В Улан-Удэ сильно удивились первым в истории скачкам на игрушечных лошадях-палках

Есть ли будущее у хоббихорсинга в Бурятии

На Республиканском ипподроме в Улан-Удэ состоялся традиционный турнир на кубок конного двора «Гарцующий пони». Под открытым небом проводились три вида соревнований: от классических — выездки и конкура, до современного — хоббихорсинга, который не оставил равнодушным никого.

Это нетривиальный вид спорта с элементами легкой атлетики и художественной гимнастики, где люди «ездят» на игрушечных лошадях-палках. Когда о его существовании узнали пользователи социальных сетей, то ожидаемо разбились на два лагеря.

«Я еще от керлинга не отошла, а тут уже это»; «То есть серьезные граждане собираются вместе и «тыгыдыкают»?»; «Если вы думаете, что занимаетесь фигней, знайте: есть те, кто занимаются хоббихорсингом», — недоумевают первые. «Обидно: их не пнул только ленивый»; «Не знаю, как вы, но мы с огромной радостью скакали бы сейчас на игрушечной лошади, а не вот это вот все», — заступаются вторые. С интересным способом досуга познакомился корреспондент «МК в Бурятии».

От Финляндии до Бурятии

«Скачки» на деревянной палке с лошадиной головой описывались в книгах XIX в. как традиционный ритуал рыбаков города Майнхед в Англии. Долгое время они считались чудачеством взрослых или оставались забавой детей. Ситуацию кардинально изменила жительница Финляндии Алиса Аорнимяки, которая не располагала финансовыми возможностями для занятий традиционным конным спортом и придумала альтернативу ему.  

Сначала студентка «заболела» экзотическим увлечением сама, а потом нашла товарок во всемирной паутине. Через несколько лет в скандинавской стране возникла целая субкультура с тысячами сторонников. С 2015 года активистка разрабатывала правила для нового вида спорта, а в 2017-м режиссер Сельма Вилхунен (номинантка на «Оскар» к тому моменту) представила документальный фильм «Революция хоббихорсинга», который и прославил его на весь мир.

Сегодня это общественное движение с такой же проворностью, как и скандинавская ходьба, «прыгает» семимильными шагами по белому свету, обретая армию поклонников. Оно распространено в Дании, Швеции, Нидерландах, США, Австралии, Великобритании. Но особенно популярно на исторической родине, где насчитывает около 10 тысяч последователей — как девочек и девушек от 10 до 18 лет, так и женщин постарше. Соревнования проходят там с 2017 года: в первом же турнире участвовали около 200 человек.

С 2019 года и в России существует федерация хоббихорсинга, а также устраиваются состязания по нему. «Старты» на регулярной основе организуют хоббихорсеры Москвы и Санкт-Петербурга. Попытки в данном направлении предпринимал один клуб из Иркутска. Ну а первопроходцем для «таежной, озерной, степной» оказался конный двор из Улан-Удэ.

Люди-кентавры

— Мы хотели провести соревнования по хоббихорсингу давно, но никак не доходили руки, — признается директор «Гарцующего пони» Ольга Васильева. — Решили сделать это к пятилетию своей организации. И хотя не устраивали явной агитации, без особого труда набрались десять участниц, включая трех из другого клуба. Все они посещают секции верховой езды.

Чтобы присоединиться к хоббихорсерам, не нужно держаться в седле профессионально — достаточно ознакомиться с требованиями. Тренер Мария Шестопалова поясняет: они идентичны основным правилам конного спорта, прежде всего привычных дисциплин — выездки (искусства управления скакуном) и конкура (преодоления препятствий на нем).

Если в первом случае необычный наездник повторяет элементы, которые выполняет живая лошадь на манеже — вольт, боковые, диагональ, серпантин и показывает аллюры — шаг, рысь и галоп, то во втором не только имитирует ее поведение, но и проходит полосу с барьерами высотой от 20 сантиметров до 1,5 метра. Человек становится эдаким «кентавром»: торс отвечает за всадника, а ноги — за коня. И, таким образом, лучше понимает копытного партнера. Важные критерии — чистота и резвость.

— Тут есть собственные регламенты, а также критерии оценок и таблица ошибок. К примеру, теряешь «палку» — выбываешь из состязаний. Забываешь маршрут — исключаешься из них, — говорит Мария. — Судьи подлежат аттестации, а спортсмены получают разряды. Они ставят реальные рекорды, правда, прыгают через более тонкие и легкие жерди, чем животные, чтобы не запинались. Специальной формы не требуется, но приветствуется «жокейская»: она установлена международными стандартами.

Об энтузиастах этого вида спорта — пока неофициального для России — бытуют два стереотипа: как о кучке резвящихся ребятишек и как о группе одичавших женщин, скачущих среди кустов. Однако типичные его «адепты» в нашей стране, да и зарубежных государствах — представительницы прекрасного пола от 12 до 18 лет, грезящие верховой ездой с детства.

Но то — в теории. На практике же гарцуют все! «Никаких ограничений по полу и возрасту нет. Главное — желание, — считает Ольга. — В нашем турнире участвовали и девочка семи лет, и девушка-преподаватель художественной школы. Хотела и чья-то мама, но прыгнула один раз и передумала. Ей показалось, что это легко, но оказалось, что сложно» (улыбается).

Полезное с приятным

Хоббихорсинг включает не только езду на игрушечных лошадях, но и создание их максимально реалистичными из палок, ткани, пряжи и наполнителя, и изготовление амуниции для них — сбруи, попонок. Это огромный творческий процесс, где важен каждый нюанс — от подбора материалов, коих сейчас великое множество, и выбора породы, а также масти до адаптации под себя.

Большую часть хоббихорсов мастерят «жокеи»-любители. Но последнее время этим занимаются и швеи-профессионалы. Иной раз «фабричные» скакуны обходятся в кругленькие суммы. «Заводчики» продают их за 15-20 тысяч рублей, и многие люди покупают по таким ценам», — рассказывает тренер «Гарцующего пони». А затем показывает на черного «коняшку», отаборившегося в углу: «Вон тот — не самый дорогой, стоит около 7 тысяч рублей».

Соревнования предполагают использование не каких-нибудь единорогов или слонов, а коней — мягких и объемных, напоминающих настоящих и подчас являющихся их точными копиями. «Палколошадкам» уделяют пристальное внимание, например, гривы расчесывают особыми щеточками и заплетают в специальные шишечки. Клички своим питомцам исходя из фантазии придумывают сами хозяева и иной раз составляют их из первых букв имен «родителей» (так что отдельные хорсы имеют собственные родословные). Ярые фанаты собирают игрушечные табуны и даже оборудуют им конюшни.

Явное преимущество этого хобби перед конным спортом — его бюджетность. Не нужно оплачивать затратное содержание животного и приобретать дорогое снаряжение для него — можно посетить лишь швейный магазин. Вот такое недорогое удовольствие.

Собаки лают, лошадка скачет

— Если в Европе распространен конный спорт, и под него там заточена целая индустрия, то в Бурятии популярны конные скачки, и не совсем понятен хоббихорсинг, — рассуждает Ольга Васильева. — Те, кто видели только его на турнире, поскольку выездку и конкур пропустили, выражали недоумение и высказывали недовольство. Говорили, мол, какой фигней вы маетесь! Подобные вещи пишут и в социальных сетях. Возможно, игрушечная форма и придает некоторое легкомыслие. Но ведь спорт-то неигрушечный — совершенствует физическую подготовку, стимулирует творческое мышление и вселяет внутреннюю уверенность.

Плюс развивает выносливость и внимательность, память и усидчивость, дисциплину и креативность, моторику и координацию, тренирует конечности и «дыхалку», осанку и пресс. С какой стороны ни глянь — дело хорошее и очень нужное. Без должных умений всадник не сможет отвечать и за себя, и за того парня (то бишь коня), выступать перед строгим жюри и взыскательной публикой, гарцуя с вытянутым носком несколько минут и перемахивая через препятствия на своих двоих.

— Наездник должен не просто управлять лошадью, но и следить за посадкой, и ехать по схеме, которую выучить могут не все сразу, — замечает Мария Шестопалова. — Хотелось бы, чтобы тренировки проходили в закрытом помещении, а не на открытой площадке, где дует ветер и метет песок.  

Сотрудники конного двора надеются, что такая возможность предоставится в обозримом будущем. И подчеркивают: в нашем регионе хоббихорсинг обещает стать отличной базой для дальнейших занятий верховой ездой и массовым спортом при определенном интересе в свою сторону. «Если жители пожелают заниматься им, мы можем открыть филиал федерации, организовывать выставки сами или отдавать их на откуп конно-спортивным объединениям. Тем более поддержку оказывает министерство спорта Бурятии. Лишь бы комплексов не возникало из разряда «солидный человек, прыгающий на палочке», — подытоживает директор «Гарцующего пони».

Лучшие друзья девочек — это хоббихорсы?

Напоследок я знакомлюсь с юными хоббихорсерами — пятью девочками от 11 до 15 лет. Каждая начинала с конного спорта и пришла к хоббихорсингу, о котором узнала из Интернета, около года назад. На мой глубокомысленный вопрос: «Чем вас привлекло это занятие?», звучит их чистосердечный ответ: «Лошадки прикольные».

— На игрушечных ездить проще, чем на настоящих?

— Сложнее. И бегать надо, и прыгать самим.

— А родным и друзьям нравится ваше хобби?

— Говорят, что необычно.  

— Не думают, что несерьезно?

— Нет.

Девчушки по очереди рассказывают о себе и представляют питомцев, обладающих индивидуальными повадками. Настя Вершинина занимается верховой ездой месяцев шесть и заняла на соревнованиях по хоббихорсингу третье место с Солнышком, которого взяла в одноименном детсаду. Срабатывает встроенный механизм — и искусственный конь ржет словно всамделишный, а ваш корреспонедент вздрагивает от внезапного «иго-го».

Даша Дягилева посещает секцию пятый год, входит в сборную конного двора, собирает фигурки лошадей и обзавелась хорсом Сильвером. «Это интересно, и родители не против», — улыбается она. Эля Алиева в обычном седле один год, Диана Белоусова — три месяца. А вот на плюшевых Приме и Мустанге обе они совсем недавно. Новое увлечение хоть и дается не без трудностей, но захватывает с головой.

Снежана Дамбаева сшила хоббихорса Самсу вместе с мамой примерно за неделю. Прообразом для него послужили картинки из сети, а материалом — ткань, картон и поролон. Помимо самодельной в коллекции школьницы имеется и магазинная коняшка...

…Маленькие всадницы гордо приводят своих жеребцов на оборудованную территорию, где умело преодолевают пять барьеров высотой по 50 сантиметров, зажав палки между ног. Ни дать, ни взять — маггловский вариант волшебного квиддича. Глядя на них, я убеждаюсь лишний раз: хотите сделать ребенка счастливее — дайте ему не леденец на палочке, а лошадку. Да и взрослому — тоже.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 14 июня 2023

Заголовок в газете: Неигрушечный спорт

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру