужная.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 23 ноября 2022

Заголовок в газете: Разговор о важном

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру