Юрист в Бурятии рассказала, как защитить свои авторские права и не стать жертвой фототроллей

Поможет центр альтернативного урегулирования споров и медиации при ТПП Бурятии

Ежегодно множество предпринимателей, в том числе в Бурятии, теряют десятки и сотни тысяч рублей, проигрывая судебные споры компаниям, пользующимся их неосведомленностью в сфере авторского права.

Поможет центр альтернативного урегулирования споров и медиации при ТПП Бурятии
Светлана Тоневицкая.

О том, что такое фототроллинг и о некоторых нюансах защиты прав на интеллектуальную собственность журналистам медиахолдинга «New Media Group» рассказала юрист, руководитель Центра альтернативного урегулирования споров и медиации при торгово-промышленной палате Бурятии, практикующий медиатор Светлана Тоневицкая.

О фототроллинге

— Я провела анализ судебной практики, чтобы выяснить, с чем сталкиваются предприниматели. Зачастую это элементы фототроллинга, когда используются фотографии некоего автора и впоследствии компания, которая заключает договор доверительного управления, предъявляет соответствующие иски. Мне удалось выяснить, что есть несколько компаний, которые выбрали это в качестве своего бизнеса и даже автоматизировали процесс формирования исковых заявлений — в частности, ООО «Восьмая заповедь», ИП Лаврентьев А.В. и некоторые другие компании. Они заключают договоры доверительного управления с авторами фотографий, впоследствии принимают участие в судебных процессах, где как будто бы отстаивают их права. На самом деле нельзя однозначно сказать, что это действительно предмет отстаивания интеллектуальных прав. В настоящий момент в суде находится более 1800 исковых заявлений, сумма исков составляет более 100 миллионов рублей — и это только по этим двум истцам.

Среди ответчиков госорганы, администрации муниципальных образований, частные фирмы, строительные организации, управляющие компании ЖКХ, туристические агентства, некоммерческие организации, профсоюзы, даже есть дом престарелых и СМИ. Арбитражные суды в настоящее время рассматривают иски по взысканию компенсаций за использование исключительных прав на фотографическое произведение в Архангельской, Московской, Саратовской, Свердловской, Вологодской, Ростовской, Тюменской, Новосибирской областях, Пермском, Ставропольском краях, в Республиках Башкортостан, Бурятия, Татарстан и городах Москва и Санкт-Петербург.

Что такое фототроллинг? Фотограф размещает изображение на стоковом сервисе, где третьи лица могут бесплатно скачать фотографию и использовать ее. Вы скачиваете фото и публикуете его. В это время фирма находит автора фотографии и заключает с ним договор доверительного управления с правом представлять его интересы в суде, получать денежные компенсации. Одновременно на другом сайте размещается эта же фотография, но ее использование уже платное. Автор удаляет фото со стокового сервиса, подготавливается нотариальный протокол, в котором фиксируется факт использования вами изображения, далее предъявляется иск. На указанном основании суды удовлетворяют иски в 95% случаев. Важно знать, что истец не должен доказывать факт реального ущерба, достаточно самого факта использования фотографии.

В Интернете создаются группы по борьбе с фототроллингом, например, компания Nevsky IP Law (г. Санкт-Петербург). Видео с описанием некоторых вариантов противодействия в судебном споре против «Восьмой заповеди» можно найти на сайте проекта и его Youtube-канале. Для профилактики таких случаев нужно, во-первых, научиться самим правильно оформлять и фиксировать авторские права. Во-вторых, когда вы скачиваете фотографию с бесплатного ресурса, нужно проверить ее наличие на платных сайтах. Если ее там нет, этот факт лучше зафиксировать, хотя это не гарантирует вам победу в суде. Если вам понравилась фотография — можно попытаться найти ее автора и заключить договор на переуступку авторских прав. Важно проработать юридическую составляющую ваших отношений — в этом гарантия защиты от возможных финансовых потерь.

Фото: loon.site

Об использовании логотипов, коммерческих обозначений и товарных знаков

— Одна из больших проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, — иски по товарным знакам. Могу привести в пример детский сад «Киндер+», директор которого сама изобрела в 2007 году логотип и не зарегистрировала его в качестве товарного знака. А предприниматель из Санкт-Петербурга зарегистрировала похожий товарный знак в 2020 году и предъявила иск на 300 000 рублей. Также она требовала удалить обозначение в виде цветных латинских букв «КИНДЕР+» с названия, сайта, а также из группы «ВКонтакте» и прочих ресурсов. Однако мы доказали, что это графическое изображение — коммерческое обозначение, созданное в 2007 году и используемое ежегодно.

Нужно понимать различия между логотипом, коммерческим обозначением и товарным знаком. Все зависит от того, как это юридически оформлено. Логотип — предмет авторского права, он может быть в словесном варианте, в качестве изображения или комбинированный. Наши предприниматели для индивидуализации своих товаров и услуг как раз используют логотип. В этом случае специалист (например, дизайнер) разрабатывает логотип, передает фирме или предпринимателю по договору уступки авторского права. Его можно перерегистрировать в качестве товарного знака — обозначения, удостоверяемого свидетельством. Не каждый логотип может стать товарным знаком, потому его обязательно предварительно проверяют на идентичность. Есть специалисты — патентные поверенные, которые могут помочь с регистрацией, проконсультировать и проверить, насколько обозначение уникально (это также можно сделать на некоторых бесплатных сайтах).  

Процедура регистрации товарного знака занимает от 8 месяцев до 1,5 лет, а ее ориентировочная стоимость около 50 тысяч рублей. Если у предпринимателя в данный момент нет таких средств, он может использовать изображение в качестве коммерческого обозначения. Здесь проблема в том, что оно должно использоваться ежегодно и впоследствии при необходимости этот факт нужно будет доказать в суде. Если коммерческое обозначение используется нерегулярно, нет подтверждающих документов, дело будет проиграно. Но регулярное использование — дорогое удовольствие. Необходимо постоянно размещать рекламу, выступать на конференциях, распространять свои визитки с этим обозначением. Тут стоит детально подойти к своей деятельности и понимать, что вы продвигаете, нужно ли вам вообще коммерческое обозначение и не проще ли будет обойтись логотипом.

Отмечу, что незаконное использование товарного знака влечет серьезную ответственность и вы можете лишиться от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Было несколько случаев, когда предприниматели по этой причине просто разорялись. Своевременное заключение юридически грамотных договоров, фиксация перехода прав и авторства — гарантия осуществления стабильной и спокойной деятельности, связанной с фотосъемкой, и использования исключительных прав на фотографическое произведение.

О работе Центра альтернативного урегулирования споров и медиации при ТПП РБ

— Медиация — это урегулирование споров с участием посредника, единственной задачей которого является содействие наибольшему удовлетворению интересов сторон. В частности, это один из способов разрешения споров в области интеллектуальных прав.

В 2006 году была создана коллегия посредников при торгово-промышленной палате России. Наиболее эффективно в настоящее время в ее практике развивается судебная медиация, она рассматривает споры на миллиарды рублей. Такие же коллегии работают в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде. У нас в республике пока все в начальной стадии. Центр альтернативного урегулирования споров и медиации при ТПП Бурятии решили создать несколько лет назад. В то время я занималась разрешением споров сети «Шулэндо», где произошло массовое отравление. Тогда мы с применением медиативных техник в переговорах заключили 150 мировых соглашений, тем самым удовлетворили интересы пострадавших и помогли предпринимателям сохранить бизнес. Они после этого сделали выводы, взяли на работу хороших санитарных врачей и сейчас успешно ведут предпринимательскую деятельность.

Возможности медиации в урегулировании споров в области интеллектуальных прав очень велики. Однако в случае с троллями этот инструмент работать не будет, так как основной их задачей является получение денег, а не урегулирование спора.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 16 августа 2023

Заголовок в газете: Жертвы фототроллинга

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру