Мистика триумфальных арок, или какие тайны скрывают «Царские ворота» в Улан-Удэ

Каждый должен контролировать все, что думает и говорит под аркой

С этого номера наша газета запускает на своих страницах новый проект под названием «Сакральная Бурятия». Цель его — показать уникальность бурятской земли и сформировать комплексный подход к подаче информации о ее примечательных местах.

Каждый должен контролировать все, что думает и говорит под аркой

Каждый объект в цикле статей будет освещаться с разных точек зрения — исторической и эзотерической, политической и религиозной — при участии экспертов. «Герой» первого материала — архитектурный памятник между местным Арбатом и площадью Советов, который таит в себе массу загадок.

Памяти цесаревича

Но чтобы приблизиться к их разгадке, нужно вернуться в 19 век. 29 марта 1891 года император Александр III подписал рескрипт о строительстве Транссибирской железной дороги, назначил своего сына главой комитета Великого Сибирского пути и отправил его в Сибирь. Тем самым монарх «…хотел показать всему цивилизованному миру что такое Восток для России и что такое Россия как часть Востока», — писал князь Эспер Ухтомский, историограф этого путешествия, значимого для всего государства.

— Будущий наследник престола стал единственным представителем царской семьи, который приехал сюда, что было очень дальновидным поступком, — рассказывает гид-экскурсовод из Улан-Удэ Дарима Тогошеева. — На трех кораблях участники экспедиции отчалили из Санкт-Петербурга, обошли полсвета и высадились во Владивостоке. 11 мая 1891 года цесаревич Николай Александрович высыпал тачку земли в железнодорожное полотно и направился дальше. К тому моменту ему исполнилось всего 23 года.

Последний из династии Романовых заезжал в наш город со стороны современного Заиграевского района и должен был миновать Троицкую церковь, стоявшую на кладбище. Дабы не провозить мимо погоста высокого гостя, решили изменить дорогу — немного «закруглить» тракт, соединявший Нерчинские рудники, Читу и Верхнеудинск. Таким образом, цесаревич въехал со стороны бывшей площади Нагорная (нынешней площади Советов).  

В честь его визита, оказавшегося грандиозным событием, по проекту местного архитектора Николая Паува построили деревянную арку. Дарима Тогошеева подчеркивает: некорректно называть ее «триумфальной» (т.е. посвященной воинской победе), правильно — «царскими вратами». Так же именуют и главные врата иконостаса в церкви — двустворчатые двери напротив престола в алтаре, которые символизируют вход в Царство Божье для священника — наместника Бога на Земле. Подобные сооружения возводили во многих городах, где побывал Николай Александрович и, по всей видимости, наделяли его «сакральным» статусом. Ведь в последние годы правления российские самодержцы воспринимались религиозным обществом как реальное воплощение духа Христа.

— Арку выполнили в неоклассическом стиле, установили на каменном постаменте и оштукатурили с обеих сторон. На нее нанесли памятную надпись: «Его императорскому величеству цесаревичу-наследнику Николаю Александровичу» и водрузили двуглавого орла, — продолжает наш эксперт. — Символ Российской империи сбросили в 1917 году, когда грянула революция, а само сооружение, простоявшее 45 лет, уничтожили в 1936-м, спустя пару лет после того, как Верхнеудинск был переименован в Улан- Удэ.

Новый же каменный памятник — почти точную копию старого — поставили в 2006 году, когда отмечалось 340-летие нашего города. Его сделали большего размера — шириной 14 метров и высотой 9, чтобы достопримечательность не терялась на окружающем фоне, и под ней свободно передвигался транспорт. Гид-экскурсовод не припоминает мистических историй о «царских вратах» в Улан-Удэ, однако слышала легенду о триумфальной арке в Благовещенске. «Коллега сказала на полном серьезе: «Если пройти под ней и загадать желание, оно обязательно сбудется», — отмечает Дарима. — Но едва ли получится сделать это под нашей, расположенной на оживленной трассе».

Параллельные миры

Надо сказать, что такие объекты встречаются не только в столице Бурятии и административном центре Амурской области, но и других городах России, не говоря уж об остальных странах мира. Красные ворота в Москве, Нарвские — в Санкт-Петербурге, Золотые — во Владимире, Царские — в Краснодаре, Московские — в Калуге, Курске и Иркутске, Триумфальные арки в Красноярске, Хабаровске и Владивостоке, Западная и Северная ТА в Новочеркасске — лишь малая толика внушительного списка. Многие из них выполнены в византийском и русском стилях, стилях барокко и ампир. Для лучшего обзора фундаментальные памятники устанавливаются на въездах в населенные пункты и возвышениях центральных улиц.

Впервые арка (от латинского «arcus» — «дуга», «изгиб») появилась предположительно в Древнем Риме, однако присутствовала и в культурах иных цивилизаций — от Греции и Востока до Африки, являлась доказательством громких побед государства, выступала символом его военной мощи. По старинному обычаю, после очередного сражения войско не входило в родной город и оставалось на «поле мертвых», пока не очищалось от пролитой крови и не проходило сквозь ворота из двух вертикальных столбцов и одной горизонтальной балки, окрашенных красным цветом. Древние римляне применяли данную конструкцию для демонстрации военных триумфов.

Вместе с тем она считалась открытым переходом от бытия к небытию (и обратно). Недаром подобные сооружения возводились на перекрестках дорог, посвящались божеству входов и выходов, охранителю границ Янусу. Их форма уподоблялась богине радуги Ирис, стены отождествляли преграду между земным и небесным мирами, а проем — дверь в последний. Проход через них олицетворяло рождение заново, а когда сформировался культ императоров — превращение смертного правителя в живого бога (вспомним цесаревича Николая).   

Согласно поверьям, арка служила антенной бегущей волны и обеспечивала связь с Высшими силами, а также использовалась в различных церемониях инициации. И потому изображается на арканах Таро, которые говорят о наличии альтернативного пути, указывают на появление новых возможностей и призывают к решительному движению вперед. А если она «переворачивается» на бок мысленно, то напоминает руну Перт — четырнадцатый символ старшего Футарка — старогерманского алфавита, которая определяет все процессы, выходящие за рамки обыденного понимания, символизирует магическое посвящение через смерть ради возрождения подобно птице Феникс. Совпадение? Не думаем.

Исследователи этих монументальных построек уверены: они, хранящие утраченные технологии и обладающие уникальными характеристиками, становились своеобразными порталами в иные измерения. Ведь в столь необычных местах отличались и атмосферное давление, и звуковой диапазон: звуки ветра напоминали не монотонный гул или односложный свист, а многосложные слова. Благодаря голосовой команде, произнесенной здесь, можно было перемещаться во времени и пространстве, попадать из прошлого в будущее (и наоборот), а из одной точки — в другую. Неслучайно Гитлер не стал проводить свои войска победным маршем через Триумфальную арку в Париже. Он был увлечен оккультными науками и верил в ее «волшебное» действие, из-за которого мог не просто пострадать, а вообще…исчезнуть.

Чудеса в арках

— В скандинавской мифологии триумфальные арки знаменуют вход в Вальхаллу — небесный чертог в Асгарде, куда попадают доблестные воины, павшие в битве, а, значит, выполнившие долг, — поясняет ясновидящая из Бурятии Женевьева Дмитриева. — На нескольких репродукциях они изображены именно как пространственно-временные порталы и сохраняют удивительные свойства до сих пор, хоть человечество и утрачивает секреты пользования этой системой.

Величественные достопримечательности содержат в себе целые летописи и настоящие «инструкции по применению». Если встать в проеме и произнести словесный код, возможно запустить «телепортационный» механизм. Неудивительно, что в некоторых странах ограничен доступ к ним — например, во Франции из-за частых уличных протестов городского населения (кто знает, какими последствиями обернутся народные бунты?).

— Арка в Улан-Удэ работает и на вход, и на выход, — делится моя собеседница своим видением. — Люди постоянно перемещаются через нее, чаще ездят на машинах и автобусах, реже ходят пешком, например, во время городских праздников, когда транспортное движение перекрывается. Разговаривают друг с другом и создают шум, чем подпитывают «арочный эгрегор» — да, такой тоже существует. В процессе у них могут «теряться» мысли, словно вылетать из головы, смещаться фокус, и открываться сознание. В результате «отваливается» ненужное, отсеивается неважное, и происходит обнуление. Поэтому в Бурятии много пробужденных. Каждый из нас должен контролировать все, что думает и говорит под «царскими вратами».

Ясновидящая констатирует: когда они лишились существенной части первозданные элементов, то потеряли и львиную долю магической энергии. А вот Московские ворота в Иркутске на Нижней набережной Ангары испускают мощное свечение, невидимое глазу обычного человека, — видимо, оттого, что простояли дольше — 115 лет. Их воздвигнули в 1811 году, к десятилетию восшествия на престол Александра I, разобрали в 1928-м из-за ветхости и восстановили в 2011-м к 350-летию города.

У медали — две стороны, и с арками связаны не только хорошие, но и плохие поверья. «Бабушка рассказывала, что нельзя ходить под любыми из них, особенно «чертовыми воротами» — сдвоенными столбами, да и вообще входить в замкнутые пространства: можно оставить перед ними удачу и счастье. Чтобы исправить ситуацию, следует пройти в обратную сторону и обойти «нехорошее место», — поясняет Женевьева.

С исторической точки зрения это объясняется тем, что в древности победившие заставляли сгибаться побежденных в поклоне и проходить под скрещенными копьями, признавая поражение и испытывая унижение. А с эзотерической — тем, что арочные конструкции накапливают негативную энергию, которая влияет на биополе человека и его судьбу не лучшим образом.

…Таинственные памятники, рассмотренные нами в этой статье, остаются живыми напоминаниями о великих событиях — от кровопролитных войн и победоносного мира до «августейших визитов» — и являются теми точками притяжения, около которых устраиваются торжественные церемонии по праздничным датам. Но они по-прежнему окружены мистическим ореолом и наполнены глубокими смыслами, для понимания которых потребуется не одно десятилетие и уж, конечно, не одна публикация.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 14 декабря 2022

Заголовок в газете: Мистика триумфальных арок

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру