Депутаты Государственной Думы провели совещание в правительстве Бурятии по подготовке ко второму чтению поправок к федеральному закону о защите Байкала. Законопроект призван с учетом рекомендации ученых, мнения общественников и чаяний жителей прибрежных районов решить актуальные проблемы Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
И сторонники, и критики байкальских инициатив едины в главном: «В том состоянии, в котором мы находимся, оставаться нельзя». Эту мысль на совещании в Улан-Удэ озвучил председатель комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин.
«За 24 года действия закона о сохранении озера Байкал накопился определённый пласт вопросов, которые требуют серьёзной проработки, - отметил Дмитрий Кобылкин. - Первое, на Байкальской природной территории действует более 50 запретов и ограничений для хозяйственной и иной деятельности. Мы создали очень прочную систему защиты Байкала, местами даже железобетонную, от которой местные жители годами испытывают трудности».
Среди ключевых проблем, требующих быстрого решения, участники совещания назвали невозможность проводить профилактику лесных пожаров, ограничения на землевладение, размещение кладбищ, строительство инфраструктуры для туристско-рекреационных объектов и других сооружений, которые могли бы успешнее решить вопросы ликвидации накопленных бытовых отходов и загрязнения озера.
«Актуальность поправок в закон резко возросла прямо сегодня - прямо сейчас полностью остановлено движение на БАМе, размыло БАМ. Вопросы, предусматривающие возможность строительства селезащитных и гидротехнических сооружений, были отражены в законопроекте – и вот пример, когда их нерешенность привела к последствиям колоссального масштаба», - подчеркнул актуальность проблемы глава Бурятии Алексей Цыденов, имея ввиду чрезвычайную ситуацию на участке БАМ в Северо-Байкальском районе Бурятии, вызванную разрушением дамбы.
Алексей Цыденов особо отметил, что новая редакция закона призвана прежде всего решить задачи по защите озера, а не задачи экономического развития. «Я бы хотел подчеркнуть, что тот законопроект, который прошёл первое чтение, отвечает, в первую очередь, на вопросы реальной защиты Байкала: защиты от селей, от пожаров, от мусора и неорганизованного туризма. Все эти вопросы имеют первичный статус в защите озера. Статусы экономического развития - вторичны. Экология на первом месте, и многие экономические вещи туда не закладываются», - добавил глава Бурятии.
«Сейчас мы находимся в начале пути по созданию качественного закона по Байкалу», – согласился Дмитрий Кобылкин.
Закон позволяет обеспечить высокие экологические требования для туризма - создать качественную туристическую инфраструктуру в локализованных местах, которые были определены и законодательно закреплены еще с 2007 года. Чтобы туризм стал не только комфортным для путешественников, но и экологичным, не допускающим загрязнения Байкала. Это защита от неочищенных стоков и правильное обращение с отходами.
Обеспокоенность вызывает то, что на Байкале населенные пункты окружены лесом, противопожарных разрывов вдоль границ населенных пунктов нет, потому что деревья в ЦЭЗ запрещено рубить. Новый законопроект такой запрет снимает.
Законопроект позволяет защитить Байкал от максимально экстремального загрязнения шлам-лигнином, накопленным за годы эксплуатации на Байкальском ЦБК, так как в этой местности остается крайне высокой угроза селя. Необходимо создание защитных сооружений.
Дмитрий Кобылкин заметил, что прорыв дамбы на реке Холодная на БАМе – прямое следствие того, что даже несмотря на выделенные на ее ремонт деньги, закон о защите Байкала не позволил его провести. И если бы подобная авария произошла в границах Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, селевой поток мог бы смыть в озеро до 6 миллионов тонн ядовитых токсичных веществ.
«Если мы ничего не будем делать, через 10 лет об уникальности этой воды можно будет забыть! Вот сегодня БАМ размыло, в результате – часы героического восстановления в течение недели – этого могло бы не быть. Это можно восстановить, но неделя простоя для РЖД – это убытки, представляете, какие трудности испытает железная дорога, поставщики и покупатели! А если Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат со своими отходами сойдет в виде селя, и мы не сможем защитить, укрепить берег озера - мы с вами будем иметь бледный вид перед будущим поколением! Неважно, к каким партиям мы принадлежим, какие мнения у нас по этому поводу, - в том состоянии, в котором мы находимся, оставаться нельзя!», - сказал председатель комитета Госдумы Николай Кобылкин.
Свою позицию озвучили и ученые, которые посвятили много лет изучению социально-экономических, экологических проблем Бурятии в условиях действия закона о защите Байкала.
«Мы здесь живем, и мы лучше знаем, как защитить наш Байкал, и мы – не враги Байкалу! Люди должны иметь право жить и развиваться достойно! На Байкале должен быть богатый хозяин, который сохраняет свой дом», - заявил Арнольд Тулохонов, научный руководитель Байкальского института природопользования СО РАН, академик РАН, доктор географических наук, профессор.
По словам председателя межфракционной рабочей группы «Байкал», заместителя председателя комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергея Тена, его удивляет то, какое сопротивление оказывают некоторые общественники любым попыткам принять практически каждое из решений по развитию и экологизации Байкала.
«Идет критика при минимуме каких-то предложений – очень много политики, люди хотят зарабатывать себе очки на этом пиаре. Давайте работать, а не зарабатывать себе политические очки!», - заключил Сергей Тен.