«Рассчитан минимум на 100 лет»: в Улан-Удэ раскрыли неизвестные факты о Третьем мосте

Зампред правительства Бурятии назвал примерные сроки завершения строительства долгожданного объекта

Официально строительство Третьего моста в Улан-Удэ, соединяющего два берега реки Уда, началось с даты подписания контракта в 2019 году. Сами же работы стартовали весной 2020 года.

Зампред правительства Бурятии назвал примерные сроки завершения строительства долгожданного объекта
Заместитель председателя правительства Бурятии Евгений Луковников. ФОТО: пресс-служба инфраструктурного блока правительства Бурятии.

Начало возведения выпало в разгар пандемии, строителям пришлось столкнуться с немалыми трудностями — и тем не менее, работая круглосуточно, они укладывались в график и сейчас основная конструкция моста готова.

Зампред правительства Бурятии Евгений Луковников рассказал, что предшествовало началу строительства, как оно проходило во время ковидных ограничений и какие работы еще предстоит выполнить.

Как разрабатывался проект

— В первую очередь была транспортная схема, которая постоянно рассматривается и ежегодно актуализируется. Через Уду есть всего два моста. Чтобы «завязать» город, как раз требовался третий мост. В 2017 году были озвучены технико-экономическое обоснование и предпроект. Представители питерской компании, изначально выигравшей конкурс и подготовившей ТЭО, сказали: «Мы готовы, просто нас не устраивает цена и сроки». Поэтому мы провели конкурс, выиграла компания «ПромГражданПроект», которую цена и сроки устроили. В конкурсе участвовали еще 4 компании, но их предложения были выше — если у нас стоимость работ составила около 109 миллионов рублей, то они предлагали от 200 до 360 миллионов. Так как бюджет республики был ограничен, выбрали ту организацию, которая предложила меньшую цену, это условия 44-ФЗ. И мы не ошиблись, проект был разработан качественно, хотя сроки были сжатые — всего один год. Это изыскания, проектные работы, экологическая экспертиза, занимающие 90 дней. И плюс два месяца — государственная экспертиза. Итого пять месяцев должно было уйти только на прохождение экспертизы. Но все прошло удачно — сегодня «ПромГражданПроект» также находится на стройке, проектировщик ведет авторский надзор.

Но приходится делать корректировку, поскольку все предусмотреть невозможно. Это не только один мост, а транспортный переход, включающий кольцевую развязку, сам мост, две путепроводные развязки и съезды на улицы. Четко спроектировать и попасть в створы действительно непросто. Поэтому постоянно происходит небольшая корректировка, местами нужно принимать решения по геологии, а где-то по расположению самих конструкций путепровода. Относительно тоннеля под железной дорогой — у железнодорожников тоже постоянные изменения: идет реконструкция Транссиба, а это увеличение мощности, усиление верхнего строения пути, модернизация всех светофоров, линий управления. Мы находимся в постоянном процессе.

О перекрытии улицы Трубачеева и строительстве кольцевой развязки

— У нас в городе интенсивно развивается транспортная система, и один из больших объектов — третий мост. Мы входим в стадию основных работ по строительству уличных развязок. Поэтому на время основного строительного сезона 2023 года улицы частично перекроются и будут выполняться работы по выносу коммуникаций, строительству развязок. Огромная просьба — набраться терпения, 2023 год у нас заключительный по основным строительным работам. И чтобы не затягивать сроки окончания строительства моста, мы будем интенсивно работать. Подрядчик готов работать в три смены, чтобы в 2024 году у нас появился третий мост через реку Уду — а это транспортный переход протяженностью полтора километра: мост, тоннель под железной дорогой, две путепроводные развязки и пешеходный мост. Поэтому огромная просьба потерпеть и совместно мы этот проект закончим.

График полностью расписан практически на весь сезон. Как раз мы вместе с городом рассматривали транспортную схему — у нас есть не очень позитивный опыт ремонтных работ по улице Терешковой в прошлом году, когда укладывали асфальт, бордюры, ремонтировали автобусные остановки. Поэтому я поставил задачу городу сделать воздействие на транспортную систему наименьшим. Мы знаем, что у нас Ключевская — довольно широкая улица, у нее хорошая пропускная способность, хотя в час пик там тоже образуются пробки. Дальше она перетекает в неширокую улицу Трубачеева и Сахьяновой. Это проблемное пересечение улиц, где в час пик проезжают с трудом, поэтому полностью оно не закрывается, как хотели сделать изначально. Будем перекрывать частично, чтобы переложить трамвайные пути и сделать кольцевую развязку, на которой не будет светофоров. Как та же кольцевая развязка на пересечении Ключевской и проспекта Автомобилистов. Это эффективнее в плане организации движения, и нет таких проблем, как остановки у светофоров.

Когда будет открыто движение по мосту

— На данный момент закончен первый этап строительства моста — сборка пролетных строений и их надвижка на опоры. Следующий этап — тоннель под железной дорогой и два путепровода. Сегодня подрядчик как раз заходит в процесс строительства тоннеля, проект производства работ согласован с РЖД, ВСЖД. И на этом же этапе — две путепроводные развязки. В текущем году мы должны закончить этот этап, и на 2024 год у нас останутся вопросы благоустройства и укладки асфальтового покрытия на всем транспортном переходе. Этот этап достаточно сложный. Когда работают две транспортные схемы разного транспорта, железнодорожного и автомобильного, мы не можем останавливать движение поездов. Будут небольшие 4-6-часовые окна, когда нужно будет работать в особо сложных пространствах. Все остальное будет выполняться под движением поездов — это непростой процесс, когда должны быть выполнены все условия безопасности.

Штат рабочих будет увеличен. Сейчас сезон только начинается, дополнительно будет подразделение, которое займется тоннелем под железной дорогой. И те монтажники, которые работали с мостом, перейдут на монтаж двух автомобильных путепроводов. В ПОСе (проект организации строительства. — Прим. ред.) у нас стоит 2024 год. Было непросто, мы вели стройку во времена не очень комфортные. Сказались пандемия и связанные с ней ограничения, мы не могли развернуть три смены. Рабочие болели, и нужно было сократить количество контактов. Поэтому технология была немного ограничена в плане распределения ресурсов. Теперь дело сдвинулось и хочется выполнить все работы качественно. Поэтому мы проговорили с подрядной организацией, и я доложил Алексею Самбуевичу, что лучше войти в период 2024 года, доделать все в сезон, и ориентировочно в июле 2024 года открыть движение по транспортному переходу.

О пандемии, морозах и других трудностях

— Официальная дата начала строительства — декабрь 2019 года. До начала самих работ первое, что заняло время — разработка рабочей документации. Второе — выкуп движимого и недвижимого имущества, которое попадало под строительную площадку.

Пандемия существенно осложнила организацию процессов. Вахтовиков еще как-то можно было изолировать. Была договоренность, чтобы вахтовики, приезжающие на две недели или на месяц, жили в отдельном общежитии и никуда не выходили. Им привозили продукты, работала столовая. А местные рабочие, которых порядка 30%, уходили домой, в семью, кто-то контактировал с больными и сам заболевал. Так что постоянный контроль внес свои обременения.

При этом оттока рабочих не было, кроме заболевших. Это хорошая и интересная работа, поэтому у нас появилось достаточно желающих — особенно механизаторы и крановщики, проживающие непосредственно в Улан-Удэ и сегодня работающие на объекте. Сегодня пандемия отступила, и мы развернулись. Работа идет в три смены, чтобы нагнать все процессы, которые притормозились в 2020 году.

Работа в три смены предусматривалась изначально. Но в 2020 году, когда должны были выйти на полный цикл выполнения работ, человеческий ресурс стал ограниченным. Стройку вообще можно было закрыть, если бы болезнь развернулась. Но даже в год пандемии мы смогли удержаться, работы ни на день не останавливались, просто были несколько ограничены по ресурсу.  

Круглосуточное строительство моста продолжалось и в 40-градусные морозы. Для строителей эти морозы были не самыми страшными, ведь основные заказы «Хотьковский автомост» выполняет в Якутии. Руководители и специалисты, особенно монтажники, привыкли работать в 50-градусные морозы. Обычно в такую погоду ограничивают выполнение работ, монтажникам некомфортно продолжительное время находиться на морозе. Существовали ограничения и по технике, чтобы ее не «рвать», как говорят специалисты. Это гидравлика и ее наполнение — масло, которое на морозе становится густым и техника работает уже на усиленных режимах. Поэтому давалось 2-3 часа на работу, затем останавливали и прогревали технику, потом снова работали.

Имело место удорожание материалов, и оно подсчитывается. После заключения госэкспертизы будет принято решение об увеличении сметной стоимости, если оно будет подтверждено. В какой-то мере мы уже его прогнозируем. Есть постановление минстроя, в рамках которого выделяется дополнительное финансирование из федерального бюджета. На этом объекте из республиканского бюджета денег не предусмотрено, это субсидия по поручению президента, все средства на 100% из федерального бюджета.

Санкции на процесс строительства никак не повлияли. У нас нет санкционного продукта, металл был закуплен в 2019 году, а в 2020-м полностью завезен на ООО «Улан-Удэстальмост» — предприятие, которое находится на территории республики и города, и входит в ОАО «Хотьковский автомост». Получился хороший симбиоз, когда не нужно бегать в Оренбург или Омск, где находятся ближайшие заводы по изготовлению мостовых конструкций. У нас все находилось рядом, и мы будем развивать «Улан-Удэстальмост» дальше. На 2019 год заказов было не так много, порядка 2-3 тысяч тонн, в 2022 году они уже выполнили 14,5 тысячи тонн. А в 2023-м у них в плане стоит 25 тысяч. Поэтому на территории республики развивается стратегическое предприятие, каких больше нет от Омска и Оренбурга до Хабаровска.

Как поменяется транспортная схема

— Пропускная способность, если сравнивать с мостом на проспекте Автомобилистов, тоже четырехполосным, будет примерно такая же. У нас же все упирается в ограничивающие улицы. Нам нужно развивать уличную сеть, которая будет ограничивать пропускную способность. Поэтому сегодня в рамках мастер-плана как раз пересматривается транспортная схема. Нужно построить еще ряд сооружений, чтобы развернуть город, ведь он протяженный, достаточно большой, а населения не так много. Сравнивали параметры, по которым рассматривается мастер-план, с Кемерово и Красноярском — там все компактнее и поэтому проще строить, чем нам.

Мы разгрузим проспект 50-летия Октября, потому что все едут туда. В перспективе расширение Читинского переезда, это тоже заложено в транспортной схеме. Мы сейчас рассматриваем, какой будет источник финансирования. Расширение переезда как раз немного разгрузит проспект Автомобилистов и проспект 50-летия Октября, и уже не будет таких пробок на Элеваторе. Потому что мы все равно попадаем в это узкое «горлышко», путепровод под железной дорогой, в будущем станет возможно его объезжать.

О неудобствах для жителей ближайших домов

— От жильцов, естественно, были жалобы, так как работа идет круглосуточно. Мы обратили особое внимание на шумные работы. Их переносили на разрешенное по закону время с 7 часов утра до 23. Во время сварки ставили щиты, чтобы не было бликов. Больших жалоб не было, люди с пониманием относятся. А мы, в свою очередь, стараемся сократить сроки стройки. Возможно, еще будут шумные работы, а то, что связано со сваркой, с забивкой свай, шпунтового ограждения (когда забиваются сваи или шпунт, бывает ощущение, что дом иногда подпрыгивает), уже выполнены, причем в кратчайшие сроки. Расселяли жителей некоторых домов — тех, которые попали под выкуп, под освобождение площадок. Расселение входило в сумму, выделенную на строительство. Денежных средств на этапе проектирования было заложено достаточно. В каждой смете есть непредвиденные затраты и сейчас будут выкупаться еще три дома, но перед этим идет корректировка проекта, чтобы опять не ошибиться. Предварительно подрядчик говорил, что эти три дома будут мешать, они действительно максимально близко расположены к будущей дороге, двигать их невозможно. Поэтому подрядчик вправе, согласно проектному решению, принять решение на выкуп этих домов.

Сто лет службы

— На объекте работает разное количество субподрядных организаций, в зависимости от перечня работ. Крупных подрядных организаций нет, в основном это «Хотьковский автомост». А таких, которые заняты второстепенными работами — может быть две-три, может быть десяток. Кто-то завозит грунт, кто вывозит мусор, процесс постоянно идет. Основной подрядчик — это поставщик бетона ООО «Буржелезобетон». Бетон должен замешиваться в стационаре, в заводских условиях, потому что у него высокая марка и очень жесткие требования. Бетон проверяется на заводе, миксером везется на объект. Из миксера также берется проба — так называемые «кубики», которые потом хранятся и испытываются.

Мост рассчитан минимум на сто лет службы. Ни рельеф дна, ни берег менять не приходилось. У нас как раз створ моста попадает под проект реконструкции дамб, которые защитят город от наводнений. Их реконструируют и на Уде, и на Селенге. Проектировщики договорились между собой, произошла интеграция, мост достраивается, а потом мы выполняем работы по берегоукреплению.

О строительстве моста через Селенгу

— Проект строительства моста через реку Селенгу пока обсуждается, он также есть в мастер-плане. Ведутся переговоры с министерством транспорта РФ, все поддерживается, все в позитиве, но сегодняшняя ситуация с финансированием пока сложная. Однако этот мост нам тоже необходим, о чем мы докладывали помощнику президента Максиму Орешкину, министру по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексею Чекункову и замминистра Анатолию Бобракову, министру экономического развития Максиму Решетникову — все эту идею поддерживали. Мастер-план согласовали все ведомства и в ближайшее время его рассмотрит президент. Как только он будет одобрен, у нас сразу появится возможность полностью его озвучить. Согласно мастер-плану, у нас появляется несколько больших объектов в центре города — это здание театра «Байкал», Национальный музей, международный студенческий многопрофильный кампус. Потенциал развития города достаточно большой и всеми поддержан. Но теперь по большому счету осталось слово за президентом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 8 марта 2023

Заголовок в газете: «Даже в год пандемии мы смогли удержаться»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру