Доцент ВСГУТУ в Бурятии: «Папа дарил мне наборы юного химика и проводил опыты»

Дарима Балданова рассказал о династии в науке и образовании

В России 2023 год знаменуется Годом педагога и наставника. В нашей стране, в том числе и в Республике Бурятия, немало именитых педагогических династий, которые из поколения в поколение вносят свой вклад в развитие среднего и высшего образования.

Дарима Балданова рассказал о династии в науке и образовании
Дарима Балданова:

Доцент кафедры химии Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, кандидат технических наук Дарима Балданова поделилась с корреспондентом «МК в Бурятии» историей семьи и своими взглядами на ситуацию в сфере образования.

— Мой дед Балдан Митупов работал учителем и директором Табтанайской неполной средней школы, преподавал естествознание в Агинской средней школе. Был директором Агинского педагогического училища, а в 1941 году комсомольцем ушел на фронт — защищать родину, воевал в комендантском отделении 223-го кавалерийского полка на Украинском фронте. Под его руководством штурмовая бригада отличилась в бою за овладение укрепленным районом противника в ходе Яссо-Кишиневской стратегической наступательной операции советских войск в августе 1944 года. Мой дед, казак Митупов, лично уничтожил более 15 немцев и был посмертно награжден орденом Красного Знамени.

Мой отец Мунко Балданов также посвятил свою жизнь образованию и науке. Он — доктор химических наук, профессор, член-корреспондент СО АН ВШ, почетный работник высшего и профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки РБ, член Нью-Йоркской академии наук, ветеран труда, автор более 250 публикаций в зарубежных и российских изданиях. Конечно, я горжусь тем, что отношусь к педагогической династии — работаю в сфере образования уже 25 лет.

— Как вы пришли к своей профессии?

— Большую роль в выборе профессии, конечно, играют семья, окружение, среда. Я в этом росла. Мой папа всегда мечтал, чтобы мы с сестрой стали химиками, и пытался всяческим образом привлечь нас к этой науке. Но у сестры были свои планы. Рыгжита Балданова — гидробиолог, кандидат биологических наук. Закончила МГУ и защитила диссертацию там же. Ну а я — младшая в семье, мне нравилось, когда папа приносил с работы штативы с пробирками, дарил мне набор юного химика, проводил со мной химические опыты. Я не могу сказать, что хотела с детства стать химиком. Мне в большей степени нравились профессии учителя и врача. В школе легко давались точные науки — химия, физика и математика. Из гуманитарных наук — английский язык. Даже занимала первые места в городских олимпиадах. В старших классах я пошла учиться на медсестру в учебно-производственный комбинат, где ученики могли получить свою первую профессию. Профориентация тогда была мощная. Нас сразу же, буквально с первых занятий повели в медицинские учреждения, в морг, в гости к патологоанатому и музей с экспонатами реальных органов, пораженных различными болезнями. В общем, я поняла, что с медициной буду только на «вы». Но профессию медицинской сестры я освоила, окончила с отличием. Первую помощь оказывать умею, уколы внутримышечно ставить тоже могу.  

Атмосфера в семье, научной среды, наверное, тоже повлияла на выбор профессии?

— Папа окончил МХТИ им. Д.И.Менделеева в Москве и там же защитил кандидатскую, а позже и докторскую диссертацию. Моя мама, Римма Жигжитова, окончила Ленинградский институт кинематографии. Они с папой познакомились в Москве. Позже, когда родители приехали в Улан-Удэ, работали в ВСТИ. Папа на кафедре неорганической и аналитической химии, мама — на электротехническом факультете. Потом она работала в училище искусств и культуры, преподавала там кино-, фотодело. То есть в нашей семье все преподаватели. И мы эту атмосферу впитывали с детства. Папа преподавал и всегда был занят наукой, работал над диссертацией. Мы с сестрой понимали, что это серьезная работа и старались не мешать ему. Все это, конечно, наложило отпечаток на наше воспитание и мировоззрение.

Помню, часто к родителям приходили в гости друзья-ученые. Мы любили слушать их интеллектуальные беседы. У друзей были свои дети, которые тогда уже поступали и учились в вузах Москвы, Санкт-Петербурга.

— В вашей жизни был африканский период. Расскажите об этом.

— В 1977 году министерство высшего и среднего специального образования СССР командировало моего отца, наряду с другими специалистами, в Алжир, город Бумердес, в Национальный институт легкой промышленности преподавать химию на французском языке. Там мы прожили 4 года. Папа говорил, что по его впечатлениям годы работы в Алжире на берегу Средиземного моря были одними из ярких страниц в его жизни. Ведь это была, действительно, другая жизнь, можно сказать мечта, о которой даже и не мог подумать когда-то давным-давно бурятский мальчишка с пыльной станции Могойтуй. Именно там, в Алжире, он и сформировал основные идеи своей будущей докторской диссертации.

— Как все-таки ваш отец пришел к науке?

— Папа закончил Могойтуйскую среднюю школу в 1961 году. Всегда увлекался точными науками. Как рассказывал его одноклассник, папа со своим двоюродным братом Валерой смастерили впервые в деревне детекторный телефон. А для своих сверстников они устраивали различные химические каверзы, изготавливая так называемые «вонючки» из запасов школьной химлаборатории. После окончания школы он поехал в Москву и поступил в МХТИ имени Д.И.Менделеева, на инженерный физико-химический факультет, основанный самим академиком Игорем Курчатовым, который руководил группой ученых, участвующих в разработке атомной бомбы в Советском Союзе. После окончания МХТИ он вернулся в Улан-Удэ и стал работать преподавателем кафедры неорганической и аналитической химии в ВСТИ. Потом защитил кандидатскую диссертацию в Москве в 1973 году. А в 1992 году защитил докторскую диссертацию по специальности «Физическая химия». Результатом его многолетних научных исследований в области растворов электролитов явилось создание им уникальной единой теоретической модели по прогнозированию всех диссипативных процессов в растворах электролитов, основанной на плазменном состоянии вещества. 

О том, что он стал членом Нью-Йоркской академии наук, мы узнали случайно. Ведь никто не отправлял заявку на членство. Пришло письмо о том, что по результатам научных работ его утвердили. Папа этому факту очень был рад. Мунко Балданов публиковался в научных изданиях, которые переиздавались на иностранном языке по всему миру. В этих журналах тогда публиковались только именитые ученые. Это были единственные научные журналы в стране, такие как «Доклады академии наук», «Журнал аналитической химии АН ССР», «Известия высших учебных заведений. Химия и химическая технология». Его работы были представлены и на английском языке. В то время много было приглашений из разных стран с запросами на публикации, даже приглашали работать в Израиль. Но он тогда не отвечал на эти запросы.

— Не было желания уехать жить за границу?

— В то время, все кто уезжал за границу, находились под присмотром КГБ. Тогда был такой порядок. То, что его приглашали работать в Израиль, папа не рассказывал особо никому. Я думаю, что он знал, что нельзя было налаживать личные связи за границей и, к сожалению, не ответил ни на один запрос. Это было время перемен и поэтому он не стал рисковать, остался работать здесь, в родном университете.

— Когда отец — именитый ученый, хотелось, наверное, тоже стремиться к таким высотам?

— Для меня закончить аспирантуру и стать кандидатом наук — это была не мечта и не цель. В нашей семье это очередная ступень образования, то есть норма. С детства в нас культивировали, что образование — самое главное, что это непрерывный процесс. Поэтому мы даже и не думали о другой жизни, не сомневались, нужно ли продолжать обучение.

Я работаю на кафедре химии во ВСГУТУ с 1998 года после окончания вуза уже 25 лет. Преподаю неорганическую химию, химию, химию металлов, физическую химию. Здесь защитила диссертацию.

— Значит можно сказать, что вы продолжаете деятельность своего отца?

— Конечно. Все, что я сейчас имею, это благодаря моим родителям, их воспитанию, образованию. Я продолжаю его деятельность не только в науке. Мой отец всегда отличался редкой работоспособностью, острым, ироничным и даже, в некоторой степени, саркастическим умом, который позволил ему всегда отличать настоящее в жизни от пустого и тем самым сохранять равновесие духа в трудные моменты, которые были в последние годы его жизни. У него всегда была своя четкая позиция во всем. У меня тоже есть своя позиция во многом. Сегодня система образования сталкивается с различными проблемами и вызовами. Решение этих проблем может существенно повлиять на наше с вами будущее. Я считаю, что преподавательской деятельностью должны заниматься талантливые люди. В эту профессию должны приходить люди по призванию, а не по остаточному признаку. Труд педагога должен оплачиваться достойно. Ведь самые важные профессии в мире — это учитель и врач.  

— Как сейчас учатся студенты?

— Я могу сказать только об уровне химической подготовки студентов, которые обучаются на инженерно-технических специальностях. У них практически нулевая база по химии. У многих занятия в школе по химии сводились к конспектированию параграфов в лучшем случае, а лабораторные работы практически не проводятся совсем.

— Как думаете, почему слабая подготовка у детей по химии?

— Химии в старших классах уделяется всего один час в неделю. Если профиль биохимии, то два-три часа в неделю. И все. А согласно кодификатору и спецификации экзамена, ученик должен владеть огромным массивом знаний. Поэтому обязательно нужно посещать дополнительные занятия, проходить курсы подготовки.

— Как выбрать дополнительные курсы для подготовки к ЕГЭ?

— Можно пройти курсы подготовки при вузах, образовательных центрах. Многие уходят в онлайн-обучение. Это очень удобно для детей и педагогов. Многие западные школы предлагают свои программы. Также сегодня много информации в Интернете, но самому все освоить трудно, да и не каждый ребенок способен самостоятельно управлять своим временем.

— Какие у вас планы?

— Мне бы хотелось, чтобы такой сложный предмет, как химия, был интересен учащимся, и чтобы они чувствовали себя уверенно на экзаменах. Я разработала свой собственный онлайн-курс, и уже есть первые ученики. Мой курс основан на требованиях экзамена по химии, охватывающих все его темы. Мы с учениками изучаем общую, неорганическую и органическую химию. Это огромный объем материала, включая теоретические и практические аспекты. В этом я вижу свою миссию — внести свой вклад в образование наших детей и быть частью их будущего. Моя семья всегда ценила образование, и для меня это тоже стало делом всей жизни.

Справка

Балданов Мунко-Балдан Митупович (1944-2010) — уроженец села Таптанай Читинской области, окончил Могойтуйскую среднюю школу в Агинском округе. С 1963 года учился на инженерно-физико-химическом факультете по специальности «Радиационная химия» Московского химико-технологического института им. Д.И.Менделеева (МХТИ), основанного в 1949 г. по инициативе академика Игоря Курчатова по подготовке cпециалистов для атомной промышленности. С 1968 года — преподаватель кафедры неорганической и аналитической химии в ВСТИ. В 1973 году в родном МХТИ защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Аналитическая химия». В середине 1970-х годов возникает острая потребность в опытных специалистах, преподавателях химии в развивающихся странах Африки, ставших на путь самостоятельного развития. В 1976 году Мунко Балданов в кратчайшие сроки осваивает французский язык и навыки синхронного перевода в Московском институте иностранных языков им. Мориса Тореза и уезжает по направлению министерства образования СССР вместе с семьей в Алжир, где в течение 4-х лет преподает на французском языке студентам-технологам в Национальном институте легкой промышленности (НИЛП) в г. Бумердесе. Также на французском языке Мунко Балдановым разработан полный курс лекций по общей и аналитической химии. В 1981 году он возвращается на родину, продолжает трудовую деятельность в ВСТИ в качестве старшего преподавателя, доцента, зав. кафедрой. С учетом международного опыта преподавательской деятельности он внедряет и совершенствует учебный процесс по общей и аналитической химии. Мунко Балдановым была создана новая теория плазмоподобного состояния вещества в растворах электролитов. По своей теории растворов электролитов в 1991 году Мунко Митупович защитил докторскую диссертацию, и в том же году был избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук. В 1993 году он утвержден в ученом звании профессор, в 1996 году — член-корреспондент СО АН ВШ. До 2005 года являлся заведующим кафедрой неорганической и аналитической химии ВСГТУ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 11 октября 2023

Заголовок в газете: Дарима Балданова: «Папа дарил мне наборы юного химика»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру